Дом Валентины Яшиной и Вадима Суворова – средоточие интересных предметов, как очень старых, так и изготовленных недавно, но с соблюдением древней технологии. Историк по образованию, Валя много лет занимается реконструкцией. Вадим разделяет её увлечение.
Чего тут только ни увидишь! От японского кимоно, расшитого золотом, до холодного и стрелкового оружия. Луки и стрелы изготавливает Вадим. Валя владеет секретами окрашивания тканей без химических красителей, ткачеством и шитьём из кожи. Впрочем, ей подвластны основы многих ремёсел. И Валентина, и Вадим прекрасно стреляют из настоящего боевого лука. Валя к тому же ездит верхом, в седле или без седла, для неё не имеет значения.
На полках книжного стеллажа множество антикварных вещиц. Среди них, например, старинный лаковый столик для чайных церемоний.
Наверху, пока неразобранные, ждут своего часа части ткацкого станка и плетёные корзины, короба и чугунки, самовары и ухваты.
В большинстве своём вещи продолжают выполнять своё предназначение: ларь прячет одежду и ткани, в изысканную карандашницу ставят ручки и карандаши, глиняные горшки используют для хранения сушёных грибов и ягод.
На кухне живут чёрная Гейша и серый Лаврентий – шиншиллы, славные забавные зверушки. Гейша суетлива, непоседлива. Лаврентий предпочитает погружение в собственные мысли и долго сидит неподвижно. «Философ», - шутит подруга. Задумчивость Лаврентия как рукой снимает, стоит только появиться в воздухе лёгкому запаху алкоголя. Хвостатый просто обожает пиво и очень уважительно относится к мартини.
Уникальной является плантация голубики. Это ещё молодые кусты, размещённые на очень небольшой пока территории. По сути Валентина занимается опытной работой: наблюдает за разными сортами прихотливой ягоды и выясняет, какие из кустов приживаются лучше, какие обильнее плодоносят, а от каких придётся отказаться. Саженцы были присланы несколько лет назад из польского питомника. В мечтах – разбить крупную плантацию, дающую стабильный доход.
В неспешных домашних делах проходит день. С утра Кобылино озеро. Потом мы вместе смотрим забавный мультфильм «Мегамозг». Пока Валя с Вадимом работают на тропе, Марсель занимается автомобилем: чинит амортизатор. Строим планы на завтра - нас ждёт господин Великий Новгород.
Вечером конюшня. Второй урок верховой езды. Сегодня сына усаживают на Розетту. Она гораздо подвижнее Героя, но интеллигентна и послушна. Марсель в восторге. «На лошадей можно подсесть, как на наркотик», - шутит Яшина и предупреждает: «Шутки шутками. А доля правды тут есть».
Ранний подъём, скорый завтрак, и в путь. А путь в общем неблизкий: от Валдая до Новгорода около ста пятидесяти километров. Заезжаем в Валдай, чтобы заправиться.
Ехать по питерской трассе одно удовольствие: повреждённые участки встречаются, конечно, но в столь малом количестве, что кажется, их нет вовсе. Валентина, не привыкшая к быстрой езде, время от времени охает и поминает то святых, то беса. За разговорами время летит незаметно.
Окрестности
Возле поворота на Кунино останавливаемся. Прямо у дороги воинское захоронение с мемориальным комплексом. За кованой оградой по зелёной траве рассыпаны красные звёздочки. По обе стороны от вымощенной площадки ряды крашеных стреляных гильз. В центре – композиция, символизирующая надгробье: камень-памятник, православный крест и солдатская звезда. На камне высечены изображение каски и надпись: «Павшие живут, пока их помнят». Рядом с камнем на постаменте лежит настоящая каска, ещё одну находим тут же, в траве. Около креста мемориальные плиты со списком воинов, похороненных в братской могиле. Свежие венки. Добротно, торжественно, вместе с тем, умиротворённо и свято. И всё-таки самое большое впечатление на меня производят не крест, не плиты, не памятник, а беззащитные трогательные звёздочки - кроваво- красное на зелёном.
Не доезжая до Новгорода, сворачиваем на Волотово. Здесь при местном кладбище расположена Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле, один из ранних образцов каменного новгородского зодчества. Построена церковь в 1352 году. В настоящее время – музей. Доступ внутрь сильно ограничен во времени – всего два дня в неделю с двенадцати до семи. Объясняется это стремлением сохранить уникальные фрески, очень сильно пострадавшие во время Великой Отечественной войны. После окончания боевых действий на месте руин осталось более полутора миллионов фрагментов фресковой живописи, которые были законсервированы, а восстанавливались гораздо позже, причём при активной финансовой поддержке немецкой стороны. Час ранний – в музей не попадаем, но даже то, что были рядом, видели уникальный памятник архитектуры собственными глазами, уже вызывает чувство сопричастности.
