Здравствуйте. Как всегда не будет готовых рецептов (я и сама не прочь их разузнать), но будет мнение рядового интернет-читателя. Я бываю на многих сайтах, читаю прозу то тут, то там, ищу сильных героев, истории, приключения… и очень редко нахожу. Хочу понять – почему? Давайте вместе порассуждаем – поговорим, быть может найдем ту истину, что позволит нам писать так, чтобы у читателей дух захватывало!
Итак, первый камень преткновения, что не дает с головой погрузиться в историю –грамотность. Казалось бы, какая мелочь, опечатки-описки, запятые да буковки.
Разрешите мне привести некоторые примеры (здесь и далее все примеры взяты из просторов интернета, и приведены без изменений «как есть»):
«Когда Кип проснулся на будильнике - было 8 часов утра. Он оделся, почистил зубы, поел и пошёл на работу. Но работы у него не было, потому что ему рано ещё работать. Поэтому он пошёл на войну с Чибуками(ударение на и). уже в первом закоулке к нему подошли два ЧИбука, похожих на тараканов.»
«-Как меня раздражают Чибуки (ударение на и)!!! - сказал Кип и достал из кармана куртки квадратный предмет и начал вращать его по часовой стрелки вокруг ноги. Это была его магия. Он проник в мозг в каждого ЧИбука и приказал им всех съесть друг в друга.»
«Утром Кипа в 9:00 разбудил телефон. Он взял трубку и услышал от туда голос: -Доброе утро, Кип. -Доброе :((»
Скажу честно – когда читаешь подобное, начинаешь всерьез опасаться за будущее русской литературы. Знаки препинания придуманы не напрасно – иначе все мы, не только Кип, будем просыпаться на будильниках. А смайлики? В телефоне, в интернете, в рекламе – везде и всюду! Но вспомним – проза ОПИСЫВАЕТ словами, а не показывает значками. Да и большая буква после точки придумана не случайно… Когда читаю подобное, ни героев, ни сюжета не вижу – я словно через колючие заросли малины пробираюсь – только поисцарапаешься. И не так у нас много времени, чтобы тратить его на подобные 15 авторских листов, я и одного не осилю – в топку! Или открыть собственный текст и вычитать, а еще проверить на правописание хоть в том же Word-е.
Вторая проблема, это, как ни странно, слишком много текста-слишком мало смысла. Тут есть несколько вариантов.
Вот несколько примеров для затравки:
«Отчий дом вынырнул из-за крон высоких деревьев. Стеклянные стены отражали яркие солнечные лучи, слепя девушку. На улице весна, погода радует тёплыми деньками. Дому нет резона поглощать солнечную энергию, зато отражать имеет смысл. Лишнее тепло теперь ни к чему, не зима же на дворе.»
«После обеда Вейя решила привести свою комнату в порядок. - Какая же я неряха, - тяжело вздохнула она, осматривая помещение. – Гостей стыдно позвать. Часа два она неторопливо перебирала вещи, разбросанные перед поездкой на Крагарс, и складывала их в стенной шкаф, а домашние роботы столпились у двери, терпеливо ожидая команду хозяйки, возвещающею о начале уборки территории. Спустя оговорённое время автоматика всё же дорвалась до своей привычной работы, ненавязчиво выставив Вейю из собственной комнаты. Вейя не стала мешать заботливой робототехнике, спустившись на первый этаж. - Входящее сообщение, - уведомил дом. - Транслируй сюда, - хозяйка пересекла просторный холл, затем развалилась в кресле. В воздухе вспыхнул зелёный огонёк, а потом посреди помещения возникло голографическое изображение светловолосой девушки, приблизительно ровесницы нашей героини.»
