Литературные штампы - об этом мы кажется ещё не говорили ( а может я и ошибаюсь, поправите если что )
- Какие ошибки наиболее часты во всех литературных работах, присланных на конкурс "Золотое перо"? - Если начало кишит литературными штампами, вроде «мороз крепчал», «солнце садилось», «ветер дул», «глаза голубые», «он побледнел», «она побледнела» и вроде этого, далее ни один уважающий себя член жюри просто читать не станет. Если есть грамматические ошибки - тоже. Классика жанра: «памагаю атстающим па рускаму изыку». О каком Золотом пере в таком случае может идти речь? Если есть повторы слов: он, она, они, был, была, были и другие - ну, просто неприятно. Вспомните - Пушкин силен тем, что у него на странице не повторяется ни одно слово! Прочтите еще раз свои стихи. Уберите слова: «любовь», «луна», «звезды», «ты», «я», «сон», «злой», - станет вам же легче дышать. Уберите из сказок «избитых» героев вроде эльфов, троллей и фей, а еще королей и принцесс… Если в поэтической вещи глагол рифмуется с глаголом, существительное с существительным, прилагательное с прилагательным, особенно одинаковыми по слоговому размеру – это грубейшие ошибки. Они оправданны только, если идет акцент именно на такую рифмованную форму реверса. «Ботинок и полуботинок» - тоже не рифма! Есть и так называемая «вода», не видимая автором. Это лишние четверостишия, либо предложения, либо даже целые страницы, от которых легко можно отказаться. Избегайте смысловой и словесной тавтологии. Чехов писал, например, свои рассказы так. Напишет, даст отлежаться. Потом первые пару страниц выбросит. А Хэмингуэй искал удачную начальную фразу, типа «колокол, который звонит по тебе». Если эта фраза есть, считай, есть и роман… То же самое касается конкурсного произведения. Ищите своего личного куража! Если есть кураж мысли, считайте, что перо уже на лацкане вашего пиджака!" Из статьи "Литературные проблемы страны советов".
В приведенном отрывке обозначены наиболее грубые из ошибок, встречающихся в работах начинающих авторов. Меня заинтересовала расстановка приоритетов организатором конкурса: акцент делается в первую очередь не на безграмотности большинства юных сочинителей, как, казалось бы, одной из самых важных и острых проблем современной молодежной прозы, но на вопросе о допустимости применения так называемых литературных штампов в художественных текстах. Посему мне хотелось бы остановиться на этой теме несколько подробнее. По единогласному мнению критиков и искушенных читателей, штампы - клеймо, отделяющее плевелы от пшеницы, и в качественной литературе недопустим следующий набор клише:
"Усталые, но довольные", "мороз крепчал", "пулей выскочить", "смущенно покраснеть", "распахнуть доверчивые глаза", "первые крупные капли дождя", "мороз, посеребривший...", "гулко отдавались шаги", "женщина удивительной судьбы", "пройдя весь путь", "обжигающий чай", "воцарилась тишина", "непокорные кудри", "в гордом одиночестве", "виновник торжества", "закат, позолотивший...", "грозное оружие", "нежная дымка", "румяное яблоко", "руки как крылья", "лебединая шея", "ветер шумит в ушах", "туман стелется", "печаль/грусть/тоска в глазах", "мех как бархат", "колдовское снадобье", "лицо затуманилось/засветилось от счастья", "грани разумного", "праведное негодование", "оскорбленная невинность", "непредвиденное стечение обстоятельств", "в бесплодных попытках", "стражи порядка", "усмехнуться в усы", "хитрый прищур глаз", "волосы/кудри разметались во сне", "грудь высоко вздымалась", "весь затрясся от негодования", "лицо исказилось от ненависти", "наброситься с поздравлениями", "герой не ее романа", "внутри все похолодело", "жаркие объятия", "зеленая красавица", "сон праведника", "орлиный взгляд", "ледяной/холодный взгляд", "волевой подбородок", "непокорные вихры", "бездонные глаза", "тоненькая как тростинка", "усталые и добрые глаза", "цвета спелой пшеницы", "васильковые глаза", "с непоколебимой уверенностью", "с веселой хитринкой", "задорно смеяться", "скрипеть зубами от досады", "вскочил, готовый к действиям", "непроглядная/кромешная тьма", "досадливо отмахнуться", "хрупкое белокурое создание", "походка пантеры/кошачья походка", "на город пали сумерки", "скупая мужская слеза", "нежный девичий взгляд", "весело щебетать", "как-то по-особенному взглянуть", "оставить после себя смутное ощущение чего-то радостного", "смеркалось", "в воздухе пахло весной", "волосы рассыпались по ее плечам, как шелк", "глаза, как угли", "сгорать от страсти", "прильнуть к губам (или еще чему...)", "серебрится снег/лунный свет", "галантный француз", "чопорный англичанин", "загадочная русская душа", "яркие звезды/пышная растительность", "жертва страсти/любви", "солнце садилось", "ветер дул", "голубые глаза", "он побледнел", "ломкая психика", "мрачные глубины", "строить глазки", "чуткая душа", "трепетное сердце", "годы несутся, словно конь", "время, злой палач", "пышное цветение", "свет души", "чешуя как золото/медь", "мраморная кожа", "глаза как алмазы", "встал со скрипучего стула", "подошел к распахнутому окну", "скудный ужин", "наивное дитя", "благородный воин", "краснеть от едва сдерживаемой ярости", "упасть в объятия", "волшебный мир детства", "заботливые материнские руки", "суровый взгляд отца".
