Вообще-то, принято начинать с Гуттенберга или Федерова, но кроме них печать изобретали еще египтяне и китайцы – отдельно от Европы. Причем дату ставят, в общем-то, очень отличную от европейской – VI до IX столетий. Печатать китайцы начали с печатных досок – деревянных – на которых с помощью режущих инструментов «выделялись» иероглифы. Именно «выделялись», а не вырезались: часть поверхности расчищалась, и оставался рельеф символа. Рельеф этот покрывали краской, а после на отпечатывали на бумаге (которую, к слову, тоже придумали китайцы).
Однако, создавать каждый раз новую доску для нового текста (или гравюры, потому что таким же методом создавались иллюстрации) было очень неудобно, и некий Би-Шэн, кузнец, придумал создавать отдельные оттиски из глины, которые можно было менять местами и составлять из них текст. Как в кубиках.
Изобретение немедленно попало в руки корейцев, которые додумались создать бронзовые формы – произошло это в XIII веке, когда наши предки активно занимались переделом Руси, а потом еще и пытались отразить наступление монголов. Естественно, бронзовые формы были крепче и надежнее, и даже более того – до наших дней дожили книги XV века, созданные корейцами по такой вот технологии.
Что же до египтян, то там существовала печать на ткани – в четвертом веке, когда в этой североафриканской стране руководили римляне. К сожалению, информации о такой печати весьма мало; известно, что формы для печати создавались не из дерева, а из какого-либо металла (олова, свинца) или же глины.
Ну, а в Европе книгопечатание открыл немец Иоганн Гуттенберг, живший с 1400 по 1468 год, ювелир и изобретатель. Открыл он книгопечатание где-то в 1440-х, точнее – книгопечатание с подвижными литерами – эдакое продолжение идеи Би-Шэна. Уже в начале 50-х на свет появилась Библия Гуттенберга, с которой принято начинать историю книгопечатания; знающие люди, однако, отмечают, что такая точка зрения несколько неверная, потому что были образцы печатных книг в Европе и ранее. Тем не менее, Библия эта, в отличие от своих предшественников, была гораздо лучше оформлена – эдакий «чистовик» после множества проб. К слову, знаменитый готический шрифт – как раз тот, на котором напечатана Гуттенберговская Библия. Если быть совсем уж точным – т.н. шрифт «Текстура». Всего страниц было 1272, что, согласитесь, немало. Следует, однако, уточнить, что на одном листе помещалось четыре страницы – такой тип печати называют «двойное фолио».
Каким образом Гуттенберг изобретал это свое изобретение? Для букв изготавливалась специальная матрица – из мягкого металла. После, в матрицу заливали свинец и на выходе получали нужную букву. Из полученного множества букв создавались наборы, а уже из наборов создавались нужные страницы.
Далее в ход шел ручной печатный станок: пресс с двумя плоскостями, на одной из которых – бумага, а на другой – шрифт.
Все попытки скрыть технологию были тщетными: вскоре такой же метод начинают использовать и другие книгоделы; монополии, таким образом, не вышло. То ли дело китайцы с их шелком: вся страна делает, а Европа и не в курсе была, как шелк делается, пока византийские монахи-путешественники не постарались да шелкопряда не украли. Такие дела.
Помимо Гуттенберга, в Европе существовало множество других замечательных деятелей печатного дела. Не будем углубляться в подробности, а просто назовем эти имена: Андраш Хесс и его «Будайская хроника» (Венгрия), Конрад Свейнхейм и Арнольд Паннарц (Италия), Николай Кетелер и Жерар фон Леемтом (Нидерланды), Уильям Кекстон (Англия). В Испании первая типография появилась в 1474 году, а во Франции – аж в 1470-м. В 1477 году появились «Большие французские хроники».
И многие, многие, многие другие…
Ну, а наше с вами книгопечатание поднялось благодаря Ивану Федерову, который вместе со своим помощником Петром Мстиславцем в 1564 году в Москве создал книгу «Апостол» на Московском печатном дворе. К сожалению, изобретение Федерова пригшлось не по нраву верхушке православной иерархии, и Федерову не осталось ничего другого, как уехать из Белокаменной.
Убежище он нашел сначала в Белоруссии, а потом – в Украине, где в 1573 основывает типографию во Львове (предполагается, кстати, что типография эта существовала и работала ранее – Федоров же просто восстановил ее; однако, прямых доказательств этому нет, как и тому, что книгопечатание существовало на Руси и ранее, хотя есть свидетельства косвенные). В 1574 году появляется «Апостол» и «Букварь», напечатанный во Львове, а в 1576-77 годах Федоров сотрудничает с князем Острожским, и в 1581 году в городе Остроге издает знаменитую «Острожскую Библию».
Так рождалась печать. Продолжать дальше, пожалуй, особого смысла нет: технологии печати всячески совершенствовались и распространялись в дальнейшем, но, в целом, принцип остался тот же. В заключении же следует сказать, что печать хоть и появилась в Китае и, возможно, Египте (не исключено, что к этому додумались и в Месопотамии), но настоящий «бум» печатного дела получил толчок все же в Европе – скорее в том контексте, что книжное дело уже было развито в достаточной форме, а появление нового метода создания текстов послужило катализатором.
Ну, а следующая наша статья отойдет от вопросов письменности и расскажет о другом важном изобретении, благодаря которому медицина сделала шаг вперед, а медецинские операции стали не столь болезненными. Ждите. Всего наилучшего, и спасибо за внимание.
Статс-секретарём императора Павла I с первых дней его царствования был Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий (1751-1828), который более нам известен в качестве крупного русского поэта и переводчика. Однажды в жаркий летний день император на балконе Павловского дворца выслушивал и рассматривал доклады Нелединского по различным уголовным делам, которые требовали высочайшего утверждения. На беду, вокруг головы императора начала виться назойливая муха, которую было невозможно ни отогнать, ни прихлопнуть. Настроение Павла Петровича резко ухудшилось, и он начал утверждать по докладам очень суровые приговоры. Видя такое дело, Нелединский поспешил закончить свои представления: "Ваше Величество, всё закончил. Более к докладу Вашему Величеству ничего не имею". Тем в тот день всё и закончилось. Примерно через месяц Нелединский подловил момент, когда Павел I был в хорошем настроении, и в пачку новых докладов вложил старые, которые уже были утверждены императором ранее в плохом расположении духа. Когда Нелединский дошёл до первого из старых, уже утверждённых, дела, император прервал его: "Извольте положить к стороне. Скажу, сударь, далее..." Та же история повторилась и со вторым, и с третьим делами. Нелединский на свою беду положил старые дела пачкой подряд и уже видел себя на каторге. Рыться в бумагах перед императором было совершенно невозможно, и Нелединский мужественно начал читать четвёртое дело. Когда он дочитал примерно до середины, Павел I прервал Нелединского, схватил его за руки и патетически воскликнул: "Юрий Александрович! Я вижу, сударь, вы знаете сердце своего Государя. Благодарю, сударь, вас!" После этого император утвердил необычайно милосердные приговоры по всем делам. Титул - Комическая маска года
Сразу же после коронации в самом начале мая 1797 года император Павел I решил совершить путешествие по некоторым западным губерниям Империи: Смоленской, Минской, Витебской и ряду других. Дороги же в это время года, сами знаете, какие – почтовая телега еле проползёт по грязи, а карета и вовсе увязнет. Император же любил быструю и безостановочную езду. Узнав о скором прибытии Павла I, военный губернатор Смоленска Михаил Михайлович Философов (1732-1811) приказал срочно построить для проезда императора дорогу из гладко отёсанных брёвен, плотно прилегающих одно к другому. Павел I был в восторге от приятного путешествия, но на последней станции перед Смоленском к императору обратились местные крестьяне с жалобой, что они совершенно разорены строительством этой дороги. Узнав, что работами руководил