«Проходя по двору, она увидела открытую дверь гаража. Двери машины тоже были распахнуты. Светлана закрыла машину и гараж и, положив ключи в карман старой куртки сына, которую накинула на плечи, зашла в дом. Пока вода набиралась в ванну, она услышала, как муж вышел на улицу и тут же вернулся с воплями. Андрей так кричал, пересыпая нецензурной бранью свои вопли, что Светлана даже не поняла сначала, что случилось. Муж схватил её за волосы и стал бить по лицу, орал вне себя от ярости: «Где ключи от гаража?», а Светлана, наверное, от страха, просто забыла, где эти проклятые ключи. Она смотрела на разъяренное лицо Андрея и, медленно, теряя сознание, оседала на пол. Перед её лицом промелькнула белая голубка, потом над ней наклонилось лицо покойной матери. Она тихо и сочувственно произнесла: - Ключи в куртке.»
«Истинная человеческая сущность, по всем лишь ей присущим, не иначе как издревле вполне устоявшимся стандартам, попросту неспособна вынести в самой глубине своих чувств, а тем паче и в ее незыблемом менталитете и признака, той почти идеальной пустоты небезызвестного космического вакуума. Но сколь часто в ней имеется нечто скрытое глубоко внутри, из тех немаловажных, зачастую сколь уж неведомых факторов, что так надежно упрятаны от всех нескромно любопытствующих, чужих глаз. Да и помимо того, почти каждый, тот или иной индивидуум полностью и до самого конца раскрывает все сокрытое в дальних уголках его души, в одно лишь время суровых жизненных испытаний. Именно в этот момент он и проявит всю свою истинную суть, то есть то заветное, что до той поры было в нем надежно скрыто за некими внешними подспудными, попросту говоря обыденными факторами...»
«Это было ранним утром на рассвете дня, когда солнце медленно всходило озаряя землю своими теплыми лучами, всё живое на нашей земле просыпалось, пахло свежестью травы, деревьев, цветов, это было прекрасное тёплое летнее утро. Было тихо, не было слышно не единого шороха, ни шелест листьев на деревьях, потому что не было ветра, ни лая собак, деревня всё ещё спала, а солнце подымалось всё выше и выше . Не спал один маленького роста, крохотный мальчишка, которого насильно разбудили, глаза у него были ещё сонными когда он медленно боясь кого-то разбудить перелазил через забор, но уже сидя в полисаднике, среди высоких цветов на коленях не в одном углу его глаз и тела, не было и близко никакого сна и усталости от не своевременного нарушения его покоя. В его глазах стоял самый настоящий страх все волосы на его теле стояли дыбом слышно было отчетливо как его маленькое сердце учащенно билось, он смотрел и ждал , звали его Касым.»
Часто вижу подробно описанную жизнь героя, но за деревьями не видно леса. Персонажи, словно тараканы в банке – вроде ползают, общаются, усами шевелят, но никому не интересны. Вспомните прошлый год. Что в памяти? То, как вы каждое утро чистите зубы и жарите яичницу? А может, ваша ежедневная дорога на работу и домой? Или вы запоминаете бесконечные часы на рабочем месте? Нет, мои дорогие! Вы запоминаете только то, что вас выбивает из монотонности будней! Зачем же вы героев погружаете в бытовую полудрему?
Бывает, что автор каждое действие героя наполняет высшим смыслом, каждый виток сюжета разворачивает медленно, смачно сгущает краски, а слова, воздух и интерьер заставляет просто вопить о настроении и чувствах героев. Это утомительно, каждый раз вы напоминаете и напоминаете о том, что Вася не смеется, а плачет. Напоминаете в красках, находя все новые эпитеты… И читатель устает, ему надо бы действий уже, сюжетных поворотов, а не рыданий и соплей.
А еще случаются цветастые тексты, простеганные красивыми словами и уточнениями, щедро политые эпитетами и сравнениями. Это маковое поле. Помните Элли? Едва ступила на него, как уснула. Слишком много красивостей – это скучно, слишком много длинных умных слов – это глупо. Если можно сказать короче, почему не сказать короче? Ведь в жизни мы так и говорим.
Идем дальше, посмотрим на героев.