По ходу движения ещё один архитектурный памятник 14 века – Церковь Спаса на Ковалёве. Храм залит утренним солнцем. На фоне красного кирпича яркими пятнами выделяются белые каменные кресты, вложенные в основание. По официальной версии во время Второй мировой войны храм был выбран советской армией в качестве опорной точки обороны. Как следствие – разрушен до высоты в пять метров. На месте развалин была поставлена новая церковь, включившая в себя сохранившиеся части древних стен. По кладке проведена так называемая «линия жизни», которая делит здание на исконное и восстановленное. Стоя рядом, испытываешь противоречивые чувства - гордость и сожаление: одни собирают осколки, чтобы вернуть разрушенное войной, другие варварски выцарапывают на сохранившихся с 14 века камнях свои имена. Сомнительная известность.
Если проехать ещё чуть дальше, попадём в деревню Спас-Нередица, где расположен храм, включённый ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Но оставляем посещение памятника на обратный путь в надежде захватить часы, разрешённые для внутреннего осмотра.
Возвращаемся на главную дорогу и скоро въезжаем в Великий Новгород.
Валентина бывала здесь не однажды и с удовольствием берёт на себя роль экскурсовода. Позже я пойму, что без Яшиной мы не увидели бы и половины того, что смогли посмотреть. Да и рассказчик Валя замечательный. Одно дело просто разглядывать исторические здания, совсем другое – узнавать о них что-то любопытное не из справочников, а через призму восприятия заинтересованного человека. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
Галь, чем дальше, тем увлекательнее. Я давно не получала такого удовольствия. Наверное, потому что всё это родное и близкое. Титул - Лирическая маска года Титул - Юморист Бойкое перо
Присоединяюсь к Самире! Я уже подсела на это путешествие. Может, не стоит и заканчивать? В смысле - вы вокруг земли поезжайте, а мы с вами! Моя страница, велкам! Мой дневник
Паркуемся на обочине и идём к храму-музею. Кубическая постройка с множеством декоративных элементов на фасадах. Стрельчатые окна, каменное кружево под шлемовидным куполом. Это Церковь Фёдора Стратилата на Ручью. Год постройки между 1360 и 1361. Начало работы – 10.00. Мы приехали гораздо раньше. Но, видно, судьбе угодно порадовать, наконец, открытыми дверями – только что подкатил автобус с группой иностранных туристов. Нас пропускают внутрь заодно.
Сразу у входа около окна выставлен каменный саркофаг из фамильной усыпальницы Семёна Андреевича, обнаруженной у южного фасада церкви Фёдора Стратилата. Саркофаг, как и церковь, датируется четырнадцатым веком.
На стендах, одетые в стекло, старинные иконы и хорошо сохранившиеся фрески, а также кусочки древней штукатурки с какими-то письменами.
Экспозиция малочисленна – весь храм экспозиция: за тяжёлой дверью освещённые тусклыми лампами остатки фресковой живописи. Стены напоминают собранный не до конца паззл: утраченные безвозвратно фрагменты заменены обычной побелкой.
Едва отходим, в непосредственной близости, в глубине сквера вижу ещё купола. - Это же Новгород, - смеётся подруга, - тут старых храмов, как семечек в подсолнухе. Пересекаем сквер и выходим к церкви Никиты Мученика. Реставрационные работы здесь затянулись, и сейчас можно наблюдать, как нетронутая штукатуркой кладка переходит в грунтованную белым поверхность и заканчивается свежим, с иголочки, убранством в бело-жёлтой гамме. Дорога, когда-то ведущая к храму, поросла густой травой, вокруг кучи строительного мусора, да и просто хлама. А завершают картину новенькие, блестящие на солнце жестяные водостоки.
Возвращаемся к машине и, проехав совсем немного, снова выбираем место для стоянки.
Церковь Спаса Преображения на Ильине. Внешне она чем-то напоминает Церковь Фёдора Стратилата. Та же кубическая форма, то же каменное кружево, те же окна, те же кресты на фасадах. И всё же и рисунок другой, и детали иные. Год постройки – 1374. Опять древность. На одной из стен фрагмент кладки со стрельчатой многоярусной нишей, как образец, освобождён от штукатурки и для лучшей сохранности убран под стекло.