местный предводитель дворянства, Павел I приказал заковать его в цепи и повёз с собой в Смоленск. В 8 часов утра у смоленского собора императора встречали военный губернатор, комендант со всеми военными и гражданскими чинами и всё высшее духовенство губернии. Все были одеты в форму по новым предписаниям и трепетали в ожидании приезда императора, только Философов был твёрд и спокоен. Вот подлетела карета и разгневанный император, отклонив приветствие духовенства, направился в собор. Философов смело остановил Павла I: "Государь! Во храм Бога живого должно входить с сердцем сокрушённым и смиренным, а ты, Государь, во гневе". Павел остановился и сухо ответил: "Я на тебя не сержусь!" Философов продолжил свои увещевания: "Да и ни на кого сердится не за что. Узнай наперёд, а отрубить голову всегда ещё успеешь". Павел I обнял Философова, и так они вошли в церковь. Во время молебна Философов объяснил императору, что предводитель не виноват, и что дорогу велел построить именно он: "Без этого ты, Государь, и в месяц бы не доехал до Смоленска". Павел I к окончанию молебна совершенно успокоился, так что невинный предводитель был освобождён и обласкан: ему был пожалован орден св. Анны 2-й степени, а его жене послали бриллиантовый фермуар. К несчастью, эта дама была в положении и у неё от огорчения произошли преждевременные роды. [Фермуаром в те времена называлась как драгоценная застёжка на ожерелье, так и само ожерелье.] Титул - Комическая маска года
Всю свою историю человечество пыталось бороться с проблемой болезней и травм. Медицина предоставила как одно из решений оперативное вмешательство, но вместе с ним – нестерпимую боль, которая часто ставала причиной гибели пациента. Врачи искали множество способов преодолеть ее – вплоть до удара дубинкой, после которого больной терял сознание. Часто пациента приходилось удерживать нескольким людям сразу из-за конвульсий.
Считается, что впервые обезболивающее было применено жителями Междуречья более, чем три тысячи лет назад – именно этим временем датируют клинопись из города Ниппура, в которой содержались ведомости об операции. В качестве анестезии древние врачи использовали настойки и отвары из мака, в которых содержался морфин и кодеин; применялся также алкоголь. Знания врачей Месопотамии перешли к их соседям – вавилонянам, египтянам и персам.
В Индии и Китае применяли коноплю – думаю, излишне рассказывать, как влияет на человека это растение. Кроме того, некоторые травяные отвары позволяли погружать человека в бессознательное состояние длительностью около трех дней. Кроме конопли, использовались кока, можжевельник, белладонна и дурман. Одним из выдающихся врачей Востока был китаец Хуа То, который давал оперируемым смесь вина и растертой в порошок конопли.
Ну, а опиум пришел на Дальний Восток благодаря арабским купцам аж в VIII веке; в Египте о нем знали еще полторы тысячи лет до нашей эры, о чем свидетельствует одна из найденных там рукописей.
Свою лепту в дело анестезии внес знаменитый Авиценна, арабский врач; в «Каноне медицины» он рассказывает, как пациенту на нос накладывали пропитанную обезболивающими веществами губку. В 1275 году, на два столетия позже Авиценны, алхимик Р. Луллий открыл диэтиловый эфир – однако в качестве анестезии это вещество тогда применять не стали.
Американские индейцы же использовали листья коки, содержащие известный ныне наркотик кокаин. Это была местная анестезия; врач пережевывал листья, а потом капал слюной на рану.
Новый толчок делу анестезии был дан в XVIII веке; тогда Джзеф Пристли, англичанин, открыл оксиды азота, аммиак, хлороводород. Изобретение Пристли применил врач Томас Беддоуз, который создал в Бристоле Пневматический институт для исследований в области ингаляционной терапии заболеваний органов дыхания. Один из сотрудников, Хамфри Дэви, обратил внимание на анестезирующие свойства закиси азота (к слову, это и есть тот самый «веселящий газ»).
