Путешествие в страну ритма и метра. Глава 1. Хорей - Форум  
Приветствуем Вас Гость | RSS Главная | Путешествие в страну ритма и метра. Глава 1. Хорей - Форум | Регистрация | Вход

[ Последние сообщения · Островитяне · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Анаит  
Форум » Бухта надежды » Умная хижина - поэзия » Путешествие в страну ритма и метра. Глава 1. Хорей (От Юрия Петровича Лысенко - Раина (с его позволения))
Путешествие в страну ритма и метра. Глава 1. Хорей
НатаДата: Четверг, 17.11.2011, 15:57 | Сообщение # 1
Уважаемый островитянин
Группа: Островитянин
Сообщений: 1351
Награды: 29
Репутация: 96
Статус: Offline
Путешествие в страну ритма и метра. Глава 1. Хорей
(Юрий Петрович)

Почти год прошёл c тех пор, как я опубликовал свою «Нескучную Азбуку стихосложения». Многие стихиряне за это время встали под мои знамёна и борются с распадами ударений и нечистой рифмой у себя и у других. Однако время не стоит на месте. И вдруг выяснилось, что разговор о ритме стиха настолько многомерен и сложен, что книгу о ритме надо писать отдельную.

Если о рифме мне удалось стройно написать в одной главе, и, безо всяких перекрёстных ссылок, она может считаться вещью в себе, то, чем дальше я зарывался в дебри ритмических наворотов, тем яснее мне становилось, что, будучи прав в главном, многие моменты я изложил в принципе неверно, хотя вполне доступно для начинающих и не без пользы для них.

Итак, сегодня я начинаю публикацию серии статей (глав будущей книги) о ритме. Начнём, естественно, с первой главы. Посвящена она будет ХОРЕЮ, но именно в ней будут введены некоторые основополагающие понятия. Потом я на них останавливаться не буду, так что будьте повнимательнее, пожалуйста. От того как усвоится первая глава будет зависеть понимание всех остальных.

Кто читал «Нескучную Азбуку», может смело забыть всё, что там написано о ритме и метре, и начать всё сначала. Обещаю: скучно не будет.

Для начала вспомним небезызвестного поэта Цветика из Солнечного города. Как он поучал Незнайку, захотевшего стать поэтом. «Как писать стихи? Надо чтобы были смысл и рифма. Вот и весь секрет». Чего-то тут не хватает, друзья мои! Не так ли? Точно! О ритме НИ СЛОВА. Ну, для Цветика это было, как дышать. Ритм подразумевался изначально, как основа стихотворной речи, вышедшей из песенной традиции. Смею думать, что сначала люди научились ритму, а уж потом, с течением времени, эффект эха подсказал им, что концы ритмических строк можно рифмовать, и звучание при этом станет ещё лучше. То есть первые стихи были БЕЛЫМИ. В них были только СМЫСЛ и РИТМ, а рифмы вовсе НЕ БЫЛО.

А что же Незнайка? Про смысл ему было всё понятно, а что такое рифма он спросил у Цветика.
- Это надо чтобы слова кончались одинаково.
- А! Понятно. «ПалКА-селёдКА».
- Это не рифма!
- Почему?
- Надо чтобы слова были похожи: «палка-галка», «печка-свечка».

А что значит «похожи»? А то и значит, что ритмически слова должны подпадать под единую схему.

Незнайка сразу интуитивно понял, что такое ритм, послушав стих самого Цветика:

«Я по/эт! Зо/вусь я/ Цветик.
От ме/ня вам/ всем при/ветик!»

Кстати, это и есть чистый четырёхстопный ХОРЕЙ:

10 10 10 10
10 10 10 10

Ага! Вот и появились первые термины.
Объясним их, не откладывая в «долгий ящик».
СТОПА – слово происходит из тех давних времён, когда певцы и декламаторы отбивали ритм ногой, вернее, стопой ноги.
Основой СТОПЫ является ИКТ – ударный слог, на который приходился удар стопы и в переводе ИКТ и обозначает, собственно, «удар». Обозначим его – 1.
Безударный слог, соответственно, обозначим как – 0.
СТОПА , следовательно, состоит из одного ударного и нескольких безударных слогов.
Причём, если в музыке такт всегда начинается с ударной ноты, то в поэзии это не так. ИКТ может находиться и в начале, и в конце, и в середине стопы.
Такая вот формула вырисовывается, простите уж старого математика:

Стопа = n (Икт) m , где
n – количество безударных слогов до ИКТА (пример: один безударный слог - это 0; два безударных слога - 00; три - 000 и тд)
m - количество безударных слогов после ИКТА (пример: один безударный слог - это 0; два безударных слога - 00; три - 000 и тд)
Естественно, что и n или m могут отсутствовать.
Икт, как уже было сказано выше, обозначается единицей - 1

И вот, после этого длинного введения, покажем формулу хорея.
В хорее показатель n отсутствует и потому формула будет иметь следующий вид:

ХОРЕЙ = (Икт) m = (1) 0 = 10

Нетрудно видеть, что в случае с хореем m = 1 т.е. он имеет один ноль (один безударный слог).
Почему мне так близко такое обозначение? Да потому, что уж очень удобно пользоваться нулями и единицами при описании ритма, в отличие от обозначений в других источниках ( например: /- или: _ U), которые не столь конкретны и безоговорочны, на мой взгляд.

Проницательный читатель, для которого фонетическое ударение в слове и ИКТ, в общем-то, одно и то же, скажет: «Никакой это хорей не чистый!», и распишет схему вышерассмотренного двустишия так:

«Я по/эт! Зо/вусь я/ Цветик.
От ме/ня вам/ всем при/ветик!»

10 10 11 10
10 11 10 10

Вот так он распишет и будет неправ. Почему? Да потому что два ИКТА в третьей стопе первой строки и во второй стопе второй строки - явная нелепость, потому что ИКТ и фонетическое ударение в слове вовсе не одно и то же, то есть ИКТ обязан совпадать с фонетическим ударением, тогда как фонетическое ударение может и не совпадать с ИКТом. Просто в этом случае ударение будет слабым, невыраженным. Перепишем схему так:

10 10 1+ 10
10 1+ 10 10 , где

+ - слабое ударение, не определяющее ритмический рисунок.

Но, при этом, стопа 11, следуя схеме проницательного читателя, имеет название – СПОНДЕЙ.

А вот теперь внимание! Ввожу новое понятие – ХОРЕИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ (термин мой), то есть спондей, состоящий из одного сильного – ИКТОВОГО ударения на первом месте, и одного слабого – фонетического - на втором. Обозначив его как (+), получаем – 1+ . Такая вот стопа. Совершенно очевидно, что во второй главе нам встретиться ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ.

Ну, а теперь отвлечёмся от теории и вернёмся к Незнайке.

Итак, вот что он написал:

«Я по/эт! Зо/вусь Не/знайка.
От ме/ня вам/ бала/лайка»

Оставив в стороне смысл, которого пока тут маловато, распишем схему стиха:

10 10 10 10
10 1+ 00 10

Что нового видим? Третья стопа во второй строке: 00. В третьей стопе отсутствует ИКТ. Такая стопа называется ПИРРИХИЙ. То есть в первой строчке ЧЕТЫРЕ ИКТА, а во второй - только ТРИ.

Таким образом, запомним, что отсутствие ИКТА на своём месте ошибкой не является. А вот чем оно является, мы узнаем позже.

Берусь помочь Незнайке и привнести смысл в его двустишие:

«Я по/эт! Зо/вусь Не/знайка.
Ты сти/хи мо/и узн/ай-ка!»

10 10 10 10
10 10 10 10

И вот, пожалуйста! Чистый, незамутнённый ХОРЕЙ. 4 икта и 4 стопы в обеих строчках. Столько же и фонетических ударений.

А теперь дарю всем именные слоганы. Первый – себе.

Я поЭт! ЗовУсь я Юра.
А стихИ пишУ я сдУру.

10 10 1+ 10
10 10 1+ 10

Один ХОРЕИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ в третьей стопе вида не портит. Да к тому же ритмическая картина обеих строчек идентична.

Заметили, что я перестал отделять стопы друг от друга знаком "/", а ИКТы стал обозначать БОЛЬШИМИ буквами. Это очень удобно с точки зрения восприятия. Рекомендую в спорных случаях, например, в словах, где возможны разные варианты ударений и неоднозначное прочтение, обозначать ИКТы именно так, как, впрочем, и делает большинство стихирян.

Я поЭт! ЗовУсь я Боря.
БЫть поЭтом Это - гОре.

10 10 1+ 10
10 10 10 10

Ну, тут всё понятно, надеюсь.

Я поЭт! ЗовУсь я НАстя.
БЫть поЭтом Это - счАстье.

10 10 1+ 10
10 10 10 10

Абсолютно такая же картина, как и у Бори.

Я поЭт! ЗовУсь я СвЕта.
ВсЯ я сОткана из свЕта.

10 10 1+ 10
1+ 10 0+ 10

Стоп! Вот и первый сюрприз. Рассмотрим схему:

Сначала идет три ударных слога подряд, потом три безударных, т.е ХОРЕИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ в первой стопе и ПОЛУ-ПИРРИХИЙ в третьей, ведь предлог «из» тоже имеет фонетическое ударение, как и любое другое односложное слово.
И опять, термин ПОЛУ-ПИРРИХИЙ мой. В отличие от ПИРРИХИЯ, где оба слога АБСОЛЮТНО безударны.
Интересный ритмический рисунок . Естественно, что учитывая отсутствие ИКТА в третьей стопе мы постараемся вообще не «ударять» на предлог «из». Тем не менее, тут есть над чем подумать, но совершенно очевидно, что порядок слов во второй строке может быть только таким, какой есть и иным быть не может.

Идём дальше.

Я поЭт! ЗовУсь МарИшка.
МоЯ пЕрвая вАм кнИжка.

10 10 10 10
01 10 01 10

Внимание! А вот и второй сюрприз. Распишем схему:

Если в первой строке чистый четырёхстопный хорей с 4-мя ИКТами, естественно, то во второй строке какая-то каша. Я обозначил единицами ФОНЕТИЧЕСКИЕ ударения, а не ИКТЫ (мы помним, что это не всегда одно и то же), чтобы разобраться, что случилось с ИКТами. Сразу в двух стопах у нас ИКТ переместился на второй слог. Забегая вперёд, скажу, что такая стопа называется ЯМБ, но об этом в следующей главе. И ещё скажу, что ни при каких условиях хорей и ямб не могут соседствовать в одной строке. А здесь прямо какие-то два ХОРЕЯМБа получились 0110 0110. В будущем мы поговорим и об этом, но сегодня это совершенно неоправданное усложнение, хотя и тут есть над чем подумать, но пока нас интересует другое.
То, что произошло в первой стопе второй строки, я называю РАСПАДОМ УДАРЕНИЯ – несовпадение фонетического ударения в слове с ИКТом. Иначе говоря, что сохраняя ритмический рисунок первой строки в голове, это называется ЭФФЕКТОМ ОЖИДАНИЯ, мы, безусловно, поставим ИКТ на первый слог и прочтём «мОя» вместо «моЯ». Интересно кого это мы МЫЛИ (ведь «мОя» является деепричастием от глагола «мыть»)?
А вот с третьей стопой сложнее. Дело в том, что на второй слог попало ОДНОСЛОЖНОЕ слово, как и в примере со Светой, но это уже ни предлог, ни частица, а местоимение в роли дополнения «вам» - это посерьёзнее будет. Так просто не проглотишь. Никакого отторжения, никаких распадов ударения, но всё-таки ХОРЕИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРРИХИЙ (0+). Ни в коем случае не ямб (01) – смещение ИКТОВ не допускается! Это слово «вам» тяготеет к слову книжка и спокойно звучит практически как безударное. При этом ИКТ на первом слоге, волею судеб, здесь отсутствует.

Поправим Маришку.

Я поЭт! ЗовУсь МарИшка.
ПЕрва/я мо/Я вам/ кнИжка.

10 10 10 10
10 00 1+ 10

Имеем теперь во второй строке ПИРРИХИЙ в сочетании со СПОНДЕЕМ ХОРЕИЧЕСКИМ в третьей стопе, но никаких распадов ударения теперь нет. ИКТЫ совпадают с фонетическими ударениями везде. Однако три безударных слога, а затем три ударных, независимо от ИКТОВ затрудняет восприятие и чтение второй строки.

Ну, Маришке, конечно, простительно допускать и исправлять распады ударений. Но ведь и классики тем же грешили и поправить их было некому. Привожу пример из классика советской литературы Юрия Левитанского:

«ВсЕ стихИ когдА-то Уже бЫли»
10 10 10 10 10

(пятистопный хорей)

Наречие «ужЕ» (4-я стопа), которое имелось, очевидно, в виду, превратилось в прилагательное в превосходной степени «Уже». То есть стихи были не ШИРЕ, а УЖЕ. Осознали! Смысл меняется, если строка, вообще, не превращается в бессмыслицу. Хотя (вот парадокс!) тоже есть над чем поразмыслить.

А выход, меж тем, прост. Переставим слова:

«Все стихи ужЕ когда-то были».
10 10 10 10 10

И всё в порядке. У кого найдутся возражения?

Вынужден, однако заметить (ЭТО ВАЖНО!), что в ХОРЕЕ РАСПАД УДАРЕНИЯ не всегда вреден. Хорей является ритмом частушек, сказок ("Конёк-Горбунок", "Сказка о Царе Салтане", "Сказка о золотом петушке" и т.д.), и здесь перенос ударения в слове часто используется как художественный приём:

"ХОди Изба, ХОди пЕчь -
ХозЯину нЕгде Лечь"
10 10 10 1
01 00 10 1

Во как наворочено. В начале 2-ой строки даже ЯМБ (10) влез, что строжайше запрещено. Но это не более, чем художественный приём об оправданности которого можно спорить. В общем же случае, а особенно не в хорее, а в ЯМБе и других метрах (ритмах) РАСПАД УДАРЕНИЯ вещь ВРЕДНАЯ и с ним надо бороться всеми средствами. И мы ещё не раз вернёмся к этому вопросу в нашем путешествии.

И вот, на закуску, самый интересный пример:

Я поэт! Зовусь Виталий.
Я вам дам и йод, и калий.
10 10 10 10
11 11 11 10

Не обращайте внимания на содержание. И, да не обидятся на меня знакомые и незнакомые Виталии за такую «дразнилку».

Как вам это понравится? Вторая строчка сплошь состоит из ударений и, если бы первая строка однозначно не задавала своими ИКТами ритм хорея, что бы мы делали? Строчку можно было бы прочитать согласно любому из существующих пяти метров, хоть двухсложным, хоть трёхсложным в зависимости от того, какие фонетические ударения мы посчитаем за ИКТы.
Либо так:

Я вам дАм и йОд и кАлий
!+ 1+ 1+ 10 – как следует из ритмической матрицы предыдущей строки – три ХОРЕИЧЕСКИХ СПОНДЕЯ + ХОРЕЙ.
Но если бы этой «матрицы по закону ожидания» не было, если бы это была первая строчка, то, пожалуйста, читаем так:

я вАм дам И йод, И калИй
+1 +1 +1 +1

– правда, в слове кАлий распад ударения – калИй, это – раз, а во-вторых, обратим внимание, что в первом случае ИКТОВЫЕ ударения попадали на фонетические ударения значимых слов: «Я», «дам», «йод», а во втором на два союза «и» и местоимение в роли дополнения «вам».

Вот и ещё одно правило – старайтесь, чтобы односложные слова, попадающие на ИКТЫ были бы значимыми – подлежащее, сказуемое, дополнение в крайнем случае, т.е. существительное, глагол, местоимение, а союзы, частица и предлоги – на полусильные ударения соответствующих стоп. В данном случае – ХОРЕИЧЕСКОГО СПОНДЕЯ.
А здесь, если угодно, позволю себе ещё одно отступление.

Скажите мне, друзья, а что, вообще, нас заставляет воспринимать ритм стиха так, а не иначе? Только что мы прочли вторую строку про Виталия не как ХОРЕЙ, а как ЯМБ (забегая вперёд, скажу) в силу того, что обилие фонетических ударений не позволило нам услышать ритмический рисунок строки, обычно задаваемый ИКТами. В песне нас ведёт мелодия, в стихах – ИКТы. Вывод прост. По крайней мере, первая строка в стихе должна быть очевидна совпадением фонетических ударений основных слов и ИКТов стоп. Тогда ритм задаётся первой строкой, а дальше работает ЭФФЕКТ ОЖИДАНИЯ. Если же первая строка не обладает выраженным ритмическим рисунком – пиши пропало. Читатель спотыкается, возвращается, не понимает. В будущем я приведу целый ряд примеров такой дезинформации читателя. А пока мы видим, что такая строчка как

Я поЭт! ЗовУсь МарИшка.
10 10 10 10

Не оставляет никакой свободы фантазии – ХОРЕЙ чистый, и от второй строки и всех последующих, мы тоже, естественно будем ждать ХОРЕЯ по ЗАКОНУ ОЖИДАНИЯ.

А вот двустишие, подаренное мне читательницей Викой. Она, вдохновлённая этими идеями, написала буквально следующее:
Я поЭт! ЗовУсь Я Вика
ДоведУ всЕх здЕсь дО тИка
10 10 1+ 10
00 1+ 1+ 10

Мне понравилось это двустишие тем, что во второй строке в начале пиррихий, а потом сплошные ударения почти до конца. Естественно среди них есть сильные и полусильные. Но сам факт двух ХОРЕИЧЕСКИХ СПОНДЕЕВ подряд даёт интересный материал для анализа. Что мы видим? Во-первых на слове «всех» полусильное ударение, а на слове «здесь» - сильное. При этом рядом совершенно непроизносимая группа согласных - «всеХ ЗДесь». Ну-ка, кто возьмётся внятно произнести это «еХЗДе». И, кроме этого, главное не то что «ЗДЕСЬ» доведут до тика, а то что «ВСЕХ». Перепишем «дразнилку» так:

Я поЭт! ЗовУсь Я Вика
ДоведУ здЕсь всЕх дО тИка
10 10 1+ 10
00 1+ 1+ 10

Вроде та же ритмическая картинка, но главным стало слово «ВСЕХ» - на нём ИКТ и произнести «здеСЬ ВСех» гораздо проще. Ну-ка! Очень мягко и ласково звучит «еСЬВСе». Согласитесь! Так что порядок слов важен. Мы это поняли опять и опять.

И на что ещё хочется обратить внимание, говоря о хорее, да и к ямбу это относится.
Про односложные слова всё понятно, они создают дополнительные ударения (мы их (+) обозначали). А вот трёхсложные и более длинные слова вписываются в чистый хорей, если у них ударение приходится на средний слог – тот же ВитАлий (010). Если же слогов больше или ударение приходится на первый или последний слог, то эта безударность подавляет (уничтожает) ИКТ соседней стопы и порождает, естественно, ПИРРИХИЙ справа или слева. Вспомним, как мы исправили стих о Маришке:

Я поЭт! ЗовУсь МарИшка.
ПЕрва/я мо/Я вам/ кнИжка.
10 10 10 10
10 00 1+ 10

Трехсложное слово «пЕрвая» с ударением на первом слоге (100) «поглотила» своим третьим слогом ИКТ второй стопы и она стала ПИРРИХИЕМ (справа). Несложно догадаться, что слово «пулемЁт», скажем, с ударением на последнем слоге (001) породит пиррихий слева.

Если кому-то это не очень понятно пока, не напрягайтесь. В главе о ЯМБе я вернусь к этому вопросу, и тогда всё станет совершенно ясно.

Вот основа понимания того, что такое хорей. В самом простом виде. Однако впереди нас ещё ждёт много сюрпризов, связанных с этим ритмом (метром).

Как всегда жду замечаний и отзывов, особенно от филологов и Филолохоф.

Всегда ваш,

Ю.П.

ЗЫ. Контрольные вопросы.
1) Что такое ИКТ?
2) Что такое стопа?
3) Что такое ХОРЕЙ?
4) Что такое ХОРЕИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ?
5) Что такое ПИРРИХИЙ?
6) Что такое ХОРЕИЧЕСКИЙ ПОЛУ-ПИРРИХИЙ?
7) Что такое распад ударения?
8) Что нас заставляет воспринимать ритм стиха так, а не иначе?

Если хотя бы один из этих вопросов остался без ответа, перечитайте материал. Бессмысленно идти дальше, не усвоив азы. В последующих главах я не буду возвращаться к пояснению этих терминов.

Статья отсюда: http://www.stihi.ru/2011/10/14/1994


"Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звезды". (Иммануил Кант)
мой блог


Сообщение отредактировал Ната - Четверг, 17.11.2011, 23:44
 
СообщениеПутешествие в страну ритма и метра. Глава 1. Хорей
(Юрий Петрович)

Почти год прошёл c тех пор, как я опубликовал свою «Нескучную Азбуку стихосложения». Многие стихиряне за это время встали под мои знамёна и борются с распадами ударений и нечистой рифмой у себя и у других. Однако время не стоит на месте. И вдруг выяснилось, что разговор о ритме стиха настолько многомерен и сложен, что книгу о ритме надо писать отдельную.

Если о рифме мне удалось стройно написать в одной главе, и, безо всяких перекрёстных ссылок, она может считаться вещью в себе, то, чем дальше я зарывался в дебри ритмических наворотов, тем яснее мне становилось, что, будучи прав в главном, многие моменты я изложил в принципе неверно, хотя вполне доступно для начинающих и не без пользы для них.

Итак, сегодня я начинаю публикацию серии статей (глав будущей книги) о ритме. Начнём, естественно, с первой главы. Посвящена она будет ХОРЕЮ, но именно в ней будут введены некоторые основополагающие понятия. Потом я на них останавливаться не буду, так что будьте повнимательнее, пожалуйста. От того как усвоится первая глава будет зависеть понимание всех остальных.

Кто читал «Нескучную Азбуку», может смело забыть всё, что там написано о ритме и метре, и начать всё сначала. Обещаю: скучно не будет.

Для начала вспомним небезызвестного поэта Цветика из Солнечного города. Как он поучал Незнайку, захотевшего стать поэтом. «Как писать стихи? Надо чтобы были смысл и рифма. Вот и весь секрет». Чего-то тут не хватает, друзья мои! Не так ли? Точно! О ритме НИ СЛОВА. Ну, для Цветика это было, как дышать. Ритм подразумевался изначально, как основа стихотворной речи, вышедшей из песенной традиции. Смею думать, что сначала люди научились ритму, а уж потом, с течением времени, эффект эха подсказал им, что концы ритмических строк можно рифмовать, и звучание при этом станет ещё лучше. То есть первые стихи были БЕЛЫМИ. В них были только СМЫСЛ и РИТМ, а рифмы вовсе НЕ БЫЛО.

А что же Незнайка? Про смысл ему было всё понятно, а что такое рифма он спросил у Цветика.
- Это надо чтобы слова кончались одинаково.
- А! Понятно. «ПалКА-селёдКА».
- Это не рифма!
- Почему?
- Надо чтобы слова были похожи: «палка-галка», «печка-свечка».

А что значит «похожи»? А то и значит, что ритмически слова должны подпадать под единую схему.

Незнайка сразу интуитивно понял, что такое ритм, послушав стих самого Цветика:

«Я по/эт! Зо/вусь я/ Цветик.
От ме/ня вам/ всем при/ветик!»

Кстати, это и есть чистый четырёхстопный ХОРЕЙ:

10 10 10 10
10 10 10 10

Ага! Вот и появились первые термины.
Объясним их, не откладывая в «долгий ящик».
СТОПА – слово происходит из тех давних времён, когда певцы и декламаторы отбивали ритм ногой, вернее, стопой ноги.
Основой СТОПЫ является ИКТ – ударный слог, на который приходился удар стопы и в переводе ИКТ и обозначает, собственно, «удар». Обозначим его – 1.
Безударный слог, соответственно, обозначим как – 0.
СТОПА , следовательно, состоит из одного ударного и нескольких безударных слогов.
Причём, если в музыке такт всегда начинается с ударной ноты, то в поэзии это не так. ИКТ может находиться и в начале, и в конце, и в середине стопы.
Такая вот формула вырисовывается, простите уж старого математика:

Стопа = n (Икт) m , где
n – количество безударных слогов до ИКТА (пример: один безударный слог - это 0; два безударных слога - 00; три - 000 и тд)
m - количество безударных слогов после ИКТА (пример: один безударный слог - это 0; два безударных слога - 00; три - 000 и тд)
Естественно, что и n или m могут отсутствовать.
Икт, как уже было сказано выше, обозначается единицей - 1

И вот, после этого длинного введения, покажем формулу хорея.
В хорее показатель n отсутствует и потому формула будет иметь следующий вид:

ХОРЕЙ = (Икт) m = (1) 0 = 10

Нетрудно видеть, что в случае с хореем m = 1 т.е. он имеет один ноль (один безударный слог).
Почему мне так близко такое обозначение? Да потому, что уж очень удобно пользоваться нулями и единицами при описании ритма, в отличие от обозначений в других источниках ( например: /- или: _ U), которые не столь конкретны и безоговорочны, на мой взгляд.

Проницательный читатель, для которого фонетическое ударение в слове и ИКТ, в общем-то, одно и то же, скажет: «Никакой это хорей не чистый!», и распишет схему вышерассмотренного двустишия так:

«Я по/эт! Зо/вусь я/ Цветик.
От ме/ня вам/ всем при/ветик!»

10 10 11 10
10 11 10 10

Вот так он распишет и будет неправ. Почему? Да потому что два ИКТА в третьей стопе первой строки и во второй стопе второй строки - явная нелепость, потому что ИКТ и фонетическое ударение в слове вовсе не одно и то же, то есть ИКТ обязан совпадать с фонетическим ударением, тогда как фонетическое ударение может и не совпадать с ИКТом. Просто в этом случае ударение будет слабым, невыраженным. Перепишем схему так:

10 10 1+ 10
10 1+ 10 10 , где

+ - слабое ударение, не определяющее ритмический рисунок.

Но, при этом, стопа 11, следуя схеме проницательного читателя, имеет название – СПОНДЕЙ.

А вот теперь внимание! Ввожу новое понятие – ХОРЕИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ (термин мой), то есть спондей, состоящий из одного сильного – ИКТОВОГО ударения на первом месте, и одного слабого – фонетического - на втором. Обозначив его как (+), получаем – 1+ . Такая вот стопа. Совершенно очевидно, что во второй главе нам встретиться ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ.

Ну, а теперь отвлечёмся от теории и вернёмся к Незнайке.

Итак, вот что он написал:

«Я по/эт! Зо/вусь Не/знайка.
От ме/ня вам/ бала/лайка»

Оставив в стороне смысл, которого пока тут маловато, распишем схему стиха:

10 10 10 10
10 1+ 00 10

Что нового видим? Третья стопа во второй строке: 00. В третьей стопе отсутствует ИКТ. Такая стопа называется ПИРРИХИЙ. То есть в первой строчке ЧЕТЫРЕ ИКТА, а во второй - только ТРИ.

Таким образом, запомним, что отсутствие ИКТА на своём месте ошибкой не является. А вот чем оно является, мы узнаем позже.

Берусь помочь Незнайке и привнести смысл в его двустишие:

«Я по/эт! Зо/вусь Не/знайка.
Ты сти/хи мо/и узн/ай-ка!»

10 10 10 10
10 10 10 10

И вот, пожалуйста! Чистый, незамутнённый ХОРЕЙ. 4 икта и 4 стопы в обеих строчках. Столько же и фонетических ударений.

А теперь дарю всем именные слоганы. Первый – себе.

Я поЭт! ЗовУсь я Юра.
А стихИ пишУ я сдУру.

10 10 1+ 10
10 10 1+ 10

Один ХОРЕИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ в третьей стопе вида не портит. Да к тому же ритмическая картина обеих строчек идентична.

Заметили, что я перестал отделять стопы друг от друга знаком "/", а ИКТы стал обозначать БОЛЬШИМИ буквами. Это очень удобно с точки зрения восприятия. Рекомендую в спорных случаях, например, в словах, где возможны разные варианты ударений и неоднозначное прочтение, обозначать ИКТы именно так, как, впрочем, и делает большинство стихирян.

Я поЭт! ЗовУсь я Боря.
БЫть поЭтом Это - гОре.

10 10 1+ 10
10 10 10 10

Ну, тут всё понятно, надеюсь.

Я поЭт! ЗовУсь я НАстя.
БЫть поЭтом Это - счАстье.

10 10 1+ 10
10 10 10 10

Абсолютно такая же картина, как и у Бори.

Я поЭт! ЗовУсь я СвЕта.
ВсЯ я сОткана из свЕта.

10 10 1+ 10
1+ 10 0+ 10

Стоп! Вот и первый сюрприз. Рассмотрим схему:

Сначала идет три ударных слога подряд, потом три безударных, т.е ХОРЕИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ в первой стопе и ПОЛУ-ПИРРИХИЙ в третьей, ведь предлог «из» тоже имеет фонетическое ударение, как и любое другое односложное слово.
И опять, термин ПОЛУ-ПИРРИХИЙ мой. В отличие от ПИРРИХИЯ, где оба слога АБСОЛЮТНО безударны.
Интересный ритмический рисунок . Естественно, что учитывая отсутствие ИКТА в третьей стопе мы постараемся вообще не «ударять» на предлог «из». Тем не менее, тут есть над чем подумать, но совершенно очевидно, что порядок слов во второй строке может быть только таким, какой есть и иным быть не может.

Идём дальше.

Я поЭт! ЗовУсь МарИшка.
МоЯ пЕрвая вАм кнИжка.

10 10 10 10
01 10 01 10

Внимание! А вот и второй сюрприз. Распишем схему:

Если в первой строке чистый четырёхстопный хорей с 4-мя ИКТами, естественно, то во второй строке какая-то каша. Я обозначил единицами ФОНЕТИЧЕСКИЕ ударения, а не ИКТЫ (мы помним, что это не всегда одно и то же), чтобы разобраться, что случилось с ИКТами. Сразу в двух стопах у нас ИКТ переместился на второй слог. Забегая вперёд, скажу, что такая стопа называется ЯМБ, но об этом в следующей главе. И ещё скажу, что ни при каких условиях хорей и ямб не могут соседствовать в одной строке. А здесь прямо какие-то два ХОРЕЯМБа получились 0110 0110. В будущем мы поговорим и об этом, но сегодня это совершенно неоправданное усложнение, хотя и тут есть над чем подумать, но пока нас интересует другое.
То, что произошло в первой стопе второй строки, я называю РАСПАДОМ УДАРЕНИЯ – несовпадение фонетического ударения в слове с ИКТом. Иначе говоря, что сохраняя ритмический рисунок первой строки в голове, это называется ЭФФЕКТОМ ОЖИДАНИЯ, мы, безусловно, поставим ИКТ на первый слог и прочтём «мОя» вместо «моЯ». Интересно кого это мы МЫЛИ (ведь «мОя» является деепричастием от глагола «мыть»)?
А вот с третьей стопой сложнее. Дело в том, что на второй слог попало ОДНОСЛОЖНОЕ слово, как и в примере со Светой, но это уже ни предлог, ни частица, а местоимение в роли дополнения «вам» - это посерьёзнее будет. Так просто не проглотишь. Никакого отторжения, никаких распадов ударения, но всё-таки ХОРЕИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРРИХИЙ (0+). Ни в коем случае не ямб (01) – смещение ИКТОВ не допускается! Это слово «вам» тяготеет к слову книжка и спокойно звучит практически как безударное. При этом ИКТ на первом слоге, волею судеб, здесь отсутствует.

Поправим Маришку.

Я поЭт! ЗовУсь МарИшка.
ПЕрва/я мо/Я вам/ кнИжка.

10 10 10 10
10 00 1+ 10

Имеем теперь во второй строке ПИРРИХИЙ в сочетании со СПОНДЕЕМ ХОРЕИЧЕСКИМ в третьей стопе, но никаких распадов ударения теперь нет. ИКТЫ совпадают с фонетическими ударениями везде. Однако три безударных слога, а затем три ударных, независимо от ИКТОВ затрудняет восприятие и чтение второй строки.

Ну, Маришке, конечно, простительно допускать и исправлять распады ударений. Но ведь и классики тем же грешили и поправить их было некому. Привожу пример из классика советской литературы Юрия Левитанского:

«ВсЕ стихИ когдА-то Уже бЫли»
10 10 10 10 10

(пятистопный хорей)

Наречие «ужЕ» (4-я стопа), которое имелось, очевидно, в виду, превратилось в прилагательное в превосходной степени «Уже». То есть стихи были не ШИРЕ, а УЖЕ. Осознали! Смысл меняется, если строка, вообще, не превращается в бессмыслицу. Хотя (вот парадокс!) тоже есть над чем поразмыслить.

А выход, меж тем, прост. Переставим слова:

«Все стихи ужЕ когда-то были».
10 10 10 10 10

И всё в порядке. У кого найдутся возражения?

Вынужден, однако заметить (ЭТО ВАЖНО!), что в ХОРЕЕ РАСПАД УДАРЕНИЯ не всегда вреден. Хорей является ритмом частушек, сказок ("Конёк-Горбунок", "Сказка о Царе Салтане", "Сказка о золотом петушке" и т.д.), и здесь перенос ударения в слове часто используется как художественный приём:

"ХОди Изба, ХОди пЕчь -
ХозЯину нЕгде Лечь"
10 10 10 1
01 00 10 1

Во как наворочено. В начале 2-ой строки даже ЯМБ (10) влез, что строжайше запрещено. Но это не более, чем художественный приём об оправданности которого можно спорить. В общем же случае, а особенно не в хорее, а в ЯМБе и других метрах (ритмах) РАСПАД УДАРЕНИЯ вещь ВРЕДНАЯ и с ним надо бороться всеми средствами. И мы ещё не раз вернёмся к этому вопросу в нашем путешествии.

И вот, на закуску, самый интересный пример:

Я поэт! Зовусь Виталий.
Я вам дам и йод, и калий.
10 10 10 10
11 11 11 10

Не обращайте внимания на содержание. И, да не обидятся на меня знакомые и незнакомые Виталии за такую «дразнилку».

Как вам это понравится? Вторая строчка сплошь состоит из ударений и, если бы первая строка однозначно не задавала своими ИКТами ритм хорея, что бы мы делали? Строчку можно было бы прочитать согласно любому из существующих пяти метров, хоть двухсложным, хоть трёхсложным в зависимости от того, какие фонетические ударения мы посчитаем за ИКТы.
Либо так:

Я вам дАм и йОд и кАлий
!+ 1+ 1+ 10 – как следует из ритмической матрицы предыдущей строки – три ХОРЕИЧЕСКИХ СПОНДЕЯ + ХОРЕЙ.
Но если бы этой «матрицы по закону ожидания» не было, если бы это была первая строчка, то, пожалуйста, читаем так:

я вАм дам И йод, И калИй
+1 +1 +1 +1

– правда, в слове кАлий распад ударения – калИй, это – раз, а во-вторых, обратим внимание, что в первом случае ИКТОВЫЕ ударения попадали на фонетические ударения значимых слов: «Я», «дам», «йод», а во втором на два союза «и» и местоимение в роли дополнения «вам».

Вот и ещё одно правило – старайтесь, чтобы односложные слова, попадающие на ИКТЫ были бы значимыми – подлежащее, сказуемое, дополнение в крайнем случае, т.е. существительное, глагол, местоимение, а союзы, частица и предлоги – на полусильные ударения соответствующих стоп. В данном случае – ХОРЕИЧЕСКОГО СПОНДЕЯ.
А здесь, если угодно, позволю себе ещё одно отступление.

Скажите мне, друзья, а что, вообще, нас заставляет воспринимать ритм стиха так, а не иначе? Только что мы прочли вторую строку про Виталия не как ХОРЕЙ, а как ЯМБ (забегая вперёд, скажу) в силу того, что обилие фонетических ударений не позволило нам услышать ритмический рисунок строки, обычно задаваемый ИКТами. В песне нас ведёт мелодия, в стихах – ИКТы. Вывод прост. По крайней мере, первая строка в стихе должна быть очевидна совпадением фонетических ударений основных слов и ИКТов стоп. Тогда ритм задаётся первой строкой, а дальше работает ЭФФЕКТ ОЖИДАНИЯ. Если же первая строка не обладает выраженным ритмическим рисунком – пиши пропало. Читатель спотыкается, возвращается, не понимает. В будущем я приведу целый ряд примеров такой дезинформации читателя. А пока мы видим, что такая строчка как

Я поЭт! ЗовУсь МарИшка.
10 10 10 10

Не оставляет никакой свободы фантазии – ХОРЕЙ чистый, и от второй строки и всех последующих, мы тоже, естественно будем ждать ХОРЕЯ по ЗАКОНУ ОЖИДАНИЯ.

А вот двустишие, подаренное мне читательницей Викой. Она, вдохновлённая этими идеями, написала буквально следующее:
Я поЭт! ЗовУсь Я Вика
ДоведУ всЕх здЕсь дО тИка
10 10 1+ 10
00 1+ 1+ 10

Мне понравилось это двустишие тем, что во второй строке в начале пиррихий, а потом сплошные ударения почти до конца. Естественно среди них есть сильные и полусильные. Но сам факт двух ХОРЕИЧЕСКИХ СПОНДЕЕВ подряд даёт интересный материал для анализа. Что мы видим? Во-первых на слове «всех» полусильное ударение, а на слове «здесь» - сильное. При этом рядом совершенно непроизносимая группа согласных - «всеХ ЗДесь». Ну-ка, кто возьмётся внятно произнести это «еХЗДе». И, кроме этого, главное не то что «ЗДЕСЬ» доведут до тика, а то что «ВСЕХ». Перепишем «дразнилку» так:

Я поЭт! ЗовУсь Я Вика
ДоведУ здЕсь всЕх дО тИка
10 10 1+ 10
00 1+ 1+ 10

Вроде та же ритмическая картинка, но главным стало слово «ВСЕХ» - на нём ИКТ и произнести «здеСЬ ВСех» гораздо проще. Ну-ка! Очень мягко и ласково звучит «еСЬВСе». Согласитесь! Так что порядок слов важен. Мы это поняли опять и опять.

И на что ещё хочется обратить внимание, говоря о хорее, да и к ямбу это относится.
Про односложные слова всё понятно, они создают дополнительные ударения (мы их (+) обозначали). А вот трёхсложные и более длинные слова вписываются в чистый хорей, если у них ударение приходится на средний слог – тот же ВитАлий (010). Если же слогов больше или ударение приходится на первый или последний слог, то эта безударность подавляет (уничтожает) ИКТ соседней стопы и порождает, естественно, ПИРРИХИЙ справа или слева. Вспомним, как мы исправили стих о Маришке:

Я поЭт! ЗовУсь МарИшка.
ПЕрва/я мо/Я вам/ кнИжка.
10 10 10 10
10 00 1+ 10

Трехсложное слово «пЕрвая» с ударением на первом слоге (100) «поглотила» своим третьим слогом ИКТ второй стопы и она стала ПИРРИХИЕМ (справа). Несложно догадаться, что слово «пулемЁт», скажем, с ударением на последнем слоге (001) породит пиррихий слева.

Если кому-то это не очень понятно пока, не напрягайтесь. В главе о ЯМБе я вернусь к этому вопросу, и тогда всё станет совершенно ясно.

Вот основа понимания того, что такое хорей. В самом простом виде. Однако впереди нас ещё ждёт много сюрпризов, связанных с этим ритмом (метром).

Как всегда жду замечаний и отзывов, особенно от филологов и Филолохоф.

Всегда ваш,

Ю.П.

ЗЫ. Контрольные вопросы.
1) Что такое ИКТ?
2) Что такое стопа?
3) Что такое ХОРЕЙ?
4) Что такое ХОРЕИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ?
5) Что такое ПИРРИХИЙ?
6) Что такое ХОРЕИЧЕСКИЙ ПОЛУ-ПИРРИХИЙ?
7) Что такое распад ударения?
8) Что нас заставляет воспринимать ритм стиха так, а не иначе?

Если хотя бы один из этих вопросов остался без ответа, перечитайте материал. Бессмысленно идти дальше, не усвоив азы. В последующих главах я не буду возвращаться к пояснению этих терминов.

Статья отсюда: http://www.stihi.ru/2011/10/14/1994

Автор - Ната
Дата добавления - 17.11.2011 в 15:57
СообщениеПутешествие в страну ритма и метра. Глава 1. Хорей
(Юрий Петрович)

Почти год прошёл c тех пор, как я опубликовал свою «Нескучную Азбуку стихосложения». Многие стихиряне за это время встали под мои знамёна и борются с распадами ударений и нечистой рифмой у себя и у других. Однако время не стоит на месте. И вдруг выяснилось, что разговор о ритме стиха настолько многомерен и сложен, что книгу о ритме надо писать отдельную.

Если о рифме мне удалось стройно написать в одной главе, и, безо всяких перекрёстных ссылок, она может считаться вещью в себе, то, чем дальше я зарывался в дебри ритмических наворотов, тем яснее мне становилось, что, будучи прав в главном, многие моменты я изложил в принципе неверно, хотя вполне доступно для начинающих и не без пользы для них.

Итак, сегодня я начинаю публикацию серии статей (глав будущей книги) о ритме. Начнём, естественно, с первой главы. Посвящена она будет ХОРЕЮ, но именно в ней будут введены некоторые основополагающие понятия. Потом я на них останавливаться не буду, так что будьте повнимательнее, пожалуйста. От того как усвоится первая глава будет зависеть понимание всех остальных.

Кто читал «Нескучную Азбуку», может смело забыть всё, что там написано о ритме и метре, и начать всё сначала. Обещаю: скучно не будет.

Для начала вспомним небезызвестного поэта Цветика из Солнечного города. Как он поучал Незнайку, захотевшего стать поэтом. «Как писать стихи? Надо чтобы были смысл и рифма. Вот и весь секрет». Чего-то тут не хватает, друзья мои! Не так ли? Точно! О ритме НИ СЛОВА. Ну, для Цветика это было, как дышать. Ритм подразумевался изначально, как основа стихотворной речи, вышедшей из песенной традиции. Смею думать, что сначала люди научились ритму, а уж потом, с течением времени, эффект эха подсказал им, что концы ритмических строк можно рифмовать, и звучание при этом станет ещё лучше. То есть первые стихи были БЕЛЫМИ. В них были только СМЫСЛ и РИТМ, а рифмы вовсе НЕ БЫЛО.

А что же Незнайка? Про смысл ему было всё понятно, а что такое рифма он спросил у Цветика.
- Это надо чтобы слова кончались одинаково.
- А! Понятно. «ПалКА-селёдКА».
- Это не рифма!
- Почему?
- Надо чтобы слова были похожи: «палка-галка», «печка-свечка».

А что значит «похожи»? А то и значит, что ритмически слова должны подпадать под единую схему.

Незнайка сразу интуитивно понял, что такое ритм, послушав стих самого Цветика:

«Я по/эт! Зо/вусь я/ Цветик.
От ме/ня вам/ всем при/ветик!»

Кстати, это и есть чистый четырёхстопный ХОРЕЙ:

10 10 10 10
10 10 10 10

Ага! Вот и появились первые термины.
Объясним их, не откладывая в «долгий ящик».
СТОПА – слово происходит из тех давних времён, когда певцы и декламаторы отбивали ритм ногой, вернее, стопой ноги.
Основой СТОПЫ является ИКТ – ударный слог, на который приходился удар стопы и в переводе ИКТ и обозначает, собственно, «удар». Обозначим его – 1.
Безударный слог, соответственно, обозначим как – 0.
СТОПА , следовательно, состоит из одного ударного и нескольких безударных слогов.
Причём, если в музыке такт всегда начинается с ударной ноты, то в поэзии это не так. ИКТ может находиться и в начале, и в конце, и в середине стопы.
Такая вот формула вырисовывается, простите уж старого математика:

Стопа = n (Икт) m , где
n – количество безударных слогов до ИКТА (пример: один безударный слог - это 0; два безударных слога - 00; три - 000 и тд)
m - количество безударных слогов после ИКТА (пример: один безударный слог - это 0; два безударных слога - 00; три - 000 и тд)
Естественно, что и n или m могут отсутствовать.
Икт, как уже было сказано выше, обозначается единицей - 1

И вот, после этого длинного введения, покажем формулу хорея.
В хорее показатель n отсутствует и потому формула будет иметь следующий вид:

ХОРЕЙ = (Икт) m = (1) 0 = 10

Нетрудно видеть, что в случае с хореем m = 1 т.е. он имеет один ноль (один безударный слог).
Почему мне так близко такое обозначение? Да потому, что уж очень удобно пользоваться нулями и единицами при описании ритма, в отличие от обозначений в других источниках ( например: /- или: _ U), которые не столь конкретны и безоговорочны, на мой взгляд.

Проницательный читатель, для которого фонетическое ударение в слове и ИКТ, в общем-то, одно и то же, скажет: «Никакой это хорей не чистый!», и распишет схему вышерассмотренного двустишия так:

«Я по/эт! Зо/вусь я/ Цветик.
От ме/ня вам/ всем при/ветик!»

10 10 11 10
10 11 10 10

Вот так он распишет и будет неправ. Почему? Да потому что два ИКТА в третьей стопе первой строки и во второй стопе второй строки - явная нелепость, потому что ИКТ и фонетическое ударение в слове вовсе не одно и то же, то есть ИКТ обязан совпадать с фонетическим ударением, тогда как фонетическое ударение может и не совпадать с ИКТом. Просто в этом случае ударение будет слабым, невыраженным. Перепишем схему так:

10 10 1+ 10
10 1+ 10 10 , где

+ - слабое ударение, не определяющее ритмический рисунок.

Но, при этом, стопа 11, следуя схеме проницательного читателя, имеет название – СПОНДЕЙ.

А вот теперь внимание! Ввожу новое понятие – ХОРЕИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ (термин мой), то есть спондей, состоящий из одного сильного – ИКТОВОГО ударения на первом месте, и одного слабого – фонетического - на втором. Обозначив его как (+), получаем – 1+ . Такая вот стопа. Совершенно очевидно, что во второй главе нам встретиться ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ.

Ну, а теперь отвлечёмся от теории и вернёмся к Незнайке.

Итак, вот что он написал:

«Я по/эт! Зо/вусь Не/знайка.
От ме/ня вам/ бала/лайка»

Оставив в стороне смысл, которого пока тут маловато, распишем схему стиха:

10 10 10 10
10 1+ 00 10

Что нового видим? Третья стопа во второй строке: 00. В третьей стопе отсутствует ИКТ. Такая стопа называется ПИРРИХИЙ. То есть в первой строчке ЧЕТЫРЕ ИКТА, а во второй - только ТРИ.

Таким образом, запомним, что отсутствие ИКТА на своём месте ошибкой не является. А вот чем оно является, мы узнаем позже.

Берусь помочь Незнайке и привнести смысл в его двустишие:

«Я по/эт! Зо/вусь Не/знайка.
Ты сти/хи мо/и узн/ай-ка!»

10 10 10 10
10 10 10 10

И вот, пожалуйста! Чистый, незамутнённый ХОРЕЙ. 4 икта и 4 стопы в обеих строчках. Столько же и фонетических ударений.

А теперь дарю всем именные слоганы. Первый – себе.

Я поЭт! ЗовУсь я Юра.
А стихИ пишУ я сдУру.

10 10 1+ 10
10 10 1+ 10

Один ХОРЕИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ в третьей стопе вида не портит. Да к тому же ритмическая картина обеих строчек идентична.

Заметили, что я перестал отделять стопы друг от друга знаком "/", а ИКТы стал обозначать БОЛЬШИМИ буквами. Это очень удобно с точки зрения восприятия. Рекомендую в спорных случаях, например, в словах, где возможны разные варианты ударений и неоднозначное прочтение, обозначать ИКТы именно так, как, впрочем, и делает большинство стихирян.

Я поЭт! ЗовУсь я Боря.
БЫть поЭтом Это - гОре.

10 10 1+ 10
10 10 10 10

Ну, тут всё понятно, надеюсь.

Я поЭт! ЗовУсь я НАстя.
БЫть поЭтом Это - счАстье.

10 10 1+ 10
10 10 10 10

Абсолютно такая же картина, как и у Бори.

Я поЭт! ЗовУсь я СвЕта.
ВсЯ я сОткана из свЕта.

10 10 1+ 10
1+ 10 0+ 10

Стоп! Вот и первый сюрприз. Рассмотрим схему:

Сначала идет три ударных слога подряд, потом три безударных, т.е ХОРЕИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ в первой стопе и ПОЛУ-ПИРРИХИЙ в третьей, ведь предлог «из» тоже имеет фонетическое ударение, как и любое другое односложное слово.
И опять, термин ПОЛУ-ПИРРИХИЙ мой. В отличие от ПИРРИХИЯ, где оба слога АБСОЛЮТНО безударны.
Интересный ритмический рисунок . Естественно, что учитывая отсутствие ИКТА в третьей стопе мы постараемся вообще не «ударять» на предлог «из». Тем не менее, тут есть над чем подумать, но совершенно очевидно, что порядок слов во второй строке может быть только таким, какой есть и иным быть не может.

Идём дальше.

Я поЭт! ЗовУсь МарИшка.
МоЯ пЕрвая вАм кнИжка.

10 10 10 10
01 10 01 10

Внимание! А вот и второй сюрприз. Распишем схему:

Если в первой строке чистый четырёхстопный хорей с 4-мя ИКТами, естественно, то во второй строке какая-то каша. Я обозначил единицами ФОНЕТИЧЕСКИЕ ударения, а не ИКТЫ (мы помним, что это не всегда одно и то же), чтобы разобраться, что случилось с ИКТами. Сразу в двух стопах у нас ИКТ переместился на второй слог. Забегая вперёд, скажу, что такая стопа называется ЯМБ, но об этом в следующей главе. И ещё скажу, что ни при каких условиях хорей и ямб не могут соседствовать в одной строке. А здесь прямо какие-то два ХОРЕЯМБа получились 0110 0110. В будущем мы поговорим и об этом, но сегодня это совершенно неоправданное усложнение, хотя и тут есть над чем подумать, но пока нас интересует другое.
То, что произошло в первой стопе второй строки, я называю РАСПАДОМ УДАРЕНИЯ – несовпадение фонетического ударения в слове с ИКТом. Иначе говоря, что сохраняя ритмический рисунок первой строки в голове, это называется ЭФФЕКТОМ ОЖИДАНИЯ, мы, безусловно, поставим ИКТ на первый слог и прочтём «мОя» вместо «моЯ». Интересно кого это мы МЫЛИ (ведь «мОя» является деепричастием от глагола «мыть»)?
А вот с третьей стопой сложнее. Дело в том, что на второй слог попало ОДНОСЛОЖНОЕ слово, как и в примере со Светой, но это уже ни предлог, ни частица, а местоимение в роли дополнения «вам» - это посерьёзнее будет. Так просто не проглотишь. Никакого отторжения, никаких распадов ударения, но всё-таки ХОРЕИЧЕСКИЙ ПОЛУПИРРИХИЙ (0+). Ни в коем случае не ямб (01) – смещение ИКТОВ не допускается! Это слово «вам» тяготеет к слову книжка и спокойно звучит практически как безударное. При этом ИКТ на первом слоге, волею судеб, здесь отсутствует.

Поправим Маришку.

Я поЭт! ЗовУсь МарИшка.
ПЕрва/я мо/Я вам/ кнИжка.

10 10 10 10
10 00 1+ 10

Имеем теперь во второй строке ПИРРИХИЙ в сочетании со СПОНДЕЕМ ХОРЕИЧЕСКИМ в третьей стопе, но никаких распадов ударения теперь нет. ИКТЫ совпадают с фонетическими ударениями везде. Однако три безударных слога, а затем три ударных, независимо от ИКТОВ затрудняет восприятие и чтение второй строки.

Ну, Маришке, конечно, простительно допускать и исправлять распады ударений. Но ведь и классики тем же грешили и поправить их было некому. Привожу пример из классика советской литературы Юрия Левитанского:

«ВсЕ стихИ когдА-то Уже бЫли»
10 10 10 10 10

(пятистопный хорей)

Наречие «ужЕ» (4-я стопа), которое имелось, очевидно, в виду, превратилось в прилагательное в превосходной степени «Уже». То есть стихи были не ШИРЕ, а УЖЕ. Осознали! Смысл меняется, если строка, вообще, не превращается в бессмыслицу. Хотя (вот парадокс!) тоже есть над чем поразмыслить.

А выход, меж тем, прост. Переставим слова:

«Все стихи ужЕ когда-то были».
10 10 10 10 10

И всё в порядке. У кого найдутся возражения?

Вынужден, однако заметить (ЭТО ВАЖНО!), что в ХОРЕЕ РАСПАД УДАРЕНИЯ не всегда вреден. Хорей является ритмом частушек, сказок ("Конёк-Горбунок", "Сказка о Царе Салтане", "Сказка о золотом петушке" и т.д.), и здесь перенос ударения в слове часто используется как художественный приём:

"ХОди Изба, ХОди пЕчь -
ХозЯину нЕгде Лечь"
10 10 10 1
01 00 10 1

Во как наворочено. В начале 2-ой строки даже ЯМБ (10) влез, что строжайше запрещено. Но это не более, чем художественный приём об оправданности которого можно спорить. В общем же случае, а особенно не в хорее, а в ЯМБе и других метрах (ритмах) РАСПАД УДАРЕНИЯ вещь ВРЕДНАЯ и с ним надо бороться всеми средствами. И мы ещё не раз вернёмся к этому вопросу в нашем путешествии.

И вот, на закуску, самый интересный пример:

Я поэт! Зовусь Виталий.
Я вам дам и йод, и калий.
10 10 10 10
11 11 11 10

Не обращайте внимания на содержание. И, да не обидятся на меня знакомые и незнакомые Виталии за такую «дразнилку».

Как вам это понравится? Вторая строчка сплошь состоит из ударений и, если бы первая строка однозначно не задавала своими ИКТами ритм хорея, что бы мы делали? Строчку можно было бы прочитать согласно любому из существующих пяти метров, хоть двухсложным, хоть трёхсложным в зависимости от того, какие фонетические ударения мы посчитаем за ИКТы.
Либо так:

Я вам дАм и йОд и кАлий
!+ 1+ 1+ 10 – как следует из ритмической матрицы предыдущей строки – три ХОРЕИЧЕСКИХ СПОНДЕЯ + ХОРЕЙ.
Но если бы этой «матрицы по закону ожидания» не было, если бы это была первая строчка, то, пожалуйста, читаем так:

я вАм дам И йод, И калИй
+1 +1 +1 +1

– правда, в слове кАлий распад ударения – калИй, это – раз, а во-вторых, обратим внимание, что в первом случае ИКТОВЫЕ ударения попадали на фонетические ударения значимых слов: «Я», «дам», «йод», а во втором на два союза «и» и местоимение в роли дополнения «вам».

Вот и ещё одно правило – старайтесь, чтобы односложные слова, попадающие на ИКТЫ были бы значимыми – подлежащее, сказуемое, дополнение в крайнем случае, т.е. существительное, глагол, местоимение, а союзы, частица и предлоги – на полусильные ударения соответствующих стоп. В данном случае – ХОРЕИЧЕСКОГО СПОНДЕЯ.
А здесь, если угодно, позволю себе ещё одно отступление.

Скажите мне, друзья, а что, вообще, нас заставляет воспринимать ритм стиха так, а не иначе? Только что мы прочли вторую строку про Виталия не как ХОРЕЙ, а как ЯМБ (забегая вперёд, скажу) в силу того, что обилие фонетических ударений не позволило нам услышать ритмический рисунок строки, обычно задаваемый ИКТами. В песне нас ведёт мелодия, в стихах – ИКТы. Вывод прост. По крайней мере, первая строка в стихе должна быть очевидна совпадением фонетических ударений основных слов и ИКТов стоп. Тогда ритм задаётся первой строкой, а дальше работает ЭФФЕКТ ОЖИДАНИЯ. Если же первая строка не обладает выраженным ритмическим рисунком – пиши пропало. Читатель спотыкается, возвращается, не понимает. В будущем я приведу целый ряд примеров такой дезинформации читателя. А пока мы видим, что такая строчка как

Я поЭт! ЗовУсь МарИшка.
10 10 10 10

Не оставляет никакой свободы фантазии – ХОРЕЙ чистый, и от второй строки и всех последующих, мы тоже, естественно будем ждать ХОРЕЯ по ЗАКОНУ ОЖИДАНИЯ.

А вот двустишие, подаренное мне читательницей Викой. Она, вдохновлённая этими идеями, написала буквально следующее:
Я поЭт! ЗовУсь Я Вика
ДоведУ всЕх здЕсь дО тИка
10 10 1+ 10
00 1+ 1+ 10

Мне понравилось это двустишие тем, что во второй строке в начале пиррихий, а потом сплошные ударения почти до конца. Естественно среди них есть сильные и полусильные. Но сам факт двух ХОРЕИЧЕСКИХ СПОНДЕЕВ подряд даёт интересный материал для анализа. Что мы видим? Во-первых на слове «всех» полусильное ударение, а на слове «здесь» - сильное. При этом рядом совершенно непроизносимая группа согласных - «всеХ ЗДесь». Ну-ка, кто возьмётся внятно произнести это «еХЗДе». И, кроме этого, главное не то что «ЗДЕСЬ» доведут до тика, а то что «ВСЕХ». Перепишем «дразнилку» так:

Я поЭт! ЗовУсь Я Вика
ДоведУ здЕсь всЕх дО тИка
10 10 1+ 10
00 1+ 1+ 10

Вроде та же ритмическая картинка, но главным стало слово «ВСЕХ» - на нём ИКТ и произнести «здеСЬ ВСех» гораздо проще. Ну-ка! Очень мягко и ласково звучит «еСЬВСе». Согласитесь! Так что порядок слов важен. Мы это поняли опять и опять.

И на что ещё хочется обратить внимание, говоря о хорее, да и к ямбу это относится.
Про односложные слова всё понятно, они создают дополнительные ударения (мы их (+) обозначали). А вот трёхсложные и более длинные слова вписываются в чистый хорей, если у них ударение приходится на средний слог – тот же ВитАлий (010). Если же слогов больше или ударение приходится на первый или последний слог, то эта безударность подавляет (уничтожает) ИКТ соседней стопы и порождает, естественно, ПИРРИХИЙ справа или слева. Вспомним, как мы исправили стих о Маришке:

Я поЭт! ЗовУсь МарИшка.
ПЕрва/я мо/Я вам/ кнИжка.
10 10 10 10
10 00 1+ 10

Трехсложное слово «пЕрвая» с ударением на первом слоге (100) «поглотила» своим третьим слогом ИКТ второй стопы и она стала ПИРРИХИЕМ (справа). Несложно догадаться, что слово «пулемЁт», скажем, с ударением на последнем слоге (001) породит пиррихий слева.

Если кому-то это не очень понятно пока, не напрягайтесь. В главе о ЯМБе я вернусь к этому вопросу, и тогда всё станет совершенно ясно.

Вот основа понимания того, что такое хорей. В самом простом виде. Однако впереди нас ещё ждёт много сюрпризов, связанных с этим ритмом (метром).

Как всегда жду замечаний и отзывов, особенно от филологов и Филолохоф.

Всегда ваш,

Ю.П.

ЗЫ. Контрольные вопросы.
1) Что такое ИКТ?
2) Что такое стопа?
3) Что такое ХОРЕЙ?
4) Что такое ХОРЕИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ?
5) Что такое ПИРРИХИЙ?
6) Что такое ХОРЕИЧЕСКИЙ ПОЛУ-ПИРРИХИЙ?
7) Что такое распад ударения?
8) Что нас заставляет воспринимать ритм стиха так, а не иначе?

Если хотя бы один из этих вопросов остался без ответа, перечитайте материал. Бессмысленно идти дальше, не усвоив азы. В последующих главах я не буду возвращаться к пояснению этих терминов.

Статья отсюда: http://www.stihi.ru/2011/10/14/1994

Автор - Ната
Дата добавления - 17.11.2011 в 15:57
АнаитДата: Четверг, 17.11.2011, 16:50 | Сообщение # 2
Долгожитель
Группа: Зам. вождя
Сообщений: 7628
Награды: 65
Репутация: 309
Статус: Offline
Ната, замечательная статья! Только добавь ссылку откуда взято в конце сообщения. smile


Моя страница, велкам!
Мой дневник
 
СообщениеНата, замечательная статья! Только добавь ссылку откуда взято в конце сообщения. smile

Автор - Анаит
Дата добавления - 17.11.2011 в 16:50
СообщениеНата, замечательная статья! Только добавь ссылку откуда взято в конце сообщения. smile

Автор - Анаит
Дата добавления - 17.11.2011 в 16:50
НатаДата: Четверг, 17.11.2011, 23:46 | Сообщение # 3
Уважаемый островитянин
Группа: Островитянин
Сообщений: 1351
Награды: 29
Репутация: 96
Статус: Offline
Анаит, если интересно задать вопросы автору, я попрошу его зарегистрироваться.
Общение доставит удовольствие smile


"Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звезды". (Иммануил Кант)
мой блог
 
СообщениеАнаит, если интересно задать вопросы автору, я попрошу его зарегистрироваться.
Общение доставит удовольствие smile

Автор - Ната
Дата добавления - 17.11.2011 в 23:46
СообщениеАнаит, если интересно задать вопросы автору, я попрошу его зарегистрироваться.
Общение доставит удовольствие smile

Автор - Ната
Дата добавления - 17.11.2011 в 23:46
Форум » Бухта надежды » Умная хижина - поэзия » Путешествие в страну ритма и метра. Глава 1. Хорей (От Юрия Петровича Лысенко - Раина (с его позволения))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Загрузка...

Посетители дня
Посетители:
Последние сообщения · Островитяне · Правила форума · Поиск · RSS
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Путешествие в страну ритма и метра. Глава 1. Хорей - Форум | Регистрация | Вход
Конструктор сайтов - uCoz
Для добавления необходима авторизация
Остров © 2019 Конструктор сайтов - uCoz