Главное достояние храма – фрески кисти Феофана Грека. Это единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение. Сохранились некоторые иконы, а вот образцов монументальной живописи больше нет нигде в мире. «При неблагоприятных погодных условиях памятник закрыт», – такое примечание сделано под расписанием работы музея-заповедника. Нам везёт не только со временем, но и с погодой. На улице солнечно и сухо. Фотографировать можно только без использования вспышки, о чём предупреждают сразу при оплате входа и разрешения на съёмку.
Внутри полумрак. Небольшое количество солнечного света попадает сквозь крошечные окна, поднятые высоко над полом. Размером и формой они скорее напоминают бойницы. Свет от ламп рассеянный, приглушённый, тусклый. Всё сделано для того, чтобы как можно лучше защитить фрески великого художника от разрушения.
По очень узкой крутой каменной лестнице можно подняться на хоры, ближе к подкупольному барабану – именно там настенная живопись сохранилась лучше всего.
- Ну, ребята, мне вас Бог послал, - Валя растрогана. – Сколько раз была в Новгороде, а сюда прорвалась впервые. Как та лиса вокруг винограда. Всё погода неподходящая.
Мы все взволнованы. Это вам не репродукция в книжке – всё живое, настоящее.
По соседству, только улицу перейти, - Знаменский собор. Другой век – иные формы и краски. После камерной Преображенской церкви собор кажется огромным. Это монументальное сооружение, окружённое с трёх сторон двухъярусными галереями, увенчанное пятью куполами.
Поражает яркость и обилие рисунков. Роспись не только внутри, но и снаружи - на святых воротах, в полукружиях по верхнему карнизу. Свод над крыльцом представляет собой одно большое пёстрое полотно. То же можно сказать и о стенах. Изображения сменяют друг друга, и зачастую сложно понять, где заканчивается одно и начинается другое.
В ансамбль, помимо храма, входят отдельно стоящая колокольня, святые ворота и одноэтажное здание бывшей богадельни.
Короткий переезд. Парковка. Валентина интригует: «Сейчас постарайтесь не смотреть в сторону Кремля. Я скажу, когда глаза поднять. Поверьте, оно того стоит». Подчиняемся. Впрочем, это несложно: вокруг много интересного и в поле зрения. Ярославово Дворище и Торг - исторический архитектурный комплекс на Торговой стороне Великого Новгорода, довольно обширное пространство, которое предстоит обойти пешком.
Галерея на Торгу. Сейчас в этом историческом здании, которое было когда-то частью торговых рядов, расположена арт-галерея. Здесь проходят выставки и мастер-классы, а также продают изделия мастеров народных промыслов и предметы декоративно-прикладного искусства. У входа в кресле сидит плюшевая медведица в цветастом платье. В лапах аккордеон, а на морде такое скорбное выражение, что кажется, зверюга вот-вот затянет: «Сами мы не местные…» В открытую дверь я, конечно, заглядываю, но проходим мимо, потому что застрять в подобных местах можно надолго.
Пешеходная дорожка выводит к небольшой площади, на которой чуть ли не в шаге друг от друга в одну линию выстроились Успенская церковь, церковь Параскевы Пятницы на Торгу и Николо-Дворищенский собор. Напротив храмов – воротная башня гостиного двора с Никольской колокольней.
Церковь Параскевы Пятницы, как и многие в Новгороде, в настоящее время музейный объект. Построенная в 13 веке, она интересна как образец зодчества. Неоштукатуренные стены кажутся мозаичными из-за соединения разного строительного материала. На высоту полутора метров они выложены из плинфы (широкого и плоского обожжённого кирпича) и тонкой известковой плиты, выше - из плинфы и ракушечника. Удивительно, но лишённая нарядного убранства церковь, с её узкими крутыми лестницами и каменными арками, вовсе не кажется холодной. Как это часто бывает, у Параскеевского храма есть своя примета. «Если неженатому мужчине или незамужней женщине трижды обойти вокруг, - сообщает смотрительница, - быть свадьбе». Истоки приметы очевидны – Параскева Пятница издревле считалась покровительницей домашнего очага и подательницей хороших женихов. Едва отходим от церковного крыльца, Валентина с улыбкой оборачивается назад: «Гляди, кто-то уже круги считает». Вокруг древнего храма и вправду торопливо движется женская фигура, видно, вымаливая себе семейное счастье.
