Индивидуальный курс стихогимнастики, про стишки Для гимнастики нам понадобятся: доступ в интернет к любой поисковой системе (яндекс, рамблер, гугль - по вкусу), а также толковый словарь русского языка (можно электронный из того же интернета).
1. Пишем не просто так. Пишем любой стишок, состоящий из двух, повторяю, ДВУХ строк. Формулируем написанное в прозе (разговорным языком, чтобы сильно людей не пугать), идём и рассказываем нашу прозу жене (маме/папе/другу/соседу). Если нам отвечают "и чё?" или "тоже мне, новость", то садимся и переписываем. Если же нам наконец ответили "правда?" или "откуда ты знаешь?", то оставляем, как есть и переходим к следующему упражнению. Пример: "осенью листья желтеют" или "еда в холодильнике" - плохие варианты, т.к. всякий душевно здоровый человек это знает, зато "вон те пожелтевшие листья похожи на наш сервиз" или "в магазине кончилась колбаса" вполне подходят, потому что несут в себе НОВУЮ информацию.
2. Учимся чувствовать размер. Нет-нет, никаких ноликов и единичек, и толстые книжки читать не надо. Просто вспоминаем песни и поём. Песен много - на каждый размер хватит. Ямб? Пожалуйста - "А ну ка песню нам пропой, веселый ветер". Хорей? Нет проблем - "Слышу голос из прекрасного далёка". И т.д. Находим близкую к нашему стишку мелодию и поём. Если где-то возникает желание растянуть гласную, значит слогов не доложили. Если возникает желание спеть побыстрее, значит слогов переложили. Если же где-то ударение падает не туда, значит... хм, значит ударение падает не туда. Собственно упражнение: переделываем стишок, пока он не начнёт петься гладко.
3. Учимся интересно рифмовать. Для этого нам понадобится словарь - открываем его на произвольной странице и, закрыв глаза, тыкаем пальцем в первое попавшееся слово. Придумываем к этому слову пять рифм. Переписываем наши стишки так, чтобы на концах строк были выбранное слово и пятая найденная рифма (можно написать новый стих, но тогда придётся повторить упражнения 1 и 2).
4. Не забываем про композицию. Меняем местами первую и вторую строки в нашем стишке. Если смысл не исказился, то переписываем так, чтобы первая строка могла быть только первой, а вторая - только второй. При перестановке строк местами смысл ДОЛЖЕН искажаться. Переписали? Теперь в стишке есть, как минимум, начало и концовка.
5. Избавляемся от лишних слов. Нам опять понадобится словарь - придётся попотеть. Открываем толкование каждого слова (кроме предлогов и союзов) и вписываем его (толкование) вместо самого слова. Например, вместо "бегу по траве" пишем "двигаюсь быстро, резко отталкивающимися от земли движениями ног, по зелёному покрову земли, состоящему из растений", а вместо "стремительно мчусь" пишем "очень быстро очень быстро бегу". Во втором случае не опечатка, а те самые лишние слова, которые нужно убрать или заменить - это поможет стиху стать более ёмким. Переделываем стих, пока не исчезнут одинаковые понятия в толковании соседних слов. Кстати, помните, что пункты 1-4 никто не отменял - стишки должны содержать новую информацию, легко петься, рифмоваться не самыми расхожими рифмами и иметь некую структуру.
6. Учимся чувствовать стиль. Опять берём словарь. Находим каждое слово (без союзов и предлогов, ессно) и смотрим, нет ли рядом с ним чего-нибудь в скобках, например, (разг.) или (книжн). Если есть, то выписываем все и переделываем стишок, пока все имеющиеся скобки не будут содержать одно и то же слово.
7. И последнее упражнение - избавляемся от штампов. Теперь обратимся к поисковой системе. Берем каждую пару слов из нашего стишка (исключая всё те же предлоги и союзы) и загоняем в поисковик. Если первые пять найденных ссылок - стихи, то переписываем эту пару. Мучаемся, пока поисковик не сжалится и не перестанет находить всяких Пушкиных-Есениных.
И напоследок, как в любой гимнастике, не нужно надрываться, пытаясь сразу же одолеть весь комплекс. Если что-то не получается, то подходить надо постепенно: не придумывается пять рифм - придумать три, потом получится лучше.
Приведённые пункты, конечно, не рецепт и не панацея (а детский сад), но помудрив над двумя строчками, Вы скорее всего начнёте со временем мудрить и над всеми остальными.
В результате на пути Вашего потока вдохновения должен возникнуть своеобразный фильтр, который не будет пропускать стилистический разнобой, неадекватные рифмы, банальности и т.д. и т.п. Создание такого фильтра - дело не одного года, в результате Вы, ВОЗМОЖНО, научитесь писать.
НО, после этого ещё надо будет научиться СОЧИНЯТЬ, т.к. поэт должен не только владеть техникой, но и чем-то помимо неё. Если Вам нечего сказать, то никакая техника не поможет. Удачи.
Почитать - интересно :) Наверное, это полезно... Не знаю, кто как, а я никогда не училась ни стихоплётству, ни фотографии. Это получается само собой... Я никогда не претендовала ни на признание, ни на похвалу, ни на "хорошесть". Просто у меня получается - так. И если это нравится кому-то еще - только рада :)
Но именно поэтому все инструкции для поэтов/фотографов/художников/музыкантов всегда читаю с улыбкой :)
все инструкции для поэтов/фотографов/художников/музыкантов всегда читаю с улыбкой
Lasta, разделяю мнение, что "каждый пишет, как он дышит", но могу сказать только, что если читаем инструкции, значит нам всё же интересно чужое мнение. И возможно, волей неволей, что-то откладывается в голове, и от какой-то неизбежной ошибки мы будем убережены.
Титул - Лирическая маска года Титул - Юморист Бойкое перо
ИМХО, неизбежная ошибка возможна у журналиста) Но не у фотографа/художника/литератора :) Есть произведения, даже общепризнанные, которые не воспринимаются) А есть случайные кадры/строки, западающие в душу.
И к своему стилю каждый приходит сам. Через собственные ляпы)
Я когда-то честно пыталась читать про ямбы и хореи :) "Не шмогла я, не шмогла" (с)
Lasta, Самира, это потому, что вы - самородки, яхонтовые вы наши А некоторым другим, так и почитать надоть и поработать, не все же токмо талантом берут, некоторые и усердным трудом так сказать, развивают.
А мне некоторые знания явно не лишними пришлись, и приходятся... Я за обучение предмету. Можно. конечно, быть гениальным мастером, но зачем изобретать велосипед, если можно взять готовый ри усовершенствовать? Моя страница, велкам! Мой дневник
Девочки, я, скажу честно, к подобной гимнастике ни разу не прибегала. Это уже как отдельный жанр в творчестве все такие упражнения выполнять)))) Но некоторые советы показались мне интересными для. так сказать, эпизодического применения. А вот в словарь я порой заглядываю, если слово мне ну очень нравится, а я в нём не уверена. Вот возникло откуда-то из подсознания, и в строку вроде ложится. А вдруг это не то, о чём я думаю. А ещё я подобные инструкции воспринимаю именно как отдельное произведение специфическое по своей природе. Мне просто интересно, даже если я выслушаю автора и сделаю по-своему) Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------