«2589 год. На землю напали Чибуки (ударение на и)! Все люди планеты посеяли страх голод и разрушение! Но среди них нашлись те немногие кто сумел развить в себе навыки колдовства и способностей. Этих людей называли мутантами они живут обычной жизню едят еду и пьют чай или кофе. Они спасали население от бед и это было для них обычная жизнь - жизнь после работы. Мутант - это клеймо и было стыдно признаться настоящим людям, потому что за это могли убить или расстрелять на месте. Они спасали людей не получая ничего в замен. Один из таких мутантов - Кип Стар, обычный Российский Парень 14 лет, не женат, суров, ворчлив, незадачлив, удачлив.»
«- Вы незаконно покинули субпространство! Немедленно вернитесь на прежний курс! Повторяю: Эс Семь Два Тэ, Вы незаконно покинули субпространство! Немедленно вернитесь на прежний курс! - А не заткнуться ли тебе? – раздражённо рявкнул Стас и мысленно отключил внешнюю связь "Семьдесят второго". Голос с патрульного крейсера КОН замолчал.»
Герой, как любой другой человек, обязан иметь имя, дом, одежду, родственников, характер и прошлое.
Имя. Господа, вспомните школу. Представьте, что к вам, малолетним балбесам, в класс пришла новенькая. Красивая и умная, жизнерадостная и общительная… принцесса полей и огородов, зеленая фея Туттикароо. Есть шанс у девочки выжить в коллективе? Вот и читатель каждый раз плюется, когда читает о феях в средней школе, древних вампирах на заводе в России или простом жителе нового государства на марсе киборге Иване. Я вас прошу – когда даете имя герою вспомните о возрасте, стране и эпохе.
Дом. Даже БОМЖи (а вы еще помните, что это аббревиатура?) живут где-то. А вот некоторым авторам стоит почаще вспоминать, что если уж они пишут про русского человека со средним достатком – то он явно не может жить в особняке на Рублевке.
Одежда. Дорогие мои, «какой-то мрачный плащ», «средневековая одежда», «юбка по моде того времени» - это не одежда. Это набор слов. А читатель непременно захочет вас спросить: а какой такой мрачный? Средневековая, это какого года и страны? А мода того времени, это какого времени и что тогда было модно? Возможно, вас не спросит только идиот или историк моды, хотя историк же не идиот, он просто не станет читать.
Родственники, а также друзья и знакомые. Если вы пишете о ребенке десяти лет, то помните, что вряд ли он пойдет гулять глубокой ночью – его батя из дома не выпустит! Кроме того богатые родственники заграницей есть далеко не у каждого, даже скорее наоборот, чаще полно бедных, охочих до наследства. Тетя Клава из соседнего подъезда никогда не будет дружить с королевой, у них разная социальная группа! И в детективе, и в любовном романе, и в фантастике – эта аксиома работает везде!
Характер. Как бы вы не любили своего героя, а все равно у него будет пахнуть изо рта по утрам. Как бы вы не хотели в злодее видеть только зло, но он все равно будет любить кошек и оставаться высоким широкоплечим брюнетом. Запомните – мы все люди. И в нас так глубоко перемешано и хорошее и плохое, что сам господь бог не разделит. Вот и вы, когда пишете, не делите. Пусть читатель сам расставит приоритеты. Тогда перед нами встанет не картонная картинка, а живой человек.
Прошлое есть всегда. Даже когда вы потеряли память и выпали из самолета на неизвестную землю – прошлое приползет следом. Так или иначе, но то, что случилось можно только забыть, нельзя стереть. А герои – те же люди. Помните об этом!
Место действия, жанр и объем.
«Роман Наваждение (мистика, эротика, детектив)»
«Я прилетела из Африки, где провела те летние каникулы, 10 сентября. На самом деле, в путешествии я больше всего люблю дорогу домой… Я шла по аэропорту, из динамиков в ушах играла песня Сплина «Гуд бай Америка, гуд бай..», зашла в туалет Шарля де Голля, чтобы умыться и почистить зубы, сразу почувствовав себя чуваком из фильма «Терминал». Последний раз я умывалась полтора дня назад… В дьюти фри, я как все русские туристы во Франции купила духи и конфеты. В родном городе меня никто не ждал, и от этого было такое чувство свободы, что захватывало дух… Знаете, я вот сейчас думаю, что все события в нашей жизни так или иначе связаны. Вытащить одно- и я бы сейчас не была тем , кем я есть.»
Объясните, почему все вампиры живут в старой Англии, а мумии в Египте? Не торопитесь, подумайте. Представим вампира в России. Получилось? Понравилось? А если имя у него будет русское, и за глаза будут звать по-русски – упырь? Все мифические зарубежные существа имеются и у нас, но у них другие имена. Не верите? Проверьте! Однако стоит учитывать специфику, наши полицейские никогда не будут жить так, как «их».
Позвольте спросить, какая архитектура в Швейцарии? А как принято здороваться в Лумумбу? Не знаете? Ничего страшного, я тоже не знаю. А будет страшно, если вы будете писать о той стране, в которой никогда не были. Будет страшно-смешно и неинтересно. Поверьте – у вас получится намного красочней и зацепит читателя куда больше, если вы будете писать о том, что знаете.
Позвольте еще один вопрос – в каком жанре творите? Хотя по сути – все равно в каком, если вы мастер. А если вы жадный, то соберете все в одно, ну, скажем, «детективная новелла в жанре мелодрамы поджанра фэнтези с мистическим уклоном в эротические зарисовки дневниковых записей исторических воспоминаний фантастическо-художественного реализма хорора» (сама придумала!). Да собирайте, только читать никто не станет. Зайдите в книжный магазин – ряды книг. И все кучками – детективы с детективами, ужасы с ужасами, исторические с историческими… А куда приткнуть ваш шедевр? Мало приткнуть, читатель, прочтя на обложке «детектив», ждет именно детектив, а не смесь десяти жанров. Это как в ресторане – котлеты, омары, суп, пирожное – по отдельности вкусно, а вместе – помои.
Ну вот, вы определились и с героем и с сюжетом и с жанром – сколько? Сколько писать? Пару страниц? 7000 знаков без пробелов? 10 авторских листов? Сколько? Ровно столько, сколько будет длиться ваша история. И ни строчкой больше. А если так, то не стоит заниматься бытописанием, расскажите именно историю, проведите персонажа по сюжетной линии от начала до конца. Вы автор – вы ведете свой корабль и должны четко себе представлять пункт назначения.
Информация к размышлению:
Хорошая книга – та, в которой не нужны иллюстрации, потому что нет ничего круче, чем воображение. * Ни один автор не станет сожалеть о написанном, но станет жалеть о том, что не успеет написать. * Вас никто не обязан читать. * В рекламе нуждаются только не востребованные продукты. * Программа Microsoft Word сама проверяет и орфографию, и пунктуацию, и стилистику. * В интернете можно найти кучу синонимов, проверить написание и произношение, найти значение каждого слова и его перевод на любой язык мира. * Читая, вы запоминаете правильное написание слов и расстановку знаков препинания. * Читать хорошую литературу полезно еще и тем, что вы видите интересные приемы, стиллистическую выгранку, узнаете новые слова, повышаете свое мастерство. * В интернете вы можете сразу узнать мнение о своем произведении. * Вычитка текста всегда сделает его лучше. * Интернет полон знаний, в том числе и по работе со словом, а поисковики с легкостью умеют их находить. * Писательству можно научиться, а звание писателя надо заслужить. * Ни один роман не укладывается в сроки. * Работа писателя, это такая же работа. И пахать придется порой по 15 часов в сутки.
Присоединяюсь к похвалам. Свет, вот не люблю читать статьи. А ты пишешь так, что заинтересовываешь своим взглядом на проблему. Не оторваться! Титул - Лирическая маска года Титул - Юморист Бойкое перо
Пожалуй, соглашусь со всем во статье, и даже добавлю отсебятину:
Quote (Анаит)
что если уж они пишут про русского человека со средним достатком – то он явно не может жить в особняке на Рублевке.
