Недавно Павел Турсунов давал отповедь участнику форума, и отмечал, что стих должен быть легко доступен всем. В общем-то я с ним соглашусь, но есть варианты, когда изменив что-то, ты теряешь то, что хотел передать. Не словами. И не всегда хочется, чтобы эти мыслеощущения были доступны всем. Мне очень близко то, что (как мне кажется) Вы хотели передать в «Памяти». Но… У психики человека есть свои определенные свойства, которые, основываясь на причинно-следственном опыте, подталкивают восприятие индивида. Как и куда в данном случае:
Глухие голоса твердят о прошлом, что минуло давно. Я им не верю! Здесь нарисована картина отрицания героем своего прошлого (опыта). Пока неважно положительный он или отрицательный. Что-то его смущает, что-то говорит, что этот опыт ему повторить не хочется. (Дале по сюжету стиха можно бы порассуждать о том, что герой сожалеет о том, что он не сохранил это минувшее, но…) Но так устроен человек, что то, что им отрицается, является для него «нехорошим». И вот выплывает картина, которая подчеркивает – неприятие. Я предвижу возражения оппонента: мол так нехорошо сейчас герою, так давно было это хорошее, что он уже не верит этим голосам. Вот здесь первое логическое противоречие с законами восприятия, законами природы человека, а именно: человек всегда сожалеет о своем «хорошем» прошлом, всегда не прочь его вернуть. И неверие, а вернее нежелание героя поверить в возможность возвращения говорит о его: 1 – душевном расстройстве, 2 – непонимании ситуации и как следствие 3 – он все время возвращается от себя … к себе же, старому ( в мире нет боли – есть неприятие, нежелание перемен, когда не желаешь – всегда больно)
Напоминая только о хорошем, воспоминанья рвутся в мои двери. Ничего не бросается в глаза в этой строчке? А если будет так: Напоминая только о плохом, воспоминанья рвутся в мои двери. ? Сама по себе эта строка даже очень… Хоть в Вашем варианте, хоть в моем. Но отдельно, без контекста Ваш вариант говорит о том, что жизнь бьет ключом, фейерверком чувств, желаний. А человек никогда не оттолкнет «хорошие» воспоминания. Моя же строка – прямая противоположность. И от нее вот бы избавиться! Каков же контекст? Мы (пока) говорим, что первая строка нейтральна. Потому в этом случае можно второй строке присвоить положительную направленность. Но эти 2 строки не вяжутся между собой! Получается, что герой не верит в свои собственные хорошие воспоминания. (Это в психиатрии попахивает раздвоением личности.) В этом нет логики! И это уже подготавливает к определенному настроению, к определенному восприятию, создает определенную атмосферу, ситуацию, когда человек готовит свои последующие шаги (мысли). А далее идет: Пусть скажут мне, что время все излечит, уходит все былое безвозвратно, Но сердце боль по-прежнему калечит, с издевкою терзая кровожадно. И вот здесь на первое место выходит не задуманное автором, не его эмоции, а исподволь подготовленное читателем. Ожидание продолжения фейерверка, а он натыкается на какую-то боль! Которая невесть откуда появилась. Теперь есть два варианта: начинать читать сначала, чтобы переосмыслить первые две строки, и продолжить, в надежде, что последующее подскажет, разрешит противоречие. Большинство людей нетерпеливы, хотят сразу и всё, а это значит - продолжаем читать. Но уже в каком-то сомнении, что ли…
Окрасит грязно-серым цветом осень то, что совсем недавно было синим. А здесь сразу переход в будущее время! Пророчество. И это один из маркеров, которым пользуются нынешние имиджмейкеры и пиарщики. Когда нынешние внешне неуловимые контрасты предвосхищают действия в будущем. Это один из вариантов лингвопрограммирования. Кстати говоря, в проектах выступлений, которые пишут подобные программисты, выделяются определенные слова, фразы. И именно их нельзя менять. Другие – сколь угодно, но только не эти. Но почему здесь глагол в будущем времени? Еще не окрашено в серое? Значит, действительно читаться во второй строке должен изумительный фейерверк, а не возможное сравнение времен. Парадокс…
Все шло к тому, что так все и случится, я о произошедшем не жалею, По большому счету можно сказать, что судьбу не перепрыгнуть. Но простой смертный об этом крайне редко задумывается. Простой смертный крайне редко решает шахматные задачи в этой жизни. В основном решаются задачи первейшей необходимости: поход в магазин, выполнение заданий, чтобы было на что до магазина доехать… И если он видел, что все к этому идет, но продолжал играть эту партию… Или святой ( мудрый), или мазохист. И вырванные мрачные страницы уже не вклеить никакому клею. Вырваны, все их больше нет! Ничто не вклеит их обратно! Но почему тогда окрасит (в будущем времени!) грязно-серым цветом осень то, что совсем недавно было синим.
