Казанова, Казанова - зачем делать сложным то, что проще простого. Ты - моя женщина, я - твой мужчина если надо причину то это причина Казанова, Казанова
Вы читаете прозу Георгия Янса? Чувствуете ли вы ее обаяние и затягивающую глубину? Вначале мне было удивительно, что блестящий полемист и несгибаемый "Великий Янс" пишет о любви. Но, чтобы так достоверно писать на эту тему, нужно знать ее досконально, заставить нас всех пережить с ним шторм, не заныть при полном штиле, а потом думать и сопереживать его литературным героям. Сюжет рассказа "Между первой и второй" понятен читателям: Владимир женится на Ольге из-за ее беременности, совершает вроде благородный поступок, но всю жизнь изменяет жене. Хотя и существует видимость благополучной семьи с покладистой женой и любимыми дочерьми. Однако ЛГ не любит и никогда не любил свою жену. Но кого этим удивишь?! Мало кто способен на любовь. Во всяком случае, он остается с нею "и в болезни, и в здравии, пока смерть не разлучает их".
Последние два года она больше лежала по больницам, чем находилась дома. Два года большой срок, и я привык к ее отсутствию. Я почти каждый день навещал ее в больнице, ухаживал за ней дома. Она оставалась моей женой, а я был ей нянькой, другом, санитаром, но только не мужем. Чего не могла сделать жизнь, сделала болезнь: она развела нас. И смерть Ольги только формальность в нашем разводе. Даже мой последний поцелуй на кладбище был поцелуем благодарности за то, что так все разрешилось. Когда гроб с ее телом опустили в могилу, испытал облегчение. Я похоронил ее еще тогда, когда болезнь окончательно превратила нестарую женщину в высохшую мумию, неспособную передвигаться без посторонней помощи. Я жалел ее, сочувствовал, но ясно понимал, что только смерть избавит нас от этого жестокого и унизительного для обоих положения.
Но автор не был бы писателем, а именно в этом статусе я вижу Георгия Янса, если бы просто описал жизненную ситуацию: немного морализирования, немного печали, чуть клубнички, и рассказ о любви готов. Но для прозы Янса характерна глубинная психологическая проработка характеров героев и неожиданность завершения повествования. А Георгий - здесь настоящий мастер.
Итак, это рассказ о становлении личности героя как мужчины и человека. Он обаятелен и любим женщинами. Чертовски притягивает и отторгает одновременно - сидром Казановы никому не приносит счастья. И опять корни из далекого детства. Вчитайтесь в этот отрывок: "После ее тирады понял, что мне с Ольгой очень хорошо жить. Комфортно и душевно. Да и потом, шутка ли сказать, десять лет вместе. И потом, как я все это объясню маме. У мамы маленькая двухкомнатная квартира. А здесь у меня свой письменный стол, пишущая машинка, уютная настольная лампа. Нет, отсюда я не уйду".
Налицо инфантильность ЛГ, боязнь матери, ее мнения, нежелания жить с нею вместе. Думаю, что психологические проблемы и комплексы, возникшие у Володьки в зрелом возрасте, зародились еще в его детстве. Он запуган матерью, не способен решить даже простые бытовые проблемы, ведь с детства ему, видимо, делали выговор за каждый промах. Вместе с тем ЛГ к этому привык и другие отношения строить не умеет. Он меняет женщин, просто боясь к ним привязаться, им движет страх. Не случайно "страх" в разных контекстах - ключевое слово в рассказе, но связан с несопоставимым понятием - благородством. Вот он парадокс. И сформировано это неуравновешенностью матери. Владимир просто не научился доверять другому человеку. Но хорошо научился манипулировать женщинами, используя различные техники и приемы обольщения. Страсть, ухаживание, флирт, любовная игра, привязанность - вроде и похожи на любовь, но по сути своей остаются полуфабрикатами чувств и голимым манипулированием. И будет это до тех пор, пока "я тебя хочу" не прорастет во "мне без тебя и в жару стыть". Иначе красиво зарождающееся любовное переживание так и останется горечью невстречи. И вместо полета души мы просто займемся любовью с заранее подготовленными презервативами в кармане.