Поэтические штампы: "Кровь-любовь-морковь-вновь-", "вечность-бесконечность", "люблю-молю/обижу-увижу" (а также другие глагольные рифмы), "никогда-навсегда", "слезы-грезы", "день-тень", "дом-том-ком", "тепло-светло", "небо-не был", "время-бремя", "знамя-пламя", "воспоминания-страдания", "роза-мороза-мимоза".
Наиболее распространенные сюжетные штампы: - Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается. - Герой мстит за погибших родителей. - Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить ей/ему жизни. - Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот, чуть-чуть поломавшись, решает все проблемы. - Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства в придачу. Решающий поединок героя со злодеем. - Сцена «пожалуйста, не умирай» с последующим оживлением. - Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает. - Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения. - В ответственный момент лучший друг предает главного героя.
Совет: Нередко писатель часами бьется над абзацем, а он не получается – хоть ты тресни! Время бежит, дело стоит, автор приходит в отчаяние. Как быть? Записать мысль – что именно надо отразить в этом абзаце – и двигаться дальше. Можно даже целый роман написать этой «скорописью», а потом отредактировать.
Интересная статья... Я бы с некоторыми штампами поспорила (на предмет штампности). Дело во вкусе. Если "вкусно" приготовить, то даже морковка покажется деликатесом, а неумелые руки и свежайшего омара испортят... И все же я больше против штампов, чем за. Спасибо, Нэша, за теорию! Моя страница, велкам! Мой дневник
Из статьи "Литературные проблемы страны советов". (Вопросы автору этой статьи) Статья, действительно, интересная, в первую очередь, вопросами, которые возникают после прочтения. Очень хочется спросить у её автора: 1.Что он подразумевает под понятием "литературные штампы"? И в каких именно случаях некоторые словосочетания можно назвать таковыми, а в каких - нельзя? 2.На основании каких изысканий он сделал странный (чтобы не сказать по-другому), вывод о том, что "Пушкин силен тем, что у него на странице не повторяется ни одно слово!". (Прочитайте "Я вас любил...") 3.Куда же нам из русского литературного языка деть эти несчастные местоимения (он, она, оно и т.п.)? 4.За какую провинность предлагается изгнать из художественных текстов существительные «любовь», «луна», «звезды», «сон», «злой»? Пушкин к ним, этим "затасканным" словам, очень даже благоволил. И частенько ими пользовался: Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела... Я вас любил Любовь ещё, быть может.... А вот Вам и Лермонтов: Ночь тиха. Пустыня внемлет богу. И звезда с звездою говорит.... К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы... 5.А вот это высказывание "Я, конечно, могу поменять штамп, и, например, заявить, что "фонарь" отныне буду считать "светарем", по созвучию со словом "свет", или даже "тапримаком" безо всякого созвучия с чем-либо, но это вряд ли продуктивно" - совсем не про штампы, а про другое явление (про попытки славянофилов заменить иностранные слова русскими эквивалентами). 6.Ещё очень хочется знать, в каком законе говориться о том, что глагольные рифмы, а также рифмующиеся пары существительных, прилагательных и других частей речи считаются грубейшими(???) ошибками в стихосложении? Тут не удержусь от комментариев: кто-то запустил эту глупость в нэт, и теперь она, в качестве пугала для пишущих стихи, кочует по всем поэтическим сайтам. Чтобы развенчать эти пугалки, читайте стихи известных, талантливых, великих классических и современных поэтов. Наверняка увидите в них самые разнообразные рифмующиеся парами части речи. Оригинальная рифма хороша (никто не спорит),но зачем же доводить погоню за ней до абсурда? 7.А вот здесь речь уже идёт о знании русского языка "Ищите своего личного куража!" Кто найдёт ошибку? 8.И ещё. Почему автор решил, что произведение с "неудачным" началом "ни один уважающий себя член жюри просто читать не станет"?
