Путешествие в страну ритма и метра. Глава 2. Ямб - Форум  
Приветствуем Вас Гость | RSS Главная | Путешествие в страну ритма и метра. Глава 2. Ямб - Форум | Регистрация | Вход

[ Последние сообщения · Островитяне · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Анаит  
Путешествие в страну ритма и метра. Глава 2. Ямб
НатаДата: Четверг, 17.11.2011, 16:01 | Сообщение # 1
Уважаемый островитянин
Группа: Островитянин
Сообщений: 1351
Награды: 29
Репутация: 96
Статус: Offline
Путешествие в страну ритма и метра. Глава 2. Ямб
(Юрий Петрович)

Здравствуйте, друзья мои, юные поэты!
Ну, что? Отдохнули после освоения хорея?
В путь! Мы уже на территории, всецело принадлежащей ЯМБУ. Кто подзабыл за месяц о ХОРЕЕ, перечитайте, освежите в памяти. Там за месяц кое-что изменилось (в лучшую сторону, смею думать).

Однако предвижу недоумённый вопрос. Почему юные? А зрелым поэтам в «тайном знании» отказано?
Объяснюсь. Душа человека растёт и мужает до 20 лет, мне так думается. А дальше физический возраст, мне кажется, роли не играет. В наибольшей степени это относится к поэтам или считающим себя таковыми. Я не имею в виду то, что душе может быть и 20 000 лет. Я о самоощущении. А так как других читателей я у себя в гостях не ожидаю увидеть, то обращение моё вполне корректно.

Итак, в путь, друзья мои, юные поэты!
Не успели мы пересечь границу территории ЯМБа, как все понятия и термины отразились как в зеркале. Почему? Да потому что ЯМБ это - «ХОРЕЙ наоборот».

Если у ХОРЕЯ стопа выглядит так:
10
то у ЯМБА так:
01

Позволю себе напомнить формулу, которая приводилась уже в на территории ХОРЕЯ. Но, как говорится, "повторенье - мать ученья"

Итак, напоминаю:

Стопа = n (Икт) m , где
n – количество безударных слогов до ИКТА (пример: один безударный слог - это 0; два безударных слога - 00; три - 000 и тд)
m - количество безударных слогов после ИКТА (пример: один безударный слог - это 0; два безударных слога - 00; три - 000 и тд)
Естественно, что и n или m могут отсутствовать.
ИКТ, как уже было сказано выше, обозначается единицей - 1

В ЯМБЕ показатель m отсутствует, а n=1 (один безударный слог до ИКТА)и потому формула будет иметь следующий вид:

ЯМБ = n(Икт) = 0 (1)= 01

А дальше привожу табличку "полного зеркального отражения":

............................ХОРЕЙ.....ЯМБ
Основная стопа......10.........01
Спондей ................1+.........+1
Полу-пиррихий.......0+.........+0
Пиррихий................00.........00

Других вариантов нет. Кто хорошо усвоил все термины и понятия, которые мы изучали в путешествии по территории ХОРЕЯ, всё понял сразу, я надеюсь.
Для остальных попробую пояснить на примерах.

Одна моя читательница сказала: «У меня всё просто: хорей – пляшущий, ямб – поющийся!» Увы! Вынужден огорчить свою юную читательницу. Поются вовсе не ямб или хорей, а производные от них – пеоны. Но о них речь впереди, а пока вот вам сюрприз – лирический «поющийся» хорей:

«Письмо к матери» С.Есенин:

Ты жива ещё моя старушка
10 10 10 10 10
Жив и я. Привет тебе, привет!
1+ 10 10 10 1

И вот тут я вынужден отвлечься от ритмических изысков, так как, не поняв ещё одной важной вещи в теории стихосложения мы дальше не продвинемся.

Когда мы сочиняли слоганы и «дразнилки» ХОРЕМ длина строк у нас была одинакова, как в смысле слогов, так и в смысле стоп.

Ну, вы помните?

Я-поэт! Зовусь Незнайка. (8 слогов)
10 10 10 10 (4 стопы)
Ты стихи мои узнай-ка! (8 слогов)
10 10 10 10 (4 стопы)

Почему так? Да потому что рифма у нас была попарная (обозначается АА). Рифмуются стоящие рядом строки и, естественно, они должны быть построены одинаково в смысле структуры и длины, а рифма должна быть очень чистой. Если хоть что-то нечисто в рифме, в таких случаях, это видно сразу.

И ведь что интересно! Как начали мы про Незнайку, так и пошло. 8 слогов, 4 стопы. Строка кончается на безударный слог. Такое окончание строки называется ЖЕНСКИМ ОКОНЧАНИЕМ или ЖЕНСКОЙ РИФМОЙ – кому как нравится. А наверное есть и МУЖСКАЯ РИФМА? Есть. А как же иначе? И один мой юный друг, развивая идею «Я поэт…» дал пример такой рифмы:

Я поэт! Зовусь ВиктОр (7 слогов)
10 10 10 1 (4 стопы)
Быть поэтом – перебор. (7 слогов)
10 10 00 1 (4 стопы)

Ну, вот и появился пример мужской рифмы. Заметили, что последняя стопа при этом потеряла безударный слог – осталось пол-стопы.

Итак, для запоминания:

МУЖСКАЯ РИФМА – сказал, как отрезал. ВиктОр и – точка!
ЖЕНСКАЯ РИФМА – мягче, дипломатичнее, предполагает и «да» и «нет» (уж как договоритесь).

Этот безударный слог на конце порождает некую неопределённость. Не так ли?

А теперь вернёмся к примеру с Есениным:

Ты жива ещё моя старушка (10)
10 10 10 10 10
Жив и я. Привет тебе, привет! (9)
1+ 10 10 10 1
Пусть струится над твоей избушкой (10)
10 10 10 10 10
Тот вечерний несказанный свет. (9)
10 10 00 10 1

Что мы видим в первую очередь? Во-первых, рифмуются строчки через одну. Это называется АБАБ.
Одинаковые рифмы (окончания) имеем через строчку. В 1-й и в 3-ей – ЖЕНСКАЯ, во 2-й и 4-ой – МУЖСКАЯ. Обратим внимание, что для законченности мысли, катрена, строфы лучше, чтобы последней была МУЖСКАЯ РИФМА.

И вот мы, в этом нашем лирическом отступлении дошли до понятия РАЗМЕР, хотя и раньше интуитивно его подразумевали. Кто-то считает СЛОГИ, кто-то СТОПЫ. Но, как видим, они не могут однозначно определить размер. Хотел было предложить считать ИКТЫ. Вот уж что неизменно. Так ведь нет! Пиррихии мешают. Вон в «Письме к матери» во всех строках по пять иктов, а в последней только 4 (из-за пиррихия).

Так что сформулируем так: рифмующиеся строки должны быть одинаковой длины, как в слогах, так и в стопах и, соответственно, иметь одинаковые типы окончаний (рифм) – женская/мужская (бывает ещё дактилическая, но о ней речь впереди – на территории трёхсложников).

Но мы отвлеклись от главной темы – ЯМБА. Что поделать? Выяснилось, что хитрый Юрий Петрович решил, видно, переписать свою «Нескучную азбуку стихосложения», сделав стержнем повествования РИТМ.
А что? Не такая плохая идея. Ведь одно цепляется за другое, и только постигнув все тонкости стихосложения, пусть на основе ритма, можно обрести пространственный взгляд на механизм стихосложения.

Но вернемся всё-таки к теме. Вспомним незабвенного А.С.Пушкина. «Евгений Онегин»:

Высокой страсти не имея (9)
01 01 01 01 0
Для звуков жизни не щадить (8).
+1 01 01 01
Не мог он ямба от хорея (9)
+1 +1 01 01 0
Как мы не бились отличить (8)
+1 +1 01 01

Итак, перед вами тот самый четырёхстопный ямб, который Онегин не мог отличить от хорея, перенасышенный ЯМБИЧЕСКИМИ СПОНДЕЯМИ (+1), как видите. С остальным, вроде, всё понятно. Пиррихиев, слава Богу, нет. В нечётных строках ЖЕНСКАЯ РИФМА, в чётных – МУЖСКАЯ.

А вот первые строки бессмертного романа в стихах:

Мой дядя самых честных правил,
+1 01 01 01 0
Когда не в шутку занемог,
01 +1 00 01
Он уважать себя заставил
+0 01 01 01 0
И лучше выдумать не мог.
+1 01 01 01

А вот тут в одном четверостишии полный набор стоп, характерных для ЯМБА:
Первая стопа в первой и четвёртой строках и вторая во второй – ЯМБИЧЕСКИЕ СПОНДЕИ. В третьей стопе второй строки узнаём ПИРРИХИЙ. В ЯМБЕ он выглядит точно так же, как и в ХОРЕЕ. А вот в первой стопе третьей строки встречаем, наконец, ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРРИХИЙ. Не правда ли, будь ударение посильнее, можно было бы подумать, что стопа ХОРЕЯ «затесалась» в ямбическую строку. Но в том-то и дело, что односложные слова не порождают изменённой стопы и не ведут к распаду ударения. И хотя «он» - местоимение и подлежащее, но главное ведь то, что «заставил» и что «уважать». И на это "Он" никому не придёт в голову делать акцент, очевидно.

И вы, наверное, уже поняли, в чём главное отличие ПОЛУ-ПИРРИХИЕВ и СПОНДЕЕВ от ПИРРИХИЯ.
ПИРРИХИЙ включает в себя два неразрывных БЕЗУДАРНЫХ слога из ОДНОГО МНОГОСЛОЖНОГО СЛОВА или безударное окончание одного слова плюс безударное начало другого слова. А ПОЛУПИРРИХИЙ - безударное начало (конец) слова и ОДНОСЛОЖНОЕ слово на втором (первом) месте : ЯМБИЧЕСКИЙ - (+0) , ХОРЕИЧЕСКИЙ (0+).
СПОНДЕЙ - ИКТ и ОДНОСЛОЖНОЕ слово на втором (первом) месте : ЯМБИЧЕСКИЙ - (+1) , ХОРЕИЧЕСКИЙ (1+).

А вот какой пример с ЯМБИЧЕСКИМ ПОЛУПИРРИХИЕМ в середине, а не в начале строки я обнаружил у одного из современных авторов:

Она жила без запятых и точек.
01 01 +0 01 +1 0
Писала, как жила, одной строкой.
01 01 01 01 01

Ну, видите? Третья стопа первой строки – ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРРИХИЙ.

И снова причина в наличии односложного слова в стопе пиррихия. Он родился от того, что слово «запятЫх» - (001) поглотило ИКТ слева, а на первый слог этой стопы, как на грех, попало односложное слово «бЕз». Вот и получился ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРРИХИЙ.

Итак, ещё и ещё раз повторяю ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРИХИЙ, равно, как и ХОРЕИЧЕСКИЙ, это СПОНДЕЙ, потерявший ИКТ. Осталось только дополнительное (сверхсхемное) ударение, которое мы обозначаем знаком + . Сравните: +1 минус 1 получается +0 , а 1+ минус 1 получается 0+. И всегда они образуются вследствие наличия ОДНОСЛОЖНОГО СЛОВА в стопе, где ИКТ был поглощён соседним многосложным словом. Такие дела.

Как видите, друзья мои, нам, основательно освоившим ХОРЕЙ, ничего не стоило перейти к его зеркальному отражению - ЯМБУ. Верно?

А что ещё мы забыли? Ах, «любимого конька» Юрия Петровича – распад ударений. Ведь в ЯМБе, как и в ХОРЕЕ, он имеет место быть. Вот пример, в своё время меня поразивший:

"Ведь в гОроде родИли мЕня БОги!..
01 00 01 01 01 0
За городом зачахну я от скуки..."

(пятистопный ямб)

В слове "менЯ" фонетическое ударение не совпало с ритмическим, и получилось - "мЕня". (Уж не отца ли Александра МЕня Боги родили? Какое кощунство!)

Переставим слова так:

"Ведь в гОроде менЯ родИли БОги!..
01 00 01 01 01 0
За городом зачахну я от скуки..."

И нет вопросов!

С помощью инверсии (перестановки слов) вопрос решён просто и безболезненно. Да и, если приглядеться, исходный порядок слов был не очень русский. После инверсии стало только лучше.

Вопрос о художественных достоинствах данного примера не ставлю. Ведь родили-то всё-таки мама с папой, а Боги только определили место рождения, да и не боги (мы ж не язычники), а Бог, но чего не скажешь ради рифмы.

И наконец, осталось только ещё раз проакцентировать ту простую мысль, что всё-таки ХОРЕЙ это русский народный ритм (метр). Сказки Пушкина, «Конёк-Горбунок» Ершова, народные частушки, потешки – это всё, как правило, ХОРЕЙ. А «Евгений Онегин», все классические сонеты от Шексипра и Петрарки до наших дней – это всё ямб. Пушкин, по-моему, писал только ЯМБОМ и ХОРЕЕМ. Если кто-то приведёт примеры обратного, буду ему страшно благодарен и возьму в соавторы. Я полагаю, что ТРЁХСЛОЖНИКАМИ начал писать только Лермонтов (из широко известных сегодня русских поэтов). «Тучки небесные, вечные странники…» это уже ДАКТИЛЬ. Но об этом речь впереди.

ЗЫ. Контрольные вопросы.

1) Что такое ЯМБ и как он соотносится с ХОРЕЕМ?
2) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ?
3) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУ-ПИРРИХИЙ?
4) Что общего между СПОНДЕЯМИ и ПОЛУ-ПИРРИХИЯМИ вообще?
4) Что такое МУЖСКАЯ и ЖЕНСКАЯ рифма?
5) Что определяет СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР?
6) Что такое схема рифмовки АА?
7) Что такое схема рифмовки АБАБ?

P.S. Как же так, друзья мои? 373 прочтения и никто до сих пор не указал мне на произведение написанное А.С.Пушкиным ТРЁХСЛОЖНИКОМ. Впрочем, я забыл, Вы же ещё, по идее, не знаете что такое трёхсложник. Но те, кто читал и уже знает, что это такое непростительно опаздывает с указанием на мою ошибку. Кто же будет первым?

P.P.S. Ура! Первым оказался человек не со Стихиры, а с сайта «Остров», где мои статьи о ритме разместили на форуме. Оказалось, что «Песнь о Вещем Олеге» написана амфибрахием.
Следом Владимир Кочетков с нашего сайта указал на то, что это «Узник» - тоже амфибрахий и «Туча» («ПослЕдняя тУча рассЕянной бУри…») опять амфибрахий. Это уже скучно. Кто ещё укажет на другие трёхсложники у Пушкина?
Владимир Кочетков получает 100 стихобаллов за Пушкинские трёхсложники. Поздравляю!

