Ключом к созданию романа служит построение сцен. Если сцена сделана хорошо, она будет тянуть читателя к следующей. Если сцены объединены, движение от сцены к сцене логично, в каждой содержится чуть больше информации о героях, и каждый шаг приближает к ответу на вопрос истории, роман будет выглядеть естественно.
НАЧАЛО: 1. Знакомит с героями 2. Знакомит с ситуацией 3. Заявляет конфликт 4. Излагает вопрос истории (который должен вести к предпосылке)
СЕРЕДИНА: прогрессия последующих событий, вовлекающая героев, которые меняются под действием этих событий. 1. Каждое событие должно вести к решению конфликта. 2. Каждое событие должно больше раскрывать героев. 3. Каждое событие должно быть связано с предпосылкой.
КОНЕЦ: 1. Кульминация – основное событие, где решается конфликт и доказывается предпосылка. 2. Решение, которое отвечает на вопрос истории, если ответ не очевиден из кульминации. 3. Каждое событие должно быть связано с предпосылкой.
СТРОИТЕЛЬСТВО БЛОКОВ: Сцены и связки: 1. Сюжет должен развиваться посредством выбора, сделанного героями в каждой сцене и связке. 2. Сцены и связки – блоки, из которых строится сюжет. Каждый из них самодостаточен, и при этом является органичной частью целого романа. 3. Стоит избегать навязывать персонажам нереалистичную структуру и нужды сюжета. Действия героев всегда должны согласоваться с их развитием. 4. Сюжет романа должен следовать драматической кривой с последовательным возрастанием малых кульминаций перед заключительным кульминационным моментом истории. Способ увеличивать напряженность каждой сцены – повышать ставки.
Пример: Сцена 1 – рыцарь в битве (сражение будет выиграно или проиграно?)… Сцена 45 – королевская армия в окружении. Рыцарь с горсткой друзей делают последнюю вылазку. (Королевство будет спасено или нет?)
5. Убедитесь, что главные герои единственные кто определяет сюжет. Злодеи и второстепенные персонажи могут украсть историю, если не держать ее под контролем 6. Избегайте провисающей середины – сюжет, чтобы удерживать интерес читателя, должен вести к серии драматических пиков прерываемых «долинами». Пики должны непрерывно возрастать, пока не достигнут наивысший (кульминация).
Обратите внимание: множество успешных авторов готовят синопсис сюжета после того как написаны первые три главы книги. В этой точке, герои уже обрели форму, ясно место и время действия и у автора уже есть представление о том, куда идет история. Это полезно как ориентир, и дает автору гарантию, что у истории есть середина и конец. Когда роман закончен, он может местами не совпадать с первоначальным планом, но, по крайней мере, вы не будете бесцельно бродить вокруг да около. Не становитесь рабом сюжетной линии, ее всегда можно изменить, чтобы улучшить историю. Структура романа органично связана с композицией каждой составляющей его сцены. Роман – последовательность сцен сопровождаемых связками. Каждая сцена построена по образцу романа, с началом, серединой и концом. Каждый элемент сцены имеет ту же драматическую цель, что и соответствующий элемент истории.
СТРУКТУРА СЦЕНЫ:
Начало – один или более персонажей вовлекаются в ситуацию и ставятся перед конфликтом, в котором содержится вопрос. Середина – прогрессия последующих событий, вовлекающая героев, которые меняются под их действием. Лучший драматический результат достигается, если строить события пошагово, продвигаясь к кульминации. Конец – кульминация, которая является основным событием, который отвечает на вопрос сцены. Обратите внимание: есть только три возможных ответа на вопрос сцены. Выбор ответа определяет темп и направление истории.
Да – истории больше нет. Ответ – решение сам по себе, и истории некуда двигаться. Сцена, и возможно история, подошла к концу. Нет – здесь есть некоторые драматические возможности. Герой может принять «нет» как ответ, и тогда сцена закончена, или герой может попытаться найти другие способы приблизиться к препятствию или конфликту, и тогда история прогрессирует. Может быть – этот ответ наполнен драматическими возможностями. Герою предоставляется выбор: если ты сделаешь ___, ты сможешь получить ___, выбор и новый вопрос! Истории есть куда двигаться.
СТРУКТУРА СВЯЗКИ:
1. Связка – период рефлексии между драматическими сценами. Персонажи могут использовать это время, чтобы обдумать доступные выборы. Также связка обеспечивает автора местом, чтобы ввести переход и объяснить или изменить ответ на вопрос предыдущей сцены. Четыре элемента связки:
РЕАКЦИЯ – на то, что случилось в предыдущей сцене. ДИЛЕММА – выбор добавляет напряжение. РЕШЕНИЕ – которое раскрывает героя и определяет направление сюжета. ЦЕЛЬ – основание для последующей сцены.
Связка может быть полезна в регулировании времени, чтобы история не стала статичной. Чтобы предотвратить это автор должен варьировать сцены по интенсивности и должен менять темп истории. Длина связки – полезное средство для определения темпа. Длинные связки замедляют действие, и позволяют эмоциям героев возвращаться к нормальному уровню (между сценами с интенсивным действием). Короткие связки ускоряют темп, позволяя действию прогрессировать или увеличиваться в следующей сцене без потери интереса читателей. Кроткие связки особенно полезны в конце главы, когда автор хочет оставить крючок, чтобы заставить читателя перевернуть страницу и начать читать следующую.
Текст готов? Лежит и благоухает свежестью? Сыроват? Поправимо! Вперед за мной, комрады!
Проверяем, нет ли совершенно случайно измененных фразеологизмов, то есть устоявшихся выражений. Например: «затачивать лясы» Нашли? Ужасно! Правим на «точить лясы». Боремся с избитыми фразами или штампами. Или они с нами борются, как повезет… Долой всех: «Жил тихой и спокойной жизнью»… «В молодости блистала красотой»! Фу, как пыльно звучит, не находите? Глоток свежего воздуха и продолжаем. Убираем пауков-плеоназмов или экономим слова. «Впервые познакомиться» Отгадайте какое слово лишнее? Правильно! Знакомиться во второй раз нельзя. А вам никогда не доводилось писать «свою автобиографию»? Серьезно? Разве автобиография бывает не своей? Итак, «впервые» и «своя» скрылись за делитом, удалено. Для справки, плеоназмы – это лишние уточнения и …минуты ВРЕМЕНИ (шутку уловили?) А есть еще такая штука как слова-паронимы, они разные по значению, но близкие по написанию. Проверяем всех: «адресантов и адресатов» «соседних и соседских» и двигаемся дальше. Как же мы любим болеть вводными словами! Подчеркните в тексте «наверное», «видимо», «конечно» и пр. Что, сбились со счета? Правим. А нужны они там вообще? Однокоренные слова рядышком убивают всю гармонию текста. Пример из собственного рассказа: «Ветер с яростным ПОРЫВОМ сил СРЫВАЛ листья». Дальше. А с логикой у нас как? «Жара и засуха вызывали дрожь в теле». Это называется поповая логика, реникс, проще говоря, ЧЕПУХА Нелепые синонимические словосочетания или «масло масляное» другими словами. Нр, «активно-деятельный», «храбрый боец». Одна из частей уже имеет смысл, зачем повторяться? «Боец» уже по определению «храбрый» Письменную речь отнюдь не украшает деревенский слэнг или просторечие. «Его знают все собаки в городе» Сражаемся со словами – канцеляритами, наказываем их ликвидацией: «Как обстоит на счет вставления зубов моей матери?» Стиль деловых бумаг. Но не рассказа. А нужно ли использовать профессиональную лексику? Ну, если у вас получится также смешно, как тут: «Я встретился с молодой женщиной и подкатываю к ней с правого траверза» )))) Тавтология. Кошмарное соседство. «Рассказанное несказанно удивило» «Следует отметить следующее». Учимся на моих ошибках!)) Слова-сорняки другого рода: «ну вообще», «вот так вот», «где-то», «как-то»… Если они необходимы, то их должно быть очень мало! И вот не надо, комрады, иностранных словечек в неожиданных местах: «Среди собравшихся превалировали представители молодежи» Неблагозвучие: «ЗДесь ЗДание не СДано». Нашли? Гиатус (или стыки гласных) Ну, это кому совсем хочется образцового порядка: «машинА У Аэропорта» А вот в поэзии гиатус ох как некрасив, глотается рифма! А что с местоимениями? Проходимся пылесосом по всем мусорным «она» «он» «их» «его»… Вычурная красивость или, проще говоря, не смешите нас! « Молодой дояркой овладело неугасимое желание еще больше увеличить надой молока от своей черноокой красавицы буренки» Сложные окончания, порой, требующие уединения со словарем: « Лицо было покрыто вуалью» а не вуалем! Авторское пренебрежение или про суффиксы –их(а) и –ш(а) «Приходила ли врачиха осмотреть ребенка?» Думаем, а нужен ли тут сарказм? Сокращение окончаний. Или правило для лентяев. «отряд солдат» или «отряд солдатОВ» В наше время в грамматике победил вариант с нулевым окончанием – «отряд солдат». Помним об этом. И не заморачиваемся на дополнительные буквы))) Аллегория, метафора должны быть умными. Образец «Коварство – в образе змеи» Шутка: «Снесла курочка деду яичко, начисто снесла»)))) Посмотрим ка, что у нас там через «и» соединяется? «Изобразительный и образный»? Одинаковые по сути слова. Убираем лишнее. Та же ситуация с глаголами и пр. Частая ошибка или правило из одного примера: «Прощаясь с друзьями, один сказал мне…» Неверно! Следует писать так: «Когда я прощался с друзьями, один мне сказал…» Ущербные предложения или ущербность нашего языка: «Нарушающие должны платить штраф» «Шел дождь и два студента» Без комментариев. Не увлекайтесь закрученностью уточнений: «про дом племянника жены кучера брата доктора» Не нашли? Ну, и Слава Богу! А с падежами то порядок? «Противник стрелял по нам или по нас?» Правим, если есть «нам» «Гусеницы» в тексте. Или одно подлежащее и несколько сказуемых. Насекомые безжалостно уничтожаются. И куда мы без частого «быть» «был»?! Напрочь …delete. Подчеркиваем «банальные» прилагательные типа «хороший», «большой», «красивый»…лексика то богатая в русском языке, зачем пользоваться словарным запасом школьника, так ведь?))) Смотрим глаголы. Все они должны быть в одном времени, времени повествования. Исправляем ошибки. И последнее: дайте на вычитку знакомым! Мыло в глазах от пены текста имеет место быть))) Свежий взгляд никогда не помешает! УДАЧИ!