Кто скачет с ребенком своим на руках? То Бог, сын которого был побежден... Однако, напомню, у древних датчан Немало Богов в Пантеоне своем... Моя страничка - Анатолий Ландышев Дневник
SAMOLIAN, ну вот, вогнала в краску... Эпос, суеверия... Баллада, легенда... Подстрочник - понятно, но тут мы видим, ооднако ж, что кое где вообще не сходится))) Моя страница, велкам! Мой дневник
И ещё хочу сказать, что подстрочник, который делает человек, знающий немецкий язык, отличается от подстрочника, который делает компьютер. Возьмите хороший словарь иностранного языка и увидите, сколько значений может иметь одно и то же слово. Кроме знания слов, надо ещё знать такую науку как страноведение, да иметь хоть чуточку знаний о культуре, обычаях и традициях страны, с языка которой ведётся перевод.
Я только на секундочку. Как же это верно, Наташа. Я по себе знаю. Возомнив , что я знаю испанский, с большой самоуверенностью, а лучше сказать наглостью, однажды взялась за перевод стихотворения Гарсиа Лорки. И такую плюху получила по мозгам, и совести, что и вспомнить стыдно. Теперь изучаю и культуру и т.д. и т.п. Испании. И просто для разминки пытаюсь переводить простые песенки. Простите- что не совсем в тему.
Юля, да, ваш опыт полезен. То, что ребенок болен можно предположить только у Жуковского. У Гете Царь виден одному мальчику, отец считает, что это необоснованные страхи.
Дааа, Цветаева боготворила Гете. И она, кстати, считала, что Гетовский отец тоже видел нечисть болотную, просто успокаивал сына, видимо, чтобы сохранить ему жизнь. Ничего мол страшного... Жуткие мысли однако оформляются из тумана. Есть мнение, что скачут они вдоль Рейна. Упоминаются пляжи.Есть ли там вообще болота? А вот тумана точно предостаточно. Если дословно понимать описание Царя, то это полоска/лоскут тумана с короной ( хвост!!). И дочерей у него, если не много, то штук несколько. Да, у него же мать ещё есть...
Сообщение отредактировал Одина1301 - Среда, 02.10.2013, 23:15
Кто поздний верховый под ветром ночным? То едет отец с малюткой своим. Он мальчика верною обнял рукой, Его прижимает и греет собой.
— Сынок мой, что жмёшься ты, взоры вперя? — Отец, иль не видишь ночного царя? Лесного царя, что в короне, с хвостом? — Сынок, то полоска в тумане густом.
«Ребёнок милый, пойдём за мной: Мы чудные игры затеем с тобой. Долина цветами пестро́ поросла, Одежд золотых моя мать припасла».
— Отец мой, отец, или ты не слыхал, Что́ шопотом царь мне лесной обещал? — Не бойся, мой мальчик, покоен будь ты: То ветер сухие тревожит листы.
«Иди же, прелестный малютка, скорей: Я дам тебе в няньки моих дочерей, — Мои дочери станут ночною порой Плясать и, баюкая, петь над тобой».
— Отец мой, отец, иль не видишь и сам Лесного царя дочерей ты вот там? — Сынок мой, сынок, я давно разглядел: То ряд старых ветел во мраке так бел.
«Люблю тебя, сердцу ты мил моему; Коль сам не пойдёшь, я насильно возьму». — Отец мой, отец, вот меня он схватил, — Лесной царь, я чувствую, мне повредил!
Отцу стало страшно, он гонит коня, Он мальчика держит, что дышит, стеня, — Насилу достиг он двора своего… Ребёнок был мёртв на руках у него.
А здесь явно чувствуются страхи ребенка непонятного, как темноты. Будто его допустим ветка стукнула, и он от страха умер. Но зачем же Царь так тщательно расписан? Фет ближе к оригиналу. Рифма сохранена, ритм, наверное, тоже. Диалог трех собеседников уточнен, это тоже лучше.
Сообщение отредактировал Одина1301 - Четверг, 03.10.2013, 09:12
Баллады Гердера не нашла. Про ольху кое-что выяснила. Дерево мистическое. Листва осенью не окрашивается в яркие цвета, а просто скромно жухнет. А вот ветки на срезе розовеют, а затем краснеют, как покрываются кровью. В латинском названии дословно - рожденная рекой. В скандинавском эпосе из ольхи вырезали женщину, а мужчину из ясеня. А Рейн может быть женского рода? Может быть матерью?
Ира, почему? Река! Её можно считать прародителем и Ольхи и тумана. Если догадаться какие у реки могут быть золотые/желтые одежды, то это точно она. Но самое главное - отчего умер ребенок? Я думаю о своей Даме... Демоны демонами, а смерть всегда реальна. Отчего мальчику больно? И снова вопросы к отцу. Он всю дорогу так рьяно оберегает сына от страхов, а в самый кульминационный момент молчит, и очень пугается сам. Если царь - ольха, и, допустим, его царапает ветка. Отец бы стал объяснять ребенку, ведь сдерживал же мальчик свои страхи до этого момента. Видимо ранение было настолько сильное, что что-то говорить было уже бесполезно, и он просто заторопился домой. Это по реальной стороне событий. А вот вопрос, видел ли отец демонов сам, остается висеть в воздухе. С другой стороны, если отец ничего не видел, его беспокоили только детские страхи. И вдруг на его глазах кровавая ветка ольхи обламывается и вонзается в грудь ребенку- понятно, что он лишился речи. В тех же датских легендах Король Ольх является перед смертью - её предвестник. Тогда складывается картина несчастного случая. Кто же дочери у ольхи, которые могут нянчить, танцевать, хороводить? Листья? Шишечки? Их много наверное купается в водах Рейна. А Рейн как-то может быть связан со смертью?
Сообщение отредактировал Одина1301 - Четверг, 03.10.2013, 10:47
Ну, так дословно, реалистически, я думаю, толковать балладу не стоит. Всё-таки это романтическое направление в поэзии, которое в Германии отличалось страстью к загадочным, мистическим, таинственным сюжетом. Да и сама поэзия вовсе не канцелярский отчёт, а пространство образов и метафор. nvassiljeva
Скорее всего Лесной Дух позавидовал молодому человеческому телу. Он-то не то болотная дымка, не то ветка корявая. Вроде хочет заполучить мальчика, обещает блага, а сам бесится из-за своей зависти и наводит порчу. Хорошо быть человеком, но как уязвимо наше тело!