Николо-Дворищенский (или Никольский) собор построен в 1113 – 1136 годах повелением князя Мстислава, сына Владимира Мономаха, как придворный княжеский храм. Именно у его стен собиралось Новгородское вече. В интерьере собора и подцерковья сохранились небольшие фрагменты живописи первой половины 12 века. Обо всём этом узнаём, обратившись к мемориальной доске у входа в храм. Ещё две доски уже внутри здания, в притворе, призывают: «Помянем благодарением тех, чьим радением возобновлена сия святыня». Реставрация Никольского собора – это совместный культурный проект администрации Великого Новгорода и «Ганзы нового времени». Кроме призыва, доски содержат перечень стран и организаций, которые приняли участие в проекте. Среди названных - Бельгия, Германия, Норвегия, Нидерланды, Эстония, Финляндия.
В притворе выставлена коллекция изразцов. Здесь представлены фрагменты плитки пола, облицовки стен и печных рельефных перемычек, датированные 12 – 18 веками. Экспонаты привезены из различных храмов и монастырей. Изготовленные из красной глины, покрытые эмалью или глазурью, монохромные или цветные, они сохранили первозданную красоту, несмотря на трещины и сколы. Даже в самом маленьком кусочке можно увидеть мастерство, с каким были выполнены эти детали отделки. Здесь и пейзажи в голубой гамме, и фантастические животные, и сочетания геометрических фигур, и цветочные орнаменты. Иногда рисунки выглядят грубовато, но они и не предназначены для рассмотрения на близком расстоянии. На своём месте, будучи частью декора, изразцы по-настоящему украшают пол или стены.
Пока мы с Валентиной разглядываем внутреннее убранство, Марсель с группой экскурсантов спускается в подцерковье. Там сохранились фрагменты фрески «Иов на гноище». Там же древнее каменное основание современной винтовой лестницы. Из фресок, равных храму по возрасту, мне удаётся разглядеть только фигуру святого Лазаря. Остальная роспись более поздняя. Повторить путь сына в нижнюю часть храма уже не удаётся: смотрители настойчиво подталкивают к выходу, охраняя святость своего обеденного перерыва.
Направляемся в сторону пешеходного моста через Волхов. Валя настоятельно рекомендует не глазеть по сторонам, а, к примеру, считать плитки дорожного покрытия. Очень уж ей хочется поразить нас внезапно открывшейся со стороны реки панорамой Кремля. Послушно опускаем очи долу, чтобы поднять их по команде.
- Теперь смотрите, - голос подруги звучит торжественно и чуть дрожит. Зрелище, и правда, волнующее.
Красота, спокойное величие и сила – вот, пожалуй, те слова, которыми коротко можно передать самое первое впечатление, возникающее при виде красных зубчатых стен, вытянутых вдоль берега. За каменной лентой ограды видны купола Софийского собора и белоснежные арки его звонницы.
Постепенно масштабное полотно начинает дробиться на множество мелких деталей. От этого оно не теряет привлекательности, но становится уютнее и ближе.
У подножия великих старых стен раскинулся… городской пляж. К берегу пришвартовался фрегат «Флагман». Симпатичное судно не что иное, как ресторанный комплекс.
Нагулявшись по набережной Александра Невского, прямо на парапет моста присела молодая девушка. Сбросила туфли, вытянула уставшие ноги. Хорошо! Стоит ли говорить, что желающих посидеть рядом с этой бронзовой красавицей хоть отбавляй. Каждому, кто обнимет за хрупкие плечи, она подружка или невеста.
Постояв на мосту, идём назад, уже разглядывая окрестности.
Сразу на набережной – аркада Гостиного двора. Здесь же, на берегу, Ганзейский знак. Ганза в переводе означает "группа", "союз". Изначально, в 12 веке, это была группа купцов, затем сотрудничество купеческих гильдий, к концу 13 века – союз городов. Новая Ганза — культурное содружество городов, способствующее развитию торговли и туризма. В 2009 году в Великом Новгороде проходил международный фестиваль «Ганзейские дни Нового времени», к его открытию и была приурочена установка мемориального знака. На гранитном постаменте два спаянных между собой бронзовых корабля с переплетёнными кронами деревьев вместо парусов – символ старой и новой Ганзы, единения времён.