В прозе Георгия Янса есть такие повторяющиеся, разные, но одинаково неприкаянные герои, не умеющие любить, бегущие по замкнутому кругу своего благородства. Наверно, для кого-то и странно звучат мои слова - благородство на фоне измен и предательств. Но, мне кажется, произведения Янса нужно изучать в школе и вузах по специальности психология полов. Так грамотно показаны истоки формирования личности и дисгармонии личной жизни на фоне лучших побуждений. Вы только вчитайтесь в эти ключевые фразы из рассказа "Во имя женщины":
"Вот и отец проявил себя джентльменом, когда бросил маму. Он культивировал во мне джентльменство с детства".
"Я - не бабник. В моей жизни было всего три женщины. Лена, вторая жена и студенческая любовь. Я не находил новых женщин, я возвращался к старым".
"Любить такая большая ответственность, а я к ней был еще не готов".
Сообщение отредактировал tatianagri - Вторник, 23.08.2011, 13:24
Главный герой не научился любить. Он не может отличить праведность от святости. Критерием является только внешняя сторона. А помыслы полны гордыни. А потому у него ад постоянный, нет покоя. Ад на подсознательном уровне.
"Через полчаса мы лежали в постели. Никогда у меня не было таких пронзительных и в то же время покойных мгновений. Они стали мгновения взаимной благодарности. Я был благодарен за минуты покоя..."
Внешне все выглядит примитивно - кобель и только. Минуты покоя... Все спокойно, без надрыва, тихо так про этот самый ад.
Казанова? Ни в коем случае. ЛГ в своем благородстве (все во имя женщины) пытается всех пригреть под своим крылом. Как может. А не получается.
Я бы подобрала другое определение - патриарх, отец множества. Только такой современный щуплый патриарх. Не умеющий любить.
Своевременная миниатюра: писать "как" и "о чём". Георгий умеет совместить все. Ему дано. А кажущаяся простота изложения - так это от силы автора. Состоявшегося Автора.
Знакомьтесь с творчеством Георгия (http://www.litsovet.ru/index.php/author.page?author_id=10107). Читайте, думайте, спорьте.
tatianagri, Последовал вашему совету. Рассказ небольшой, читалось легко – никакого дискомфорта. Всегда было интересно – почему люди живут вместе, не любя друг друга? Конформизм? Да. Инфантильность? В некоторых случаях – да. Как ни странно, отношения, из которых выпадает физическая сторона (грубо говоря – секс), иногда бывают очень благородны. И всё-таки, там, где нет любви, никакое благородство не спасает. Спать с десятком женщин, и после этого быть благородным с нелюбимой женой – да легко! Но стоит получить письмо с того света – и всё. Инфаркт. Даже до конца не дочитал. Всё благородство как ветром сдуло. Мне его не жалко. И никакой он не патриарх – обычный самец. «Мне можно, а тебе – нет!» Раньше говорили: «Посеешь ветер – пожнёшь бурю». Сейчас не так красиво, но не менее точно: «За что боролся, на то и напоролся». К Георгию Янсу претензий нет – рассказ отличный). После прошёлся по всему списку – очень много «на злобу дня». Увы…
Anything, так и мне не жалко. Человек просто не умеет любить. Только ведь это не подлость, а изменнозависимость. Сродни алкоголизму. Вот я и назвала героя жалким патриархом. Он не станет отцом множества, потому что не сможет стать зашитой и опорой. Он может только стать биологическим материалом. Такие люди не приносят счастья, но и сами несчастны в вечной погоней за ускользающим счастьем. А в основе лежит неподъемный камень - боязнь быть отвергнутым. Мне не нравится герой, но я могу понять его обездоленность. И мне не хотелось бы встретить такого человека в реальной жизни. А вот автора я ценю за такое понимание личности своего героя и умение достучаться до читателя.
Георгий - журналист. Я же рекомендовала прозу:)). К сожалению, у Янса на странице нет разделения по группам.
Сообщение отредактировал tatianagri - Вторник, 23.08.2011, 20:23