Дорогие друзья! Мы продолжаем пополнять рубрику "В гостях у..." новыми интервью с нашими островитянами. Сегодня вашему вниманию предложено интервью Ирины Поплавской ( на острове Самира), которое она брала у Феликса Савикова ( на острове Anything) Итак, читаем, задаём вопросы и общаемся с Феликсом Савиковым.
Феликс, хотелось бы знать, как "дошёл ты до жизни
такой"? Когда появился первый "писательский зуд"? И что это было
- проза или поэзия?
«До жизни такой» я дошёл в нежном возрасте). «Юноша бледный
со взором горящим» любил чтение – превыше других игр и забав, я уж не говорю об
уроках… Было это очень давно – когда слово «фантастика» слыло почти
ругательным, детективы считались делом несерьёзным (если речь не шла о
«Знатоках»), в телевизоре было две программы, а компьютеры, если и были, то
где-то там – далеко на Западе)… И занимали они целую комнату. Так что – книги.
Ну и кинотеатр, иногда.
Как известно,
количество рано или поздно переходит в качество – по крайней мере после третьей
или четвертой сотни книг так начинает казаться). А ещё у нас с моим старшим
братом была в детстве игра. Одна на двоих. Мы придумали ни много ни мало – свой
мир… Это сейчас миры пекут как блины, и создают как сайты, а тогда каждый
приходилось чуть ли не лобзиком выпиливать, штучно). Из этой игры наверное и
возникло желание – сберечь, сохранить… Что я и сделал. Первая книга писалась
мучительно и долго. Когда читаешь, думаешь – как всё просто, да я сейчас… вот
прямо здесь… Потом понимаешь, что слов явно не хватает, фразы куцые, сюжет
разваливается, а герои нарезаны из картона. И бросаешь это дело. Многие бросают
навсегда. Я не смог.
Стихи пришли позже. В
школе я их сильно не любил – учить же надо, да ещё наизусть… Вообще по
литературе у меня был твёрдый «трояк». Там же не просто нужно было читать, а
читать «правильно», пересказывать учителю «единственно верное» толкование, у
многих хорошо получалось – от зубов отскакивало… Меня это тогда сильно напрягало
Кто для тебя был
ориентиром в творчестве, и меняются ли с возрастом твои литературные
пристрастия?
Как-то так получилось, что я со сказок сразу перескочил на
фантастику – брат уже читал полным ходом, так что искать и выбирать не пришлось).
Ориентиры
определились не сразу. В то время было много отличной фантастики – нашей и
зарубежной. Азимов, Брэдбери, Кларк, Саймак, Лем, из наших – Ефремов,
Стругацкие, Кир Булычёв, Север Гансовский… Победили братья Стругацкие). Это и
фантастика, и хорошая литература. И стиль какой-никакой помогали вырабатывать
они же… Фантастика так и осталось любовью на всю жизнь, но со временем понял –
годам эдак к двадцати трем – что литература одной лишь фантастикой не
исчерпывается. Тогда же пришли стихи – Блок, Цветаева, Вознесенский… Свои уже
писал, появилась возможность сравнить. Сравнение потрясло до такой степени, что
захотелось всё изорвать в мелкие клочья, и больше никогда… ни за что…
Успокоившись, пришёл к выводу, что всему нужно учиться. С тех пор учусь).
Ты мог бы
вспомнить период своей жизни, который был для тебя наиболее интересным и
плодотворным?
Наиболее интересный и плодотворный период у меня сейчас).
Впервые появилась обратная связь, рискнул показать то, что пишу, появились
друзья, единомышленники…
Часто ли сожалеешь
о каких-то упущенных возможностях? Что удаётся дольше задержать в душе - грусть
или радость?
Ни о чём не жалею – смысла не вижу). Наверное я фаталист).
Что касается радости и грусти – радость мимолётна. Грусть глубже. Не то, чтобы
призываю всех грустить, да ещё и выдумывать повод – их и так хватает.
Если бы
существовала машина времени, и у тебя была бы возможность выбрать соавтора, с
кем бы вместе тебе хотелось попробовать?
Соавторство – тяжёлая штука. У каждого свой характер, способ
решения проблем, рисунок мышления… Свести их к общему знаменателю очень трудно
– нужно иметь много терпения, и обоюдное желание. Я уже привык писать один).
Иногда пробую эту форму творчества, чтобы лишний раз убедиться, как она тяжела).
Видишь ли ты сны,
и что чаще всего снится?
Сны вижу). Но всё чаще забываю под утро, что же мне
снилось)).
Скажи, какой
реакции ты больше всего ждёшь от читателей? Чтобы они задумались, чему-то
научились? Творчество должно предостерегать или подталкивать?
Научились – это вряд ли, чему я могу научить)…
Предостерегать бессмысленно – чужие ошибки никого ничему не учат. Подталкивать
бесполезно – читатель сразу чувствует насилие над собой. Наверное, чтобы
задумались. Льщу себя надеждой, что есть о чем).
Веришь ли ты в
судьбу, в предопределение?
В судьбу верю, в жёсткую предопределённость – нет. Будущее
всегда многовариантно. Судьба предлагает возможности, а как ими пользоваться –
зависит только от нас.
Остап Бендер
пожелал переквалифицироваться в управдомы, если не удастся стать миллионером.
Феликс, если бы вдохновение ушло навсегда, в кого бы ты переквалифицировался?
Что у тебя получается хорошо? Может, ты любишь готовить, и стал бы известным
кулинаром?))
Моя жизнь – это один бесконечный ремонт). Помимо целого
букета профессий. Так что писательство – это хобби, а основное мое занятие –
кружок «Сделай сам»)).
Чем стало для тебя творчество
- вредной привычкой жизненной необходимостью, игрой разума или привелегией
Творца?
Вредной игрой разума). Очень азартная игра, а я, как
оказалось, игроман)).
|