Другой вариант пытался использовать хирург Генри Хикман в двадцатых годах этого же века. Это был углекислый газ; чтобы подтвердить свои догадки на практике, Хикман проводил опыты на животных, ампутируя у них конечности и применяя свой вариант наркоза.
Однако, и тогда эти вещества не получили должного применения. В XIX веке «веселящий газ» стали использовать для развлечения. Здесь вмешался счастливый случай: на одно из представлений необычных эффектов закиси азота пришел стоматолог Хорэйс Уэллс; дело было в декабре 1844-го. Уэллс обратил внимание, что один из добровольцев, вдыхавших «веселящий газ», не обратил внимание на довольно серьезную травму ноги, полученную в ходе представления. Уже на следующий день Уэллс попросил своего коллегу Гарднера Колтона удалить ему больной зуб, предварительно приняв «веселящего газа». Как и следовало ожидать, анестезирующее вещество дало нужный эффект.
Другой коллега Уэллса, Уильям Мортон, уговорил его пойти дальше и продемонстрировать эффекты закиси азота перед собранием врачей в Массачусетсе. Случился, однако, весьма неприятный случай, который имел трагические последствия. Доброволец из зала, где проходила презентация, все равно кричал, и под обидные восклицания «Шарлатан!» Уэллс был вынужден покинуть зал. Как оказалось позже, в действительности мужчина кричал не от боли, а от страха, однако вернуть себе доброе имя Уэллс не смог. Он бросил медицину на некоторое время, после возвращения к экспериментам пристрастился к хлороформу и однажды, будучи в состоянии сильной интоксикации, плеснул на одежду двух женщин легкого поведения серную кислоту. Естественно, Уэеллса арестовали; протрезвев, он решил покончить с собой. Перед тем, как вскрыть себе вены, он надышался хлороформа – для обезболивания.
Примечательно, что патентовать свое изобретение он не стал, считая, что новый наркой должен быть «доступен, как воздух».
Мортон, однако, со второй попытки сумел доказать действенность нового метода в сентябре 1846. В октябре успех был закреплен куда более серьезной операцией: больному удалили опухоль с шеи. Примечательно, что операцию провели там же, где был осмеян Уэллс.
Тем нее менее, Мортон не был столь альтруистичен. Он также был не против подзаработать, и получил патент на т.н. газ «летеон», под которым скрывался обычный эфир. Последний, однако, под патент не попадал и стал использоваться везде и повсюду.
Параллельно над вопросами анестезии работали также врачи Уильям Клерк и Кроуфорд Лог – независимо друг от друга, однако результаты их работы остались неизвестными общественности.
Тем не менее, по-настоящему первое применение анестезии было в 1842 году. Тогда врач Кроуфорд Лонг также провел операцию по удалению опухоли с шеи; он, однако, зрителей к себе не приглашал, а результаты изобретений опубликовал, напротив, в 1848-м.
Ну, а уже в 1853 врач Джон Сноу использовал хлороформ как наркоз во время родов у королевы Виктории.
Что же до кокаина, который, как известно, не только наркотик, то извлечь его из листьев коки удалось немцу Альберту Ниманну в 1859-м. Однако применение ему нашел русский медик Василий Анреп в 1879 году, о чем он написал статью. Впрочем, и на этот раз кокаин оказался за бортом.
А вот известный психоаналитик Зигмунд Фрейд сумел эту проблему решить: им были опубликованы несколько статей о свойствах кокаина. Свою лепту внес офтальмолог Карл Коллер, который, как и Фрейд, работал в Венской больнице и даже жил с ним на одном этаже. Узнав от Фрейда о кокаине, Коллер использовал его в качестве местной анестезии при операции на глазах, о чем сообщил на заседании Общества врачей Вены. Тем не менее, Коллер стыдился своего открытия и даже не стал упоминать в нем в своей автобиографии. До конца жизни он носил прозвище Кока Коллер.
Тем не менее, наркоз оставался делом небезопасным, так есть и на сегодняшний день, хотя, разумеется, ситуация заметно улучшилась по сравнению с прошлыми столетиями. Были открыты прокаин, новокаин, лидокаин – гораздо более безопасные, чем их предшественники.