И как заключение, могу сказать, что дело не в лексике и рифме, а в том, как автор применяет эти "инструменты" в своём произведении. nvassiljeva
Сообщение отредактировал SAMOLIAN - Понедельник, 12.03.2012, 11:37
SAMOLIAN, Низкий вам поклон, обработали душу зелёнкой. Ухожу от общепринятого штампа. Я сперва тоже решила возмутиться, у меня бы не получилось так аргументированно, но последнее время стала склонна к самокопанию. В общем, взяла я лопату и пошла рыть своё творчество, напав на последнее стихотворение, такое длинное, что ещё незаконченное. Зашипела я, обнаружив около двадцати паразитов, и поняла,что это гиблая топь просто кишит ими. С "Он и Она" я готова повеситься и висеть на одной перекладине. А что делать с любовью к повторам, я их просто обожаю, люблю строить из них цепочки.
Quote (SAMOLIAN)
Ищите своего личного куража!" Кто найдёт ошибку?
Если это из статьи, то была невнимательна. Но кураж действительно нужен, он как волшебный жезл переносит в место действия. Или дело всего лишь в падеже. Но над ошибками я не смеюсь, слишком умных жалко. Говоря о штампах, вы ведь это имели ввиду?
Сообщение отредактировал Одина1301 - Понедельник, 12.03.2012, 10:58
Ириш, так и запишем: "По нэту бродит нечто ( или некто(?) по имени Кураж. Охотно откликается на имя и выполняет всё, что захочется хозяину. nvassiljeva
Одина, в своём посте я написала вопросы, которые возникли у меня после прочтения выборки из статьи "Литературные проблемы страны советов". Оригинал, то есть отрывки из означенной статьи, расположен на этой же странице, в посте Нэши. Всё, что я "имела в виду" о штампах, я написала в своём посте. (Сравните с содержанием статьи.)
Про кураж. Дело в знании склонения одушевлённых и неодушевлённых существительных в определённом падеже. Про грамотность - разговор особый.
Одина, спасибо большое. Вы, я думаю, поняли, что я против стопроцентной "зачистки" художественного текста от, так называемых, "нежелательных" элементов. nvassiljeva
Кураж - существительное мужского рода. Словари определяют значение этого слова, как непринужденно-развязное поведение, наигранная смелость. Куража - это родительный падеж этого слова. Давайте попробуем заменить это слово на значение. Получится: "Ищите своего личного непринужденно-развязного поведения, или своей наигранной смелости ". Звучит несколько нелепо. Напоминает одесско-еврейский выговор. Помните, я пару раз писал: "Хотите шуток? Их у меня есть." Так вот это из той же области. Я бы сказал - "Ищите свой личный кураж".
Статья мне не понравилась. Кстати, мог бы придраться еще к некоторым оборотам в ней. Конечно, в поэзии приветствуется оригинальная рифма. Но тезаурус русского языка, как и любого другого, несмотря на огромный объём и многообразие, все же ограничен. С тем же успехом можно придраться и к поднимаемым темам. "Подумаешь, любовь? Сколько о ней уже написано? Тема - тоже штамп!". Однако авторы каждый раз находят в ней новые и новые оттенки. Так и рифма! Пусть будет "слезы - розы". Но и слезы бывают разные, да и роз - тысячи сортов. Все зависит от смысла, вложенного в эту парадигму. Да, глагольные рифмы, естественно не приветствуются, но ведь и не запрещаются? Понимаю, что подставляю себя. Поэтому, простите мои дилетанские рассуждения.
Quote (SAMOLIAN)
читайте стихи известных, талантливых, великих классических и современных поэтов
Это самый лучший совет! Не будь мудрецом в глазах твоих!
Но всё-таки "кураж" не даёт покоя, поэтому и высказываюсь. Существительное "кураж" является неодушевлённым. И в данном предложении используется в винительном падеже. (В.п. кого?что ?)Следовательно, правильно будет так: "ищите (что?) кураж". Ну, а если автор статьи считает "кураж" одушевлённой субстанцией, то... Впрочем, в русском языке есть такая "несостыковочка". Например, слово "мертвец" (не к весне будет помянуто) является существительным одушевлённым. nvassiljeva
Сообщение отредактировал SAMOLIAN - Вторник, 13.03.2012, 15:35
Наташа, весной его надо называть "подснежник", тогда будет неодушевлённым. Я шучу, но, если серьёзно, со всем, что ты написала, согласна. Титул - Лирическая маска года Титул - Юморист Бойкое перо
SAMOLIAN, Очень содержательный и аргументированный ответ, Наташа. Не так всё просто с этими "штампами", и вы это доказываете профессионально и убедительно. Заставляете всерьёз задуматься над проблемой, которая, безусловно, существует, и которая не так проста, как кажется на первый взгляд. Павел
Сообщение отредактировал Tursunov_Pavel - Вторник, 13.03.2012, 20:51