Ганзейский знак установлен в конце 12-метровой дорожки, ведущей к берегу Волхова. Движемся по ней и попадаем на вымощенную булыжником площадку с восьмиметровым кругом посередине. По окружности гранитной плиты, символизирующей стол переговоров, выполнены мозаичные изображения 16 гербов стран – участниц Ганзейского союза. Бьющий из центра невысокий фонтан прячет знаки под тонкий слой воды. Необычно и очень красиво. Вокруг фонтана лавочки и деревья, которые сначала кажутся мне искусственными. Это нехарактерные для Великого Новгорода сорта яблонь. Они были привезены специально из Германии. На мой взгляд, яблони нехарактерны не только для Новгорода. По крайней мере, раньше я подобных не встречала.
Бросив в фонтан монетку, идём дальше мимо верстового столба с указанием направлений. Венчает столб всё тот же ганзейский знак.
Мы снова на Торгу. Перед нами Георгиевская церковь. Интересно, что расположен храм не на возвышенности, как уже привычно, а, наоборот, словно в яме. К подножию можно спуститься по лестнице. Этому есть объяснение: археологи срыли накопившийся за века культурный слой до средневекового уровня, чтобы показать всю высоту фасада. Нижняя часть стен, находившаяся ранее под культурным слоем, оставлена неоштукатуренной – это позволяет видеть кладку из крупных блоков красного известняка. Сейчас в здании находится музей старинной новгородской фотографии.
Рядом с храмом установлена мемориальная доска из гранита. На ней изображение, известное по плакатам «Родина-мать зовёт» и надпись: «В начале июля 1941 года здесь формировалось народное ополчение из добровольцев-новгородцев, которые не подлежали призыву в Красную армию по возрасту или состоянию здоровья». Напротив, в непосредственной близости, дом, где в 1919 году размещались губернский и городской комитеты Российского коммунистического союза молодёжи.
Удивительное переплетение духовного, гражданского и идеологического. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
Галь, благодарность тебе огромная, я немного отстала, но сегодня догнала экскурсию.) Так всё подробно рассказываешь и показываешь, не налюбуюсь. Внутреннее убранство храмов поражает. А уж гулять с вами вместе по набережным, улицам, мостам и площадям - это такое удовольствие! А туфельку возле фигурки девушки можно примерить? Титул - Лирическая маска года Титул - Юморист Бойкое перо
Вот же ж, не догадалась. Ай, теперь буду жалеть) А там, похоже, мой размерчик) Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
Я потому и спросила, что, похоже, и мой тоже. А "Флагман", я заметила, очень похож на наш "Кронверк". Близнецы-братья ресторанно-корабельного бизнеса. Титул - Лирическая маска года Титул - Юморист Бойкое перо
Переходим через улицу. У дороги трёхэтажный дом с фасадом, выполненным из разноцветных кирпичей, - памятник гражданской постройки. Когда-то он принадлежал одному из самых богатых новгородских купцов II гильдии Эмилию Ивановичу Бергу. После реставрации дом снова выполняет функцию доходного: на первом этаже разместились ресторан и кафе «Дом Берга», выше – офисы различных фирм.
На углу дома вырезанный из фанеры гражданин в цилиндре и с тростью приглашает на обед, демонстрируя примерное меню.
Обедаем в кафе. Обслуживание и интерьер чуть скромнее, чем в ресторанном зале. Но всё равно очень уютно и, главное, вкусно. Прекрасная кухня. Вполне демократичные для заведения такого уровня цены. Обед на двоих, состоящий из салатов, гарниров с мясными блюдами, сока и двух видов выпечки обходится чуть меньше четырёхсот рублей. Пирожки и булочки предусмотрительно забираем с собой и продолжаем прогулку по городу.
На пути опять храмы. Церковь Климента, построенная в 16 веке, лишь недавно освобождена от складских помещений.
А вот храм святого Великомученика Дмитрия Солунского действующий. Однако передан он в пользование Новгородской епархии только в июне этого года, то есть буквально перед нашим приездом. До сей поры в храме располагалась коммерческая организация. А между тем здание историческое, архитектурный памятник 15 века. Обогнув церковь сзади, выходим на улицу. Ограда с белёными столбиками, колокольня, церковные стены выглядят очень живописно и являются настоящим украшением обочины городской дороги.
Прямо напротив, по ту сторону проезжей части, - здание гимназии с мемориальной доской. Здесь в декабре 1917 года III губернский съезд советов провозгласил советскую власть в Новгородской губернии. Есть в этом лёгкая усмешка судьбы: лицом к лицу стоят свидетели православной культуры и силы, её запретившей. И только время примирило бывших противников.
Прошагали изрядно. Идём к машине, чтобы совершить новый переезд. По дороге разглядываем городские дома.
Путь лежит на противоположный берег реки Волхов. С Торговой стороны на Софийскую. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------