статья отсюда: http://www.stihi.ru/2011/11/16/2346


"Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звезды". (Иммануил Кант)
мой блог


Сообщение отредактировал Ната - Вторник, 22.11.2011, 14:21
 
СообщениеПутешествие в страну ритма и метра. Глава 2. Ямб
(Юрий Петрович)

Здравствуйте, друзья мои, юные поэты!
Ну, что? Отдохнули после освоения хорея?
В путь! Мы уже на территории, всецело принадлежащей ЯМБУ. Кто подзабыл за месяц о ХОРЕЕ, перечитайте, освежите в памяти. Там за месяц кое-что изменилось (в лучшую сторону, смею думать).

Однако предвижу недоумённый вопрос. Почему юные? А зрелым поэтам в «тайном знании» отказано?
Объяснюсь. Душа человека растёт и мужает до 20 лет, мне так думается. А дальше физический возраст, мне кажется, роли не играет. В наибольшей степени это относится к поэтам или считающим себя таковыми. Я не имею в виду то, что душе может быть и 20 000 лет. Я о самоощущении. А так как других читателей я у себя в гостях не ожидаю увидеть, то обращение моё вполне корректно.

Итак, в путь, друзья мои, юные поэты!
Не успели мы пересечь границу территории ЯМБа, как все понятия и термины отразились как в зеркале. Почему? Да потому что ЯМБ это - «ХОРЕЙ наоборот».

Если у ХОРЕЯ стопа выглядит так:
10
то у ЯМБА так:
01

Позволю себе напомнить формулу, которая приводилась уже в на территории ХОРЕЯ. Но, как говорится, "повторенье - мать ученья"

Итак, напоминаю:

Стопа = n (Икт) m , где
n – количество безударных слогов до ИКТА (пример: один безударный слог - это 0; два безударных слога - 00; три - 000 и тд)
m - количество безударных слогов после ИКТА (пример: один безударный слог - это 0; два безударных слога - 00; три - 000 и тд)
Естественно, что и n или m могут отсутствовать.
ИКТ, как уже было сказано выше, обозначается единицей - 1

В ЯМБЕ показатель m отсутствует, а n=1 (один безударный слог до ИКТА)и потому формула будет иметь следующий вид:

ЯМБ = n(Икт) = 0 (1)= 01

А дальше привожу табличку "полного зеркального отражения":

............................ХОРЕЙ.....ЯМБ
Основная стопа......10.........01
Спондей ................1+.........+1
Полу-пиррихий.......0+.........+0
Пиррихий................00.........00

Других вариантов нет. Кто хорошо усвоил все термины и понятия, которые мы изучали в путешествии по территории ХОРЕЯ, всё понял сразу, я надеюсь.
Для остальных попробую пояснить на примерах.

Одна моя читательница сказала: «У меня всё просто: хорей – пляшущий, ямб – поющийся!» Увы! Вынужден огорчить свою юную читательницу. Поются вовсе не ямб или хорей, а производные от них – пеоны. Но о них речь впереди, а пока вот вам сюрприз – лирический «поющийся» хорей:

«Письмо к матери» С.Есенин:

Ты жива ещё моя старушка
10 10 10 10 10
Жив и я. Привет тебе, привет!
1+ 10 10 10 1

И вот тут я вынужден отвлечься от ритмических изысков, так как, не поняв ещё одной важной вещи в теории стихосложения мы дальше не продвинемся.

Когда мы сочиняли слоганы и «дразнилки» ХОРЕМ длина строк у нас была одинакова, как в смысле слогов, так и в смысле стоп.

Ну, вы помните?

Я-поэт! Зовусь Незнайка. (8 слогов)
10 10 10 10 (4 стопы)
Ты стихи мои узнай-ка! (8 слогов)
10 10 10 10 (4 стопы)

Почему так? Да потому что рифма у нас была попарная (обозначается АА). Рифмуются стоящие рядом строки и, естественно, они должны быть построены одинаково в смысле структуры и длины, а рифма должна быть очень чистой. Если хоть что-то нечисто в рифме, в таких случаях, это видно сразу.

И ведь что интересно! Как начали мы про Незнайку, так и пошло. 8 слогов, 4 стопы. Строка кончается на безударный слог. Такое окончание строки называется ЖЕНСКИМ ОКОНЧАНИЕМ или ЖЕНСКОЙ РИФМОЙ – кому как нравится. А наверное есть и МУЖСКАЯ РИФМА? Есть. А как же иначе? И один мой юный друг, развивая идею «Я поэт…» дал пример такой рифмы:

Я поэт! Зовусь ВиктОр (7 слогов)
10 10 10 1 (4 стопы)
Быть поэтом – перебор. (7 слогов)
10 10 00 1 (4 стопы)

Ну, вот и появился пример мужской рифмы. Заметили, что последняя стопа при этом потеряла безударный слог – осталось пол-стопы.

Итак, для запоминания:

МУЖСКАЯ РИФМА – сказал, как отрезал. ВиктОр и – точка!
ЖЕНСКАЯ РИФМА – мягче, дипломатичнее, предполагает и «да» и «нет» (уж как договоритесь).

Этот безударный слог на конце порождает некую неопределённость. Не так ли?

А теперь вернёмся к примеру с Есениным:

Ты жива ещё моя старушка (10)
10 10 10 10 10
Жив и я. Привет тебе, привет! (9)
1+ 10 10 10 1
Пусть струится над твоей избушкой (10)
10 10 10 10 10
Тот вечерний несказанный свет. (9)
10 10 00 10 1

Что мы видим в первую очередь? Во-первых, рифмуются строчки через одну. Это называется АБАБ.
Одинаковые рифмы (окончания) имеем через строчку. В 1-й и в 3-ей – ЖЕНСКАЯ, во 2-й и 4-ой – МУЖСКАЯ. Обратим внимание, что для законченности мысли, катрена, строфы лучше, чтобы последней была МУЖСКАЯ РИФМА.

И вот мы, в этом нашем лирическом отступлении дошли до понятия РАЗМЕР, хотя и раньше интуитивно его подразумевали. Кто-то считает СЛОГИ, кто-то СТОПЫ. Но, как видим, они не могут однозначно определить размер. Хотел было предложить считать ИКТЫ. Вот уж что неизменно. Так ведь нет! Пиррихии мешают. Вон в «Письме к матери» во всех строках по пять иктов, а в последней только 4 (из-за пиррихия).

Так что сформулируем так: рифмующиеся строки должны быть одинаковой длины, как в слогах, так и в стопах и, соответственно, иметь одинаковые типы окончаний (рифм) – женская/мужская (бывает ещё дактилическая, но о ней речь впереди – на территории трёхсложников).

Но мы отвлеклись от главной темы – ЯМБА. Что поделать? Выяснилось, что хитрый Юрий Петрович решил, видно, переписать свою «Нескучную азбуку стихосложения», сделав стержнем повествования РИТМ.
А что? Не такая плохая идея. Ведь одно цепляется за другое, и только постигнув все тонкости стихосложения, пусть на основе ритма, можно обрести пространственный взгляд на механизм стихосложения.

Но вернемся всё-таки к теме. Вспомним незабвенного А.С.Пушкина. «Евгений Онегин»:

Высокой страсти не имея (9)
01 01 01 01 0
Для звуков жизни не щадить (8).
+1 01 01 01
Не мог он ямба от хорея (9)
+1 +1 01 01 0
Как мы не бились отличить (8)
+1 +1 01 01

Итак, перед вами тот самый четырёхстопный ямб, который Онегин не мог отличить от хорея, перенасышенный ЯМБИЧЕСКИМИ СПОНДЕЯМИ (+1), как видите. С остальным, вроде, всё понятно. Пиррихиев, слава Богу, нет. В нечётных строках ЖЕНСКАЯ РИФМА, в чётных – МУЖСКАЯ.

А вот первые строки бессмертного романа в стихах:

Мой дядя самых честных правил,
+1 01 01 01 0
Когда не в шутку занемог,
01 +1 00 01
Он уважать себя заставил
+0 01 01 01 0
И лучше выдумать не мог.
+1 01 01 01

А вот тут в одном четверостишии полный набор стоп, характерных для ЯМБА:
Первая стопа в первой и четвёртой строках и вторая во второй – ЯМБИЧЕСКИЕ СПОНДЕИ. В третьей стопе второй строки узнаём ПИРРИХИЙ. В ЯМБЕ он выглядит точно так же, как и в ХОРЕЕ. А вот в первой стопе третьей строки встречаем, наконец, ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРРИХИЙ. Не правда ли, будь ударение посильнее, можно было бы подумать, что стопа ХОРЕЯ «затесалась» в ямбическую строку. Но в том-то и дело, что односложные слова не порождают изменённой стопы и не ведут к распаду ударения. И хотя «он» - местоимение и подлежащее, но главное ведь то, что «заставил» и что «уважать». И на это "Он" никому не придёт в голову делать акцент, очевидно.

И вы, наверное, уже поняли, в чём главное отличие ПОЛУ-ПИРРИХИЕВ и СПОНДЕЕВ от ПИРРИХИЯ.
ПИРРИХИЙ включает в себя два неразрывных БЕЗУДАРНЫХ слога из ОДНОГО МНОГОСЛОЖНОГО СЛОВА или безударное окончание одного слова плюс безударное начало другого слова. А ПОЛУПИРРИХИЙ - безударное начало (конец) слова и ОДНОСЛОЖНОЕ слово на втором (первом) месте : ЯМБИЧЕСКИЙ - (+0) , ХОРЕИЧЕСКИЙ (0+).
СПОНДЕЙ - ИКТ и ОДНОСЛОЖНОЕ слово на втором (первом) месте : ЯМБИЧЕСКИЙ - (+1) , ХОРЕИЧЕСКИЙ (1+).

А вот какой пример с ЯМБИЧЕСКИМ ПОЛУПИРРИХИЕМ в середине, а не в начале строки я обнаружил у одного из современных авторов:

Она жила без запятых и точек.
01 01 +0 01 +1 0
Писала, как жила, одной строкой.
01 01 01 01 01

Ну, видите? Третья стопа первой строки – ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРРИХИЙ.

И снова причина в наличии односложного слова в стопе пиррихия. Он родился от того, что слово «запятЫх» - (001) поглотило ИКТ слева, а на первый слог этой стопы, как на грех, попало односложное слово «бЕз». Вот и получился ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРРИХИЙ.

Итак, ещё и ещё раз повторяю ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРИХИЙ, равно, как и ХОРЕИЧЕСКИЙ, это СПОНДЕЙ, потерявший ИКТ. Осталось только дополнительное (сверхсхемное) ударение, которое мы обозначаем знаком + . Сравните: +1 минус 1 получается +0 , а 1+ минус 1 получается 0+. И всегда они образуются вследствие наличия ОДНОСЛОЖНОГО СЛОВА в стопе, где ИКТ был поглощён соседним многосложным словом. Такие дела.

Как видите, друзья мои, нам, основательно освоившим ХОРЕЙ, ничего не стоило перейти к его зеркальному отражению - ЯМБУ. Верно?

А что ещё мы забыли? Ах, «любимого конька» Юрия Петровича – распад ударений. Ведь в ЯМБе, как и в ХОРЕЕ, он имеет место быть. Вот пример, в своё время меня поразивший:

"Ведь в гОроде родИли мЕня БОги!..
01 00 01 01 01 0
За городом зачахну я от скуки..."

(пятистопный ямб)

В слове "менЯ" фонетическое ударение не совпало с ритмическим, и получилось - "мЕня". (Уж не отца ли Александра МЕня Боги родили? Какое кощунство!)

Переставим слова так:

"Ведь в гОроде менЯ родИли БОги!..
01 00 01 01 01 0
За городом зачахну я от скуки..."

И нет вопросов!

С помощью инверсии (перестановки слов) вопрос решён просто и безболезненно. Да и, если приглядеться, исходный порядок слов был не очень русский. После инверсии стало только лучше.

Вопрос о художественных достоинствах данного примера не ставлю. Ведь родили-то всё-таки мама с папой, а Боги только определили место рождения, да и не боги (мы ж не язычники), а Бог, но чего не скажешь ради рифмы.

И наконец, осталось только ещё раз проакцентировать ту простую мысль, что всё-таки ХОРЕЙ это русский народный ритм (метр). Сказки Пушкина, «Конёк-Горбунок» Ершова, народные частушки, потешки – это всё, как правило, ХОРЕЙ. А «Евгений Онегин», все классические сонеты от Шексипра и Петрарки до наших дней – это всё ямб. Пушкин, по-моему, писал только ЯМБОМ и ХОРЕЕМ. Если кто-то приведёт примеры обратного, буду ему страшно благодарен и возьму в соавторы. Я полагаю, что ТРЁХСЛОЖНИКАМИ начал писать только Лермонтов (из широко известных сегодня русских поэтов). «Тучки небесные, вечные странники…» это уже ДАКТИЛЬ. Но об этом речь впереди.

ЗЫ. Контрольные вопросы.

1) Что такое ЯМБ и как он соотносится с ХОРЕЕМ?
2) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ?
3) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУ-ПИРРИХИЙ?
4) Что общего между СПОНДЕЯМИ и ПОЛУ-ПИРРИХИЯМИ вообще?
4) Что такое МУЖСКАЯ и ЖЕНСКАЯ рифма?
5) Что определяет СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР?
6) Что такое схема рифмовки АА?
7) Что такое схема рифмовки АБАБ?

P.S. Как же так, друзья мои? 373 прочтения и никто до сих пор не указал мне на произведение написанное А.С.Пушкиным ТРЁХСЛОЖНИКОМ. Впрочем, я забыл, Вы же ещё, по идее, не знаете что такое трёхсложник. Но те, кто читал и уже знает, что это такое непростительно опаздывает с указанием на мою ошибку. Кто же будет первым?

P.P.S. Ура! Первым оказался человек не со Стихиры, а с сайта «Остров», где мои статьи о ритме разместили на форуме. Оказалось, что «Песнь о Вещем Олеге» написана амфибрахием.
Следом Владимир Кочетков с нашего сайта указал на то, что это «Узник» - тоже амфибрахий и «Туча» («ПослЕдняя тУча рассЕянной бУри…») опять амфибрахий. Это уже скучно. Кто ещё укажет на другие трёхсложники у Пушкина?
Владимир Кочетков получает 100 стихобаллов за Пушкинские трёхсложники. Поздравляю!