Не разобравшись, что случилось с нами - была ли то любовь или случайность? Здесь любовь становится синонимом закономерности. Причем закономерности именно в той паре, о которой идет речь. Если б это говорил человек, спроектировавший свое будущее, я б еще понял. Проектировал, но где-то в чем-то ошибся. И вот итог.
В общем-то здесь можно говорить о метаниях души, когда она сама (в облике человека) не может «найти себе места». Когда ничего ей не подходит, ни старый опыт, ни боль, которая его заменила. Эдакое подвешенное состояние, состояние НЕНУЖНОСТИ. Учись делать всё сам: никто за тебя не умрёт. Светлана Сурганова - Игра в классики.
Анаит, нельзя быть столь внушаемой. Эквилибристика словами и понятиями, да еще с попыткой использования псевдонаучной лексики, может далеко завести собственное восприятие любого читателя в дебри философских рассуждений от чувств и эмоций.
Теперь о главном.
Уважаемый furygide! Вы меня ставите в позицию оправдывающегося. Ну, что ж! Попытаюсь кратко пояснить все то, что от Вас ускользнуло:
Мне кажется, что все Ваши проблемы от недостатка воображения и невозможности смоделировать ситуацию. Литературный герой (далее ЛГ) был безумно влюблен в свою пассию и расчитывал на взаимопонимание. Но искренности с ее стороны, вероятно, не было, была лишь наигранность. Прошло время. И начались ссоры и взаимное недопонимание героев, приведшее к разрыву их отношений. Именно о недоверии и ссорах и напоминают "глухие голоса". Но ЛГ хочет помнить "только о хорошем". И переживает расставание. Наступившая осень отношений сменит краски весны и лета (влюбленности) на свои тона, охлаждая, бывшие горячими, чувства инеем разлуки. Мрачный период размолвок вырван из души героя и к нему не хочется возвращаться. А воспоминания об утраченной любви остались, что и вызывает отчаянье ЛГ. Он не хочет, чтобы об этом узнала его подруга. И уже невозможно определить, были ли чувства героев истинными (как считает он), или ложными (по мнению автора). Глухие голоса, двери, осень, иней, страницы, клей, солнце - все это метафоры. И их не следует воспринимать дословно.
Мне кажется, что использованный Вами подход к разбору поэтических произведений некорректен. Это ближе, действительно, врачу-психоаналитику, но не литературному критику. К слову, все поэты, люди больные (какому же нормальному человеку придет в голову изъясняться таким методом). С этой точки зрения Вы правы. Но и критики не вполне здоровы, коль берутся за столь неблагодарный труд. Поэзию нельзя судить по законам алгебры. Ее ощущают сердцем! Стихотворение Вас эмоционально трогает, или нет. Вот главный критерий оценки произведений.
P.S. Я не читал Ваших отзывов о творениях наших других авторов. Но мне жалко ребят, попавших под каток Вашей критики.
Тем не менее, я благодарен Вам за столь подробный разбор моих недостойных виршей! Не будь мудрецом в глазах твоих!
Сообщение отредактировал bib - Среда, 17.10.2012, 21:43
Попытаюсь кратко пояснить все то, что от Вас ускользнуло:
Quote (bib)
Литературный герой (далее ЛГ) был безумно влюблен в свою пассию
Это ак раз читается напрямую.
Quote (bib)
Ваши проблемы от недостатка воображения и невозможности смоделировать ситуацию
Уж мой ответ Вам совсем об этом не говорит. Воображение даже переизбыточно, но не об этом.
Quote (bib)
ЛГ хочет помнить "только о хорошем"
Не таким ли образом?
Quote (bib)
Я им не верю!
Quote (bib)
Мне кажется, что использованный Вами подход к разбору поэтических произведений некорректен
Вполне возможно, - это даже мнение большинства. Но дело в том, что законы, ну например, трущихся пар в физике и законы в словопостроении ОДИНАКОВЫ, как и многое другое. Это человеческий ум не хочет их сопоставить. "В начале было слово" можно как угодно трактовать. Но, по большому счету, все произошло от... и все ему подобно... и он во всем, как бы мы этого не хотели и не стремились к обратному. А потому не видеть одно в другом есть прерогатива только узкого специалиста, который не МОЖЕТ просто вникнуть в другую, отличную от его профинтересов, область. А ведь медицина от физики недалеко ушла. И, так поносимая всеми, философия просто окошечко в тот мир. В мир "слова", в мир начала... Возьмите Вернадского. Какой ум, а говорил то же самое, что и Блаватская. Ученый и спирит!!! Они на разных языках сказали одно и то же!!!
Quote (bib)
К слову, все поэты, люди больные
Вы уж черезчур, хотя психиатрия до сих пор не может придти к одному стабильному понятию нормы. Знаете почему? Да просто потому что в этом мире все состоит из ... ПА-РА-ДОК-СОВ!!!
Quote (bib)
Я не читал Ваших отзывов о творениях наших других авторов.
bib, мне бы не хотелось быть неучтивым, но Вы вспомните свои строки в личном послании ко мне...
Quote (bib)
я благодарен Вам
взаимно всем: я не стремлюсь показать несостоятельность автора. моей целью является САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ а разборы стихов это ЛИЧНОЕ восприятие, но оно все же имеет место и право быть. хотя бы с точки зрения допустимости глупости богом на этой грешной...
Quote (bib)
Поэзию нельзя судить по законам алгебры. Ее ощущают сердцем!
Да, bib, Вы абсолютно правы. До той поры, пока эти законы не станут твоим (Вашим) способом жизни!!! Я до сих пор не могу понять есенинский клен. ВСЁ в порядке, в нормах языка!!! А какие эмоции вызывает!!! Мне остается только сожалеть, что я не могу их разложить по формулам, а только так наслаждаться. Хотя и в этом есть своя прелесть...
Quote (bib)
Стихотворение Вас эмоционально трогает, или нет.
Теперь моя очередь (смеясь и по-доброму) упрекнуть Вас в невнимательности: мне близки эти мысли... ВСЁ ЕСТЬ БЫТЬ... Да, эмоций через край!!!
Quote (bib)
недостойных виршей
Ну, ну... от скромности...
пс Мы пишем строки? В том Вы уверены? Не жизни ль суть? А мной проверено, Что ты напишешь - то начертается, И в жизни будущей всё воплощается! Учись делать всё сам: никто за тебя не умрёт. Светлана Сурганова - Игра в классики.
Сообщение отредактировал furygide - Среда, 17.10.2012, 23:08
Вы какие строки имеете ввиду? Эти: "стихотворение совсем сырое, только что с плиты". Я и сейчас не отказываюсь от этих строк. Но исправлять стих я не намерен. Просто ввести себя в то состояние еще раз я не смогу. Но какую связь Ваш вопрос имеет с моими строками я не понял.
Quote (bib)
Я не читал Ваших отзывов о творениях наших других авторов.
Вот где уж точно логика не прослеживается. По крайней мере, я ее не нашел.
Quote (furygide)
Ну, ну... от скромности...
Видите ли, я не считаю себя поэтом и неоднократно подчеркивал, что я - рифмоплет. Это подтвердит любой наш абориген. Бывает кое-что удачное. Остальное так, серость.
Согласен с Вами, что грешнО К своим стихам взывать. А в моем возрасте смешно О будущем мечтать!
bib, мы говоримна одном языке, одинаковыми словами еще немного и Вы меня поймете или я Вас
Quote (bib)
А в моем возрасте смешно О будущем мечтать!
ох как Вы ошибаетесь: любви ( мечте) ... что есть будущее... если ВСЁ уже ЕСТЬ БЫТЬ Учись делать всё сам: никто за тебя не умрёт. Светлана Сурганова - Игра в классики.
Сообщение отредактировал furygide - Среда, 17.10.2012, 23:38
мы говорим на одном языке, одинаковыми словами еще немного и Вы меня поймете
Да вряд ли. Знаете, почему? Одни и те же слова и мысли идут разными путями - у одних через мозг, у других - через сердце.) Титул - Лирическая маска года Титул - Юморист Бойкое перо
Отгремели звуки битвы! Я бродил среди убитых И, произнося молитвы За погибших в том бою, Вдруг увидел в небе птицу, Что над головой кружится, Предрекая словно жрица Гибель близкую мою.
Убиенных смрад тлетворен. И хоть был я заговорен, Только этот черный ворон Вызвал у меня вдруг дрожь. "Кышь!" - я крикнул мрачной птице, - "Из себя не строй провидца! Далеко мне до гробницы! И не каркай! Ты все лжешь!"
Он на чей-то труп уселся И спокойно огляделся. Гонор мой куда-то делся. Я притих, не смея сесть На ближайший пень. А птица И не думает смутиться, Целит воину в глазницы, Клювом собираясь влезть.
Слышал: ворон, не ворона, Спутником был Аполлона, И всегда он неуклонно Гибель чью-то предвещал, Был проводником у мертвых, Видно провожал их к черту. Неужели ворон черный Мне накликает финал?
За кустом рябины тонкой Не заметил я подонка. Вдруг стрела пропела звонко И вонзилась в мою грудь. Что ж, прожил я жизнь вольготно, И теперь душа свободна, Видно Богу так угодно, Что позвал в последний путь!
Не будь мудрецом в глазах твоих!
Сообщение отредактировал bib - Суббота, 20.10.2012, 18:56
Ребята, Борис Иванович прислал весточку. Он в больнице, третий инфаркт. Давайте подумаем о нём, кто умеет молиться - помолится, пожелаем выздоровления и возвращения к нам. Мы Вас очень ждём, Борис Иванович. Дай Вам Бог сил! Титул - Лирическая маска года Титул - Юморист Бойкое перо
Пусть господь хранит Вас, Борис Иванович и поможет Вам в преодолении болезни. Всем сердцем желаю этого. Я не от мира сего, но мне тут как-то уютненько.
Сообщение отредактировал Отшельник - Четверг, 08.11.2012, 20:18