Думаю, практический каждый в своей жизни успел познакомиться с изобретениями анестезиологов – хотя бы во время лечения зубов. Поэтому – огромнейшее спасибо совершенно всем, кто так или иначе приложил руку к делу анестезии. К слову сказать, День анестезиолога отмечают 16 октября.
На этом ставлю точку. Разумеется, вам - спасибо за внимание; ждите статьи о том, как человек решил путешествовать не только земле, но и по небу.
Уличных цыганок считают шарлатанками - и в то же время боятся. Многие знают истории о том, как цыганка, например, подошла к девушке, а та отдала ей свои кольца-браслеты, деньги и еще мобильник в придачу. Как же могут малограмотные женщины так влиять на своих жертв - часто людей образованных? Разберем некоторые приемы из того набора, которым обладает каждая цыганская колдунья.
Шепоты и крики
Важный момент «цыганского гипноза» - умение владеть интонацией. Громкий неожиданный крик выбивает человека из колеи и делает его уязвимым для воздействия. Этим объясняется то, что уличные цыганки кричат громко. Кстати, это не открытие цыган. Магия вуду, известная своим умением превращать человека в зомби, рекомендует действовать точно так же: высокий крик ведьмы призван подчинить волю. Однако мы восприимчивы только к звукам определенной тональности: особенно гипнотичным считается голос с высоким металлическим оттенком. Этот оттенок в голосе указывает на то, что у человека есть «ведьминские способности». Если же такого оттенка в голосе нет, эффекта не будет. Считается, что цыганки рождаются уже с «металлом в голосе»: он передается по наследству. Сначала цыганка громко кричит, потом вдруг неожиданно переходит на шепот. Можно подумать, что это показатель ее неграмотности, ведь в обычной жизни такая манера ведения разговора недопустима. Однако в действительности это сознательное внедрение информации в голову «обрабатываемому» человеку. Шепот - важная магическая практика, В старину существовали люди, которых называли «шептунами». Они вполголоса проговаривали заговоры, и это лечение считалось эффективным. Шепот имеет сильное влияние на человека. Когда мы слышим его, то автоматически настраиваемся на откровенность и интимный лад, расслабляемся. А значит, готовы воспринимать ту информацию, которую нам «закладывают».
Я с ума тебя сведу взглядом
Глаза считаются зеркалом души: они показывают внутреннее состояние человека. Все магические школы придают большое значение «тренировке» взгляда: высшим пилотажем считается с помощью него парализовать волю собеседника. Для этого существуют специальные упражнения. Нужно смотреть долго в точку, нарисованную на стекле, не моргая или, например, разговаривая с человеком, смотреть «сквозь него», так, словно его не существует или он стеклянный. Итогом таких упражнений является то, что собеседник надолго запоминает «странный» взгляд цыганки. Ему кажется, что глаза колдуньи затягивают внутрь, в иную реальность. Этот эффект достигается неустанной практикой «взгляда внутрь»: глядя в глаза собеседнику, нужно «смотреть» сквозь него. Часто цыганка «ловит» глазами. Однако оторвать взгляд можно, а лучше даже «отпугнуть» ее взглядом. Для этого нужно самим посмотреть «сквозь» цыганку, и чары исчезнут.
Бубенцы
Цыганки часто звенят бусами и монистами. Такая «озвучка» появляется неспроста: мелодичный негромкий звон настраивает на возвышенный лад и ожидание чуда. Звон бубенцов погружает человека в иное состояние сознания.
Начало знакомства
Самый важный элемент, объясняющий власть цыган над людьми, таится в мифах. Легенды о невероятных способностях цыган существуют с древности, Один из таких мифов гласит, что когда-то цыгане были привилегированной кастой и служили во дворцах египетской знати: они лечили и предсказывали. С тех пор многое изменилось, в память о том далеком времени цыганам осталась магия заклинаний, трав и цифр. Сейчас представители этого некогда могучего племени занимаются ворожбой прямо на улице. Фигура, закутанная в шаль и с монистами на шее, в нашем восприятии уже обязывает к чему-то необычному. Когда мы видим цыган, то ждем от них чего-то чудесного и ужасного, Мы сами поддерживаем мифы об их невероятных способностях, сами провоцируем цыган подойти к нам. Одна цыганка-профессионалка, гадающая в курортном южном городке, говорила так: - Я никогда сама ни к кому не пристаю. Я жду, когда человек покажет, что к нему можно подойти. На площади города из автобуса выходили отдыхающие. Цыганка вдруг завопила, растягивая буквы: - Алая, маковая, золотая, серебряная, добрая и хорошая, а счастья все нет. Услышав эти слова, несколько женщин из приехавших остановились и стали смотреть на цыганку, ожидая, когда она к ним подойдет. Гадалка не заставила себя ждать. Она подошла и начала шептать... Она не делала плохих прогнозов, предсказывала всем счастье, не вытягивала больших денег, хотя ее влияние на отдыхающих было огромным.
Контакт
Чтобы не стать жертвой гипноза, главное -не давать цыганке повода заговорить с вами. Любая из них знает те моменты, которые показывают, что человек пойдет на контакт. Например, это болезненная реакция на крики со стороны типа: «Молодой (или молодая), красивый (или красивая), а счастья все нет». Если человек как-то отреагировал на эти слова, остановился, начал оглядываться, возвел очи в небо, это значит, что последнее время его преследуют неудачи, и он готов на все. «Добрый (добрая), хороший (хорошая), а вокруг тебя змеи» - на эту фразу отреагируют люди, окруженные недругами, завистниками или те, кому пришлось переживать длительную ситуацию коллективной травли. «Молодой (молодая), красивый (красивая), высохнешь, желтый (-ая) будешь» - на такую фразу отреагируют люди больные, долгие годы сражающиеся с недугом. Другие признаки, показывающие на легкую «контактность» человека, - вялая шаркающая походка, сутулая спина и, главное, взгляд, обращенный в землю. Существует целая теория, трактующая опущенные глаза. По поверью, если человек во время ходьбы все время смотрит в землю, то она его «к себе тянет» - приглашает совершить искупление грехов, покаяться. Тот, кто смотрит в землю, совершил крупное предательство... Так что если хотите избежать цыганского гипноза, смотрите людям в глаза.
Д.Курганова "Интересная газета. Магия и мистика" №18 2013 г. Титул - Комическая маска года
если человек во время ходьбы все время смотрит в землю, то она его «к себе тянет» - приглашает совершить искупление грехов
Ага. Или как у нас. Идёшь после работы по выщербленной улице. Фонари горят один через пять. Вот и прыгавешь между выбоинами, а глаза вниз. Да ещё такие, как у меня, подслеповатые. Иначе точно земля к себе утянет. Так утянет, что мало не покажется) Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
Окончательно доказана полнейшая невозможность для человека подняться или даже держаться в воздухе, добиться этого с помощью машущих крыльев так же невозможно, как и при желании использовать пустотные тела де Лаланд, французский астроном 1782
Новая статья наша расскажет о том, как человек решил однажды подняться в небо. Обычно принято рассказывать о самолетах, но я поведаю вам о тех, кто часто оставался за кадром и незаслуженно был отправлен на пенсию. Тема статьи – изобретение воздушного шара.
Отсчет истории воздушного шара начинается с братьев Жосефа и Этьенна Монгольфье. Собственно, мечтать бы мальчишкам о том, как человек поднялся в воздух, если бы не счастливый случай – как это обычно бывает, гениальная идея была подсказана самой судьбой в совершенно бытовых вещах. Как-то раз Жосеф держал над каминным огнем за воротник рубашку (стало быть, ее следовало высушить) и заметил, как она раздулась. Разумеется, пытливый ум француза тут же принял идею на вооружение, и уже вместе с Этьенном Жосеф стал думать, как бы сконструировать хороший и надежный воздушный шар. К слову сказать, братья не были нищими романтиками – оба владели бумажной фабрикой и были уважаемыми людьми в своем городке Анноне.
Итак, братья начали эксперименты – и в ноябре 1782 года на высоту тридцать метров поднялся шелковый шар, наполненный разогретым на огне воздухом. Дальше – больше: в декабре объем шара достиг трех кубических метров, а в апреле следующего года планка высоты была поднята на четыреста метров.
Однако пришло время показать изобретение публике, и 4 июня 1783 года жители городка Аннона наблюдали невиданное ранее действо – на высоту около тысячи метров (!) взлетел шар объемом девятьсот кубических метров. При этом присутствовали почетные лица города, которые составили протокол – его братья отправили в Парижскую Академию наук, чтобы их официально признали первооткрывателями воздухоплавания.
Правда, во время первого же полета шар погиб: когда воздух внутри остыл, шар опустился на землю и загорелся от тлеющего в корзине огня. Крестьяне, работавшие на поле неподалеку, побоялись тушить неведомую летающую ведь, и шар сгорел дотла.
Но на этом история Монгольфье не закончилась. Парижская Академия наук пригласила братьев к себе, и уже в сентябре Этьенн запускает в воздух утку, петуха и овцу. Спустя около десяти минут животные благополучно приземлились. Наступила очередь человека - в октябре 1783 года некто Пилатр де Розье совершает полет в отдельной корзине, закрепленной внизу шара. Эксперимент удался (шар поднялся на 2 метров, насколько позволяли веревки), и пришло время очередной демонстрации изобретения публике. Что интересно, долгое время согласие на полет не давал король Людвиг XVI, опасавшийся за жизнь воздухоплавателей. Такого же мнения придерживался и отец братьев, которому они пообещали не летать на своем шаре; осталось искать смельчака со стороны. Ими стали уже названный де Розье, а также маркиз де Арленд, необходимый для равновесия. Полет состоялся 21 ноября 1783 года. Длительность полета составила 25 минут, а высота – одну тысячу метров.
Однако помимо Монгольфье над воздушными шарами работал еще один человек, и тоже француз – физик Жак Александр Шарль. Вместе с некими братьями Робберами он соорудил наполненный водородом шар диаметром четыре метра, который в августе 1783 года поднялся с Марсового поля.
Что же до де Розье, то его ждала печальная участь. В 1785 году он попроповал пересечь Ла-Манш – хотя Монгольфье, к слову сказать, были против. Шар был водородный; он загорелся в воздухе и упал. Пилатр де Розье погиб.
Дело братьев продолжил Андре-Жак Гарнерен, причем не только продолжил, но и стал пионером в другой отрасли – совершил первый прыжок с парашютом. В 1797 году с водородного аэростата с парашютом была сброшена собака; а в октябре этого же года парашютом воспользовался сам Ганререн. Ему необычайно повезло: эксперимент оказался не совсем удачным, но первый парашютист отделался только вывихом кости.
На этом, собственно, статья наша окончена. Дабы не быть голословным, представлю некоторые достижения и рекорды, которых добились многие другие изобретатели, оставшиеся за кадром: - 21 мая 1931 года на воздушном шаре удалось достигнуть стратосферы; рекорд поставили Огюст Пикар и Паул Кипфер; - 21 августа 1933 года Александром Даля с воздушного шара был сделан первый снимок, с которого видна округлость Земли; - текущий рекорд высоты полета на воздушном шаре был установлен Феликсом Баумгартнером 14 октября 2012 года и составил 39045 метров; - первый кругосветный полет на воздушном шаре начался 1 марта 1999 года, когда Бертран Пикар и Брайан Джонс вылетели из Швейцарии. Они приземлились спустя 19 дней в Египте, после 40814 километров полета.
Вот на этом – точно все. Следующая наша статья расскажет о том, как появилось средство, позволившее передавать информацию по свету с почти мгновенной скоростью – быстрее телеграфа и уж точно скорее курьеров.