статья отсюда: http://www.stihi.ru/2011/11/16/2346

Автор - Ната
Дата добавления - 17.11.2011 в 16:01
СообщениеПутешествие в страну ритма и метра. Глава 2. Ямб
(Юрий Петрович)

Здравствуйте, друзья мои, юные поэты!
Ну, что? Отдохнули после освоения хорея?
В путь! Мы уже на территории, всецело принадлежащей ЯМБУ. Кто подзабыл за месяц о ХОРЕЕ, перечитайте, освежите в памяти. Там за месяц кое-что изменилось (в лучшую сторону, смею думать).

Однако предвижу недоумённый вопрос. Почему юные? А зрелым поэтам в «тайном знании» отказано?
Объяснюсь. Душа человека растёт и мужает до 20 лет, мне так думается. А дальше физический возраст, мне кажется, роли не играет. В наибольшей степени это относится к поэтам или считающим себя таковыми. Я не имею в виду то, что душе может быть и 20 000 лет. Я о самоощущении. А так как других читателей я у себя в гостях не ожидаю увидеть, то обращение моё вполне корректно.

Итак, в путь, друзья мои, юные поэты!
Не успели мы пересечь границу территории ЯМБа, как все понятия и термины отразились как в зеркале. Почему? Да потому что ЯМБ это - «ХОРЕЙ наоборот».

Если у ХОРЕЯ стопа выглядит так:
10
то у ЯМБА так:
01

Позволю себе напомнить формулу, которая приводилась уже в на территории ХОРЕЯ. Но, как говорится, "повторенье - мать ученья"

Итак, напоминаю:

Стопа = n (Икт) m , где
n – количество безударных слогов до ИКТА (пример: один безударный слог - это 0; два безударных слога - 00; три - 000 и тд)
m - количество безударных слогов после ИКТА (пример: один безударный слог - это 0; два безударных слога - 00; три - 000 и тд)
Естественно, что и n или m могут отсутствовать.
ИКТ, как уже было сказано выше, обозначается единицей - 1

В ЯМБЕ показатель m отсутствует, а n=1 (один безударный слог до ИКТА)и потому формула будет иметь следующий вид:

ЯМБ = n(Икт) = 0 (1)= 01

А дальше привожу табличку "полного зеркального отражения":

............................ХОРЕЙ.....ЯМБ
Основная стопа......10.........01
Спондей ................1+.........+1
Полу-пиррихий.......0+.........+0
Пиррихий................00.........00

Других вариантов нет. Кто хорошо усвоил все термины и понятия, которые мы изучали в путешествии по территории ХОРЕЯ, всё понял сразу, я надеюсь.
Для остальных попробую пояснить на примерах.

Одна моя читательница сказала: «У меня всё просто: хорей – пляшущий, ямб – поющийся!» Увы! Вынужден огорчить свою юную читательницу. Поются вовсе не ямб или хорей, а производные от них – пеоны. Но о них речь впереди, а пока вот вам сюрприз – лирический «поющийся» хорей:

«Письмо к матери» С.Есенин:

Ты жива ещё моя старушка
10 10 10 10 10
Жив и я. Привет тебе, привет!
1+ 10 10 10 1

И вот тут я вынужден отвлечься от ритмических изысков, так как, не поняв ещё одной важной вещи в теории стихосложения мы дальше не продвинемся.

Когда мы сочиняли слоганы и «дразнилки» ХОРЕМ длина строк у нас была одинакова, как в смысле слогов, так и в смысле стоп.

Ну, вы помните?

Я-поэт! Зовусь Незнайка. (8 слогов)
10 10 10 10 (4 стопы)
Ты стихи мои узнай-ка! (8 слогов)
10 10 10 10 (4 стопы)

Почему так? Да потому что рифма у нас была попарная (обозначается АА). Рифмуются стоящие рядом строки и, естественно, они должны быть построены одинаково в смысле структуры и длины, а рифма должна быть очень чистой. Если хоть что-то нечисто в рифме, в таких случаях, это видно сразу.

И ведь что интересно! Как начали мы про Незнайку, так и пошло. 8 слогов, 4 стопы. Строка кончается на безударный слог. Такое окончание строки называется ЖЕНСКИМ ОКОНЧАНИЕМ или ЖЕНСКОЙ РИФМОЙ – кому как нравится. А наверное есть и МУЖСКАЯ РИФМА? Есть. А как же иначе? И один мой юный друг, развивая идею «Я поэт…» дал пример такой рифмы:

Я поэт! Зовусь ВиктОр (7 слогов)
10 10 10 1 (4 стопы)
Быть поэтом – перебор. (7 слогов)
10 10 00 1 (4 стопы)

Ну, вот и появился пример мужской рифмы. Заметили, что последняя стопа при этом потеряла безударный слог – осталось пол-стопы.

Итак, для запоминания:

МУЖСКАЯ РИФМА – сказал, как отрезал. ВиктОр и – точка!
ЖЕНСКАЯ РИФМА – мягче, дипломатичнее, предполагает и «да» и «нет» (уж как договоритесь).

Этот безударный слог на конце порождает некую неопределённость. Не так ли?

А теперь вернёмся к примеру с Есениным:

Ты жива ещё моя старушка (10)
10 10 10 10 10
Жив и я. Привет тебе, привет! (9)
1+ 10 10 10 1
Пусть струится над твоей избушкой (10)
10 10 10 10 10
Тот вечерний несказанный свет. (9)
10 10 00 10 1

Что мы видим в первую очередь? Во-первых, рифмуются строчки через одну. Это называется АБАБ.
Одинаковые рифмы (окончания) имеем через строчку. В 1-й и в 3-ей – ЖЕНСКАЯ, во 2-й и 4-ой – МУЖСКАЯ. Обратим внимание, что для законченности мысли, катрена, строфы лучше, чтобы последней была МУЖСКАЯ РИФМА.

И вот мы, в этом нашем лирическом отступлении дошли до понятия РАЗМЕР, хотя и раньше интуитивно его подразумевали. Кто-то считает СЛОГИ, кто-то СТОПЫ. Но, как видим, они не могут однозначно определить размер. Хотел было предложить считать ИКТЫ. Вот уж что неизменно. Так ведь нет! Пиррихии мешают. Вон в «Письме к матери» во всех строках по пять иктов, а в последней только 4 (из-за пиррихия).

Так что сформулируем так: рифмующиеся строки должны быть одинаковой длины, как в слогах, так и в стопах и, соответственно, иметь одинаковые типы окончаний (рифм) – женская/мужская (бывает ещё дактилическая, но о ней речь впереди – на территории трёхсложников).

Но мы отвлеклись от главной темы – ЯМБА. Что поделать? Выяснилось, что хитрый Юрий Петрович решил, видно, переписать свою «Нескучную азбуку стихосложения», сделав стержнем повествования РИТМ.
А что? Не такая плохая идея. Ведь одно цепляется за другое, и только постигнув все тонкости стихосложения, пусть на основе ритма, можно обрести пространственный взгляд на механизм стихосложения.

Но вернемся всё-таки к теме. Вспомним незабвенного А.С.Пушкина. «Евгений Онегин»:

Высокой страсти не имея (9)
01 01 01 01 0
Для звуков жизни не щадить (8).
+1 01 01 01
Не мог он ямба от хорея (9)
+1 +1 01 01 0
Как мы не бились отличить (8)
+1 +1 01 01

Итак, перед вами тот самый четырёхстопный ямб, который Онегин не мог отличить от хорея, перенасышенный ЯМБИЧЕСКИМИ СПОНДЕЯМИ (+1), как видите. С остальным, вроде, всё понятно. Пиррихиев, слава Богу, нет. В нечётных строках ЖЕНСКАЯ РИФМА, в чётных – МУЖСКАЯ.

А вот первые строки бессмертного романа в стихах:

Мой дядя самых честных правил,
+1 01 01 01 0
Когда не в шутку занемог,
01 +1 00 01
Он уважать себя заставил
+0 01 01 01 0
И лучше выдумать не мог.
+1 01 01 01

А вот тут в одном четверостишии полный набор стоп, характерных для ЯМБА:
Первая стопа в первой и четвёртой строках и вторая во второй – ЯМБИЧЕСКИЕ СПОНДЕИ. В третьей стопе второй строки узнаём ПИРРИХИЙ. В ЯМБЕ он выглядит точно так же, как и в ХОРЕЕ. А вот в первой стопе третьей строки встречаем, наконец, ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРРИХИЙ. Не правда ли, будь ударение посильнее, можно было бы подумать, что стопа ХОРЕЯ «затесалась» в ямбическую строку. Но в том-то и дело, что односложные слова не порождают изменённой стопы и не ведут к распаду ударения. И хотя «он» - местоимение и подлежащее, но главное ведь то, что «заставил» и что «уважать». И на это "Он" никому не придёт в голову делать акцент, очевидно.

И вы, наверное, уже поняли, в чём главное отличие ПОЛУ-ПИРРИХИЕВ и СПОНДЕЕВ от ПИРРИХИЯ.
ПИРРИХИЙ включает в себя два неразрывных БЕЗУДАРНЫХ слога из ОДНОГО МНОГОСЛОЖНОГО СЛОВА или безударное окончание одного слова плюс безударное начало другого слова. А ПОЛУПИРРИХИЙ - безударное начало (конец) слова и ОДНОСЛОЖНОЕ слово на втором (первом) месте : ЯМБИЧЕСКИЙ - (+0) , ХОРЕИЧЕСКИЙ (0+).
СПОНДЕЙ - ИКТ и ОДНОСЛОЖНОЕ слово на втором (первом) месте : ЯМБИЧЕСКИЙ - (+1) , ХОРЕИЧЕСКИЙ (1+).

А вот какой пример с ЯМБИЧЕСКИМ ПОЛУПИРРИХИЕМ в середине, а не в начале строки я обнаружил у одного из современных авторов:

Она жила без запятых и точек.
01 01 +0 01 +1 0
Писала, как жила, одной строкой.
01 01 01 01 01

Ну, видите? Третья стопа первой строки – ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРРИХИЙ.

И снова причина в наличии односложного слова в стопе пиррихия. Он родился от того, что слово «запятЫх» - (001) поглотило ИКТ слева, а на первый слог этой стопы, как на грех, попало односложное слово «бЕз». Вот и получился ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРРИХИЙ.

Итак, ещё и ещё раз повторяю ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРИХИЙ, равно, как и ХОРЕИЧЕСКИЙ, это СПОНДЕЙ, потерявший ИКТ. Осталось только дополнительное (сверхсхемное) ударение, которое мы обозначаем знаком + . Сравните: +1 минус 1 получается +0 , а 1+ минус 1 получается 0+. И всегда они образуются вследствие наличия ОДНОСЛОЖНОГО СЛОВА в стопе, где ИКТ был поглощён соседним многосложным словом. Такие дела.

Как видите, друзья мои, нам, основательно освоившим ХОРЕЙ, ничего не стоило перейти к его зеркальному отражению - ЯМБУ. Верно?

А что ещё мы забыли? Ах, «любимого конька» Юрия Петровича – распад ударений. Ведь в ЯМБе, как и в ХОРЕЕ, он имеет место быть. Вот пример, в своё время меня поразивший:

"Ведь в гОроде родИли мЕня БОги!..
01 00 01 01 01 0
За городом зачахну я от скуки..."

(пятистопный ямб)

В слове "менЯ" фонетическое ударение не совпало с ритмическим, и получилось - "мЕня". (Уж не отца ли Александра МЕня Боги родили? Какое кощунство!)

Переставим слова так:

"Ведь в гОроде менЯ родИли БОги!..
01 00 01 01 01 0
За городом зачахну я от скуки..."

И нет вопросов!

С помощью инверсии (перестановки слов) вопрос решён просто и безболезненно. Да и, если приглядеться, исходный порядок слов был не очень русский. После инверсии стало только лучше.

Вопрос о художественных достоинствах данного примера не ставлю. Ведь родили-то всё-таки мама с папой, а Боги только определили место рождения, да и не боги (мы ж не язычники), а Бог, но чего не скажешь ради рифмы.

И наконец, осталось только ещё раз проакцентировать ту простую мысль, что всё-таки ХОРЕЙ это русский народный ритм (метр). Сказки Пушкина, «Конёк-Горбунок» Ершова, народные частушки, потешки – это всё, как правило, ХОРЕЙ. А «Евгений Онегин», все классические сонеты от Шексипра и Петрарки до наших дней – это всё ямб. Пушкин, по-моему, писал только ЯМБОМ и ХОРЕЕМ. Если кто-то приведёт примеры обратного, буду ему страшно благодарен и возьму в соавторы. Я полагаю, что ТРЁХСЛОЖНИКАМИ начал писать только Лермонтов (из широко известных сегодня русских поэтов). «Тучки небесные, вечные странники…» это уже ДАКТИЛЬ. Но об этом речь впереди.

ЗЫ. Контрольные вопросы.

1) Что такое ЯМБ и как он соотносится с ХОРЕЕМ?
2) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ?
3) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУ-ПИРРИХИЙ?
4) Что общего между СПОНДЕЯМИ и ПОЛУ-ПИРРИХИЯМИ вообще?
4) Что такое МУЖСКАЯ и ЖЕНСКАЯ рифма?
5) Что определяет СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР?
6) Что такое схема рифмовки АА?
7) Что такое схема рифмовки АБАБ?

P.S. Как же так, друзья мои? 373 прочтения и никто до сих пор не указал мне на произведение написанное А.С.Пушкиным ТРЁХСЛОЖНИКОМ. Впрочем, я забыл, Вы же ещё, по идее, не знаете что такое трёхсложник. Но те, кто читал и уже знает, что это такое непростительно опаздывает с указанием на мою ошибку. Кто же будет первым?

P.P.S. Ура! Первым оказался человек не со Стихиры, а с сайта «Остров», где мои статьи о ритме разместили на форуме. Оказалось, что «Песнь о Вещем Олеге» написана амфибрахием.
Следом Владимир Кочетков с нашего сайта указал на то, что это «Узник» - тоже амфибрахий и «Туча» («ПослЕдняя тУча рассЕянной бУри…») опять амфибрахий. Это уже скучно. Кто ещё укажет на другие трёхсложники у Пушкина?
Владимир Кочетков получает 100 стихобаллов за Пушкинские трёхсложники. Поздравляю!

статья отсюда: http://www.stihi.ru/2011/11/16/2346

Автор - Ната
Дата добавления - 17.11.2011 в 16:01
Kristina_Iva-NovaДата: Четверг, 17.11.2011, 22:36 | Сообщение # 2
Уважаемый островитянин
Группа: Островитянин
Сообщений: 2867
Награды: 26
Репутация: 154
Статус: Offline
Quote (Ната)
ЗЫ. Контрольные вопросы.

1) Что такое ЯМБ и как он соотносится с ХОРЕЕМ?
2) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ?
3) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУ-ПИРРИХИЙ?
4) Что такое МУЖСКАЯ и ЖЕНСКАЯ рифма?
5) Что определяет СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР?
6) Что такое схема рифмовки АА?
7) Что такое схема рифмовки АБАБ?


Ой! Какие страшные вопросы... Ната, как все сложно.
 
Сообщение
Quote (Ната)
ЗЫ. Контрольные вопросы.

1) Что такое ЯМБ и как он соотносится с ХОРЕЕМ?
2) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ?
3) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУ-ПИРРИХИЙ?
4) Что такое МУЖСКАЯ и ЖЕНСКАЯ рифма?
5) Что определяет СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР?
6) Что такое схема рифмовки АА?
7) Что такое схема рифмовки АБАБ?


Ой! Какие страшные вопросы... Ната, как все сложно.

Автор - Kristina_Iva-Nova
Дата добавления - 17.11.2011 в 22:36
Сообщение
Quote (Ната)
ЗЫ. Контрольные вопросы.

1) Что такое ЯМБ и как он соотносится с ХОРЕЕМ?
2) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ?
3) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ ПОЛУ-ПИРРИХИЙ?
4) Что такое МУЖСКАЯ и ЖЕНСКАЯ рифма?
5) Что определяет СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР?
6) Что такое схема рифмовки АА?
7) Что такое схема рифмовки АБАБ?


Ой! Какие страшные вопросы... Ната, как все сложно.

Автор - Kristina_Iva-Nova
Дата добавления - 17.11.2011 в 22:36
bibДата: Четверг, 17.11.2011, 22:40 | Сообщение # 3
Старейшина
Группа: Островитянин
Сообщений: 3474
Награды: 69
Репутация: 237
Статус: Offline
Значит я прав, отказываясь от учебы и сочиняя по наитию. biggrin
korolevansp, на самом деле все просто, как в танке. Левая ручка - хорей, правая - ямб. Просто терминология сложная. smile


Не будь мудрецом в глазах твоих!
 
СообщениеЗначит я прав, отказываясь от учебы и сочиняя по наитию. biggrin
korolevansp, на самом деле все просто, как в танке. Левая ручка - хорей, правая - ямб. Просто терминология сложная. smile

Автор - bib
Дата добавления - 17.11.2011 в 22:40
СообщениеЗначит я прав, отказываясь от учебы и сочиняя по наитию. biggrin
korolevansp, на самом деле все просто, как в танке. Левая ручка - хорей, правая - ямб. Просто терминология сложная. smile

Автор - bib
Дата добавления - 17.11.2011 в 22:40
НатаДата: Четверг, 17.11.2011, 23:49 | Сообщение # 4
Уважаемый островитянин
Группа: Островитянин
Сообщений: 1351
Награды: 29
Репутация: 96
Статус: Offline
Quote (korolevansp)
Ой! Какие страшные вопросы... Ната, как все сложно.


а мне показалось интересной статья, а вопросы, думаю, для усвоения материала. Ну как же без этого?


"Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звезды". (Иммануил Кант)
мой блог
 
Сообщение
Quote (korolevansp)
Ой! Какие страшные вопросы... Ната, как все сложно.


а мне показалось интересной статья, а вопросы, думаю, для усвоения материала. Ну как же без этого?

Автор - Ната
Дата добавления - 17.11.2011 в 23:49
Сообщение
Quote (korolevansp)
Ой! Какие страшные вопросы... Ната, как все сложно.


а мне показалось интересной статья, а вопросы, думаю, для усвоения материала. Ну как же без этого?

Автор - Ната
Дата добавления - 17.11.2011 в 23:49
bibДата: Четверг, 17.11.2011, 23:53 | Сообщение # 5
Старейшина
Группа: Островитянин
Сообщений: 3474
Награды: 69
Репутация: 237
Статус: Offline
И я рискнул сражаться с таким подкованным человеком! Правильно говорят: "Не зная броду, не суйся в воду!" Я краснею! blush

Не будь мудрецом в глазах твоих!

Сообщение отредактировал bib - Четверг, 17.11.2011, 23:53
 
СообщениеИ я рискнул сражаться с таким подкованным человеком! Правильно говорят: "Не зная броду, не суйся в воду!" Я краснею! blush

Автор - bib
Дата добавления - 17.11.2011 в 23:53
СообщениеИ я рискнул сражаться с таким подкованным человеком! Правильно говорят: "Не зная броду, не суйся в воду!" Я краснею! blush

Автор - bib
Дата добавления - 17.11.2011 в 23:53
НатаДата: Четверг, 17.11.2011, 23:58 | Сообщение # 6
Уважаемый островитянин
Группа: Островитянин
Сообщений: 1351
Награды: 29
Репутация: 96
Статус: Offline
Борис, так интересно. Я от него узнала, что такое ПЕОН

"Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звезды". (Иммануил Кант)
мой блог
 
СообщениеБорис, так интересно. Я от него узнала, что такое ПЕОН

Автор - Ната
Дата добавления - 17.11.2011 в 23:58
СообщениеБорис, так интересно. Я от него узнала, что такое ПЕОН

Автор - Ната
Дата добавления - 17.11.2011 в 23:58
bibДата: Пятница, 18.11.2011, 00:18 | Сообщение # 7
Старейшина
Группа: Островитянин
Сообщений: 3474
Награды: 69
Репутация: 237
Статус: Offline
А на орхидею у него не хватило денег? biggrin

Не будь мудрецом в глазах твоих!
 
СообщениеА на орхидею у него не хватило денег? biggrin

Автор - bib
Дата добавления - 18.11.2011 в 00:18
СообщениеА на орхидею у него не хватило денег? biggrin

Автор - bib
Дата добавления - 18.11.2011 в 00:18
SAMOLIANДата: Суббота, 19.11.2011, 21:40 | Сообщение # 8
Уважаемый островитянин
Группа: Островитянин
Сообщений: 1194
Награды: 19
Репутация: 101
Статус: Offline
ЯМБ.
Мудрёно закручено! smile Можно на ту же тему и проще! Гораздо проще!
И если для начинающих, то очень полезно "РАЗЖЁВЫВАТЬ" (прошу не обижаться на слово), РАЗОБЪЯСНЯТЬ как можно подробнее каждое положение. И примеров побольше, побольше, побольше... И для обучения как можно подробнее.
А то порой выходит так:"Я всё знаю и, следовательно, МНЕ всё понятно". А другим???
И всё в одну кучу: и размер, и форма стопы, и виды рифм.... НЕ полезно. sad

Если хочешь научить, то нужно думать над МЕТОДИКОЙ доведения знаний до обучающихся.


nvassiljeva
 
СообщениеЯМБ.
Мудрёно закручено! smile Можно на ту же тему и проще! Гораздо проще!
И если для начинающих, то очень полезно "РАЗЖЁВЫВАТЬ" (прошу не обижаться на слово), РАЗОБЪЯСНЯТЬ как можно подробнее каждое положение. И примеров побольше, побольше, побольше... И для обучения как можно подробнее.
А то порой выходит так:"Я всё знаю и, следовательно, МНЕ всё понятно". А другим???
И всё в одну кучу: и размер, и форма стопы, и виды рифм.... НЕ полезно. sad

Если хочешь научить, то нужно думать над МЕТОДИКОЙ доведения знаний до обучающихся.

Автор - SAMOLIAN
Дата добавления - 19.11.2011 в 21:40
СообщениеЯМБ.
Мудрёно закручено! smile Можно на ту же тему и проще! Гораздо проще!
И если для начинающих, то очень полезно "РАЗЖЁВЫВАТЬ" (прошу не обижаться на слово), РАЗОБЪЯСНЯТЬ как можно подробнее каждое положение. И примеров побольше, побольше, побольше... И для обучения как можно подробнее.
А то порой выходит так:"Я всё знаю и, следовательно, МНЕ всё понятно". А другим???
И всё в одну кучу: и размер, и форма стопы, и виды рифм.... НЕ полезно. sad

Если хочешь научить, то нужно думать над МЕТОДИКОЙ доведения знаний до обучающихся.

Автор - SAMOLIAN
Дата добавления - 19.11.2011 в 21:40
SAMOLIANДата: Суббота, 19.11.2011, 22:22 | Сообщение # 9
Уважаемый островитянин
Группа: Островитянин
Сообщений: 1194
Награды: 19
Репутация: 101
Статус: Offline
Quote (Ната)
Пушкин, по-моему, писал только ЯМБОМ и ХОРЕЕМ. Если кто-то приведёт примеры обратного, буду ему страшно благодарен и возьму в соавторы.


А Пушкин все-таки писал трёхсложными размерами. hihi

Читай "Песнь о вещем Олеге" !!!
АМФИБРАХИЙ:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам...

Читай "Туча" !!!
АМФИБРАХИЙ:
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури...

И Лермонтов, конечно, трехсложников не чурался. А сколько поэтов до него-то с этими формами дружили! hihi


nvassiljeva
 
Сообщение
Quote (Ната)
Пушкин, по-моему, писал только ЯМБОМ и ХОРЕЕМ. Если кто-то приведёт примеры обратного, буду ему страшно благодарен и возьму в соавторы.


А Пушкин все-таки писал трёхсложными размерами. hihi

Читай "Песнь о вещем Олеге" !!!
АМФИБРАХИЙ:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам...

Читай "Туча" !!!
АМФИБРАХИЙ:
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури...

И Лермонтов, конечно, трехсложников не чурался. А сколько поэтов до него-то с этими формами дружили! hihi

Автор - SAMOLIAN
Дата добавления - 19.11.2011 в 22:22
Сообщение
Quote (Ната)
Пушкин, по-моему, писал только ЯМБОМ и ХОРЕЕМ. Если кто-то приведёт примеры обратного, буду ему страшно благодарен и возьму в соавторы.


А Пушкин все-таки писал трёхсложными размерами. hihi

Читай "Песнь о вещем Олеге" !!!
АМФИБРАХИЙ:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам...

Читай "Туча" !!!
АМФИБРАХИЙ:
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури...

И Лермонтов, конечно, трехсложников не чурался. А сколько поэтов до него-то с этими формами дружили! hihi

Автор - SAMOLIAN
Дата добавления - 19.11.2011 в 22:22
НатаДата: Понедельник, 21.11.2011, 11:52 | Сообщение # 10
Уважаемый островитянин
Группа: Островитянин
Сообщений: 1351
Награды: 29
Репутация: 96
Статус: Offline
SAMOLIAN, автор статьи попросил скопировать сюда его ответ:

"Спасибо за то что вразумили о Пушкине, что он не чурался трёхсложников. Поправлю.
А насчёт Побольше примеров.Куда уж больше.
А насчёт "всё в одну кучу" Ната даст ссылку на мою "Нескучную Азбуку стихосложения", (вот ссылка: http://www.stihi.ru/2011/03/11/7362 ) где всё по полочкам и потому там где уже надо что-то знать, а об этом ниже излагается, невозможно излагать материал. Слишком многомерен вопрос. Всё слишком в один узел увязано. И мне всё же кажется, что это одна из первых попыток изложить о, в общем-то, скучном, интересно и не в жанре педагогической нотации.
А о методике автор думает денно и нощно, неужели не видно?. Иначе зачем ему после НЕскучной Азбуки, снова- здорово начинать о том же самом разговор."


"Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звезды". (Иммануил Кант)
мой блог
 
СообщениеSAMOLIAN, автор статьи попросил скопировать сюда его ответ:

"Спасибо за то что вразумили о Пушкине, что он не чурался трёхсложников. Поправлю.
А насчёт Побольше примеров.Куда уж больше.
А насчёт "всё в одну кучу" Ната даст ссылку на мою "Нескучную Азбуку стихосложения", (вот ссылка: http://www.stihi.ru/2011/03/11/7362 ) где всё по полочкам и потому там где уже надо что-то знать, а об этом ниже излагается, невозможно излагать материал. Слишком многомерен вопрос. Всё слишком в один узел увязано. И мне всё же кажется, что это одна из первых попыток изложить о, в общем-то, скучном, интересно и не в жанре педагогической нотации.
А о методике автор думает денно и нощно, неужели не видно?. Иначе зачем ему после НЕскучной Азбуки, снова- здорово начинать о том же самом разговор."

Автор - Ната
Дата добавления - 21.11.2011 в 11:52
СообщениеSAMOLIAN, автор статьи попросил скопировать сюда его ответ:

"Спасибо за то что вразумили о Пушкине, что он не чурался трёхсложников. Поправлю.
А насчёт Побольше примеров.Куда уж больше.
А насчёт "всё в одну кучу" Ната даст ссылку на мою "Нескучную Азбуку стихосложения", (вот ссылка: http://www.stihi.ru/2011/03/11/7362 ) где всё по полочкам и потому там где уже надо что-то знать, а об этом ниже излагается, невозможно излагать материал. Слишком многомерен вопрос. Всё слишком в один узел увязано. И мне всё же кажется, что это одна из первых попыток изложить о, в общем-то, скучном, интересно и не в жанре педагогической нотации.
А о методике автор думает денно и нощно, неужели не видно?. Иначе зачем ему после НЕскучной Азбуки, снова- здорово начинать о том же самом разговор."

Автор - Ната
Дата добавления - 21.11.2011 в 11:52
НатаДата: Понедельник, 21.11.2011, 11:54 | Сообщение # 11
Уважаемый островитянин
Группа: Островитянин
Сообщений: 1351
Награды: 29
Репутация: 96
Статус: Offline
А мне на примерах (тем более таких нескучных) легко учиться good

"Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звезды". (Иммануил Кант)
мой блог
 
СообщениеА мне на примерах (тем более таких нескучных) легко учиться good

Автор - Ната
Дата добавления - 21.11.2011 в 11:54
СообщениеА мне на примерах (тем более таких нескучных) легко учиться good

Автор - Ната
Дата добавления - 21.11.2011 в 11:54
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Загрузка...

Посетители дня
Посетители:
Последние сообщения · Островитяне · Правила форума · Поиск · RSS
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Путешествие в страну ритма и метра. Глава 2. Ямб - Форум | Регистрация | Вход
Конструктор сайтов - uCoz
Для добавления необходима авторизация
Остров © 2024 Конструктор сайтов - uCoz