Кстати, авторы недосериала "Счастливы вместе", черпая идеи у западных кинематографистов, явно позабыли, что у них человек со средним достатком может позволить себе двухэтажный домище с автомобилем, а у нас - нет.
Quote (Анаит)
Бывает, что автор каждое действие героя наполняет высшим смыслом, каждый виток сюжета разворачивает медленно, смачно сгущает краски, а слова, воздух и интерьер заставляет просто вопить о настроении и чувствах героев. Это утомительно, каждый раз вы напоминаете и напоминаете о том, что Вася не смеется, а плачет. Напоминаете в красках, находя все новые эпитеты… И читатель устает, ему надо бы действий уже, сюжетных поворотов, а не рыданий и соплей.
...точнее - поиск Глубинного Смысла, Скрытые Знаки и Пророчества, от которых уже тошнит.
Quote (Анаит)
Я вас прошу – когда даете имя герою вспомните о возрасте, стране и эпохе.
Не страшно, когда писатели дают житровыкрученные имена своим героям - плачевно, когда эти имена родители дают своим детям. Вполне нормально то, что после полета Гагарина мальчишек (а может, и девчонок? Никто не слыхал? У нас все бывает) стали называть Юриями. Но обзывать дите каким-нибудь экзотическим именем - это совсем идиотизм. Апофеоз - один сильноверующий украинец, который сына называл Иисусом Христом. Так и записано в свидетельстве...
Quote (Анаит)
Однако стоит учитывать специфику, наши полицейские никогда не будут жить так, как «их».
Они и полецейскими-то стали чисто формально. Менталитет от ярлыка не меняется.
Quote (Анаит)
«детективная новелла в жанре мелодрамы поджанра фэнтези с мистическим уклоном в эротические зарисовки дневниковых записей исторических воспоминаний фантастическо-художественного реализма хорора»
Ой, прям засмущали Вообще хотелось бы НЕ писать эти статьи. Но приходится. Я теперь знаю кем никогда не стану работать - редактором в издательстве. Кстати, один из авторов, чьи перлы тут приведены, сказал мне, что я ни черта не смыслю в творчестве, а он великий писатель... Все возможно, но если хоть кто-то что для себя полезное почерпнет - я буду рада. Значит, не напрасно.
Quote (ArtGr)
Легко заменяется словом "фантастика". Кстати.
Есть авторы, которые вот не могут одним-двумя словами - расписывают-размазывают. Я, конечно, преувеличила, но суть, надеюсь, ясна))) Моя страница, велкам! Мой дневник
Анаит, а мне бы хотелось читать твои статьи. Нравится очень. А редактором и не надо работать, тогда, наверное, и сама писать не сможешь. Я вообще удивился, как ты исхитрилась найти такую ахинею как в примерах и даже умудрилась прочитать явно больше одного абзаца. Меня бы скукожило, стошнило и, может быть, даже уронило в кому. Пиши еще, обязательно.
Меня бы скукожило, стошнило и, может быть, даже уронило в кому
так я и плююсь периодически Статьи писать легче, кстати. Еще бы сделать так, чтоб они были услышаны. Почему-то авторы не любят читать! Моя страница, велкам! Мой дневник
Кое-где улыбнулась, где-то вспомнила свои ранние опусы, а где-то стало грустно. Вчера буквально разбирала на одном форуме верлибр, так мне человек доказывал, что знаки препинания, поскольку придуманы в 18 веке, вообще не нужны, и человек должен, читая что-то, расставлять их сам... Казнить нельзя помиловать, любить нельзя использовать...
Вчера буквально разбирала на одном форуме верлибр, так мне человек доказывал, что знаки препинания, поскольку придуманы в 18 веке, вообще не нужны, и человек должен, читая что-то, расставлять их сам... Казнить нельзя помиловать, любить нельзя использовать...
Ну, это как в современном искусстве - чем, извините, вые... (да простит меня великий вождь за просторечие) тем круче. Так если подумать, то примитивы придумали дышать, зачем нам современным это? Моя страница, велкам! Мой дневник