1. Для разделения однородных членов предложений. 2. Для выделения обращений. 3. Для выделения вводных слов и вводных предложений. 4. Для выделения междометий. 5. Для выделения слов да, нет, конечно, ладно и т.п., обозначающих согласие или несогласие, и слов что, как, употребляемых как усилительные в начале вопроса. 6. Для выделения обособленных второстепенных членов предложения. 7. Для разделения сложных предложений. 8. Совместно с тире, для выделения слов автора, когда они вставлены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью.
Вот и все правила - а теперь каждый пункт посмотрим более подробно, с примерами и исключениями
1. Для разделения однородных членов предложений:
а) если они не разделены союзами, например: На дворе стояла осенняя, дождливая, черная ночь. Под пули, под грохот орудий, под свист нескончаемых вьюг/ Семнадцатилетние люди выходят из дряхлых лачуг.
Но тут есть два исключения: 1. Не являются однородными два определения, если первое из них относится ко всему последующему словосочетанию. Например: Она приняла прежний гордый вид. Зеленое длинное платье ей необыкновенно шло.
2. Не являются однородными и не разделяются запятыми два глагола, одинаковых по форме, следующих один за другим и образующих одно смысловое целое, например: Пойди посмотри, кто там.
* Бывает, сразу не разобрать, ко всему словосочетанию относится определение, или нет, и образуют ли глаголы "одно смысловое целое". Это ситуация самая скользкая - во многих случаях тут запятая допустима - как авторский знак - но не обязательна. Проще всего прочитать фразу "с выражением" - ведь никто лучше автора не знает, как она должна звучать. Если присутствует так называемая "интонация перечисления" - то запятая нужна, а если не присутствует - значит, не нужна. Есть и еще способ - если между этими глаголами или определениями можно без потери смысла предложения вставить союз и, значит, и запