Сноску не дам, ибо статья очень заумная. Расскажу коротко. Термин, собственно, был введен Ж. Женнетом (Жаннетом) и означает регулировку нарративной (повествовательной) информации. Проще говоря, фокализация отвечает на два вопроса: кто видит и кто говорит. Фокализация (фокальная позиция) бывает • нулевой (всеведущий автор), • внешней ("бихевиористское" повествование, рассматривающее персонажей только извне) и • внутренней (повествование "глазами" того или иного персонажа или персонажей). Внутренняя фокализация на одном персонаже является внешней фокализацией в отношении другого персонажа. Проще говоря, когда мы сидим в голове одного персонажа, мы видим второго только со стороны. Критерий различения внешней и внутренней фокализации (наличия фильтра) предложил еще до Женетта Р. Барт: текст, написанный от третьего лица, но с внутренней фокализацией, может быть транспонирован (переведен) в первое лицо одной лишь заменой местоимений и глагольных форм, например «Гарри Поттер заметил, что на улице потемнело..». Переводим: я заметил, что на улице потемнело. При невозможности такого преобразования («Улыбка профессора, казалось, навела Гарри на какие-то мысли...») - улыбка профессора, казалось, навела меня на какие-то мысли - имеет место внешняя фокализация. Рина Грант в своей классификации теряет именно внешнюю фокализацию. Она сводит повествование в третьем лице к фокалу (как сама же пишет, третье ограниченное лицо). Однако кроме нее есть еще и неограниченное (что предполагается), когда автор пишет от третьего лица, но в позиции, занимающей промежуточное положение между фокальной и внезнающего автора. Она у Женнета и есть внешняя фокализация, т.е. связаная с наличием фильтра. you see things from a different point of view
Очень интересно. Мы это в универе проходили, но менее разборчиво
Цитата (Daydreamer)
внутренней (повествование "глазами" того или иного персонажа или персонажей). Внутренняя фокализация на одном персонаже является внешней фокализацией в отношении другого персонажа. Проще говоря, когда мы сидим в голове одного персонажа, мы видим второго только со стороны.
Эту фокализацию внимательней изучила, пробую писать в этом стиле. Спасибо за урок
Daydreamer, я буду разбираться, а вы скажите, где я неправа. Соединять обе классификации. Фокализация - это способ повествования или точка зрения. Фокализация бывает: 1. Нулевая. (1.Точка зрения всезнающего автора.) всегда 3-е лицо 2. Внешняя.( 5. Бихевиористическое пов-е, только из вне) всегда 3-е лицо 3. Внутренняя.(2.Повествование от первого лица. ------------------(3. Повествование от третьего ограниченного лица.) ------------------(4. повествование от второго лица.) ------------------( * Повествование от третьего неограниченного лица) улыбка профессора, казалось, навела меня на какие-то мысли Правильно ли я поняла? Это траспонированное предложение не преобразуется в первое лицо, поэтому первоначальное
Цитата (Daydreamer)
Улыбка профессора, казалось, навела Гарри на какие-то мысли
классифицируется как Внешняя(2.) А от какого лица тогда выделенное предложение?
Цитата (Daydreamer)
занимающей промежуточное положение между фокальной (?)и внезнающего автора. Она у Женнета и есть внешняя фокализация, т.е. связаная с наличием фильтра.
Не понятно, примеры бы.
Сообщение отредактировал Одина1301 - Воскресенье, 11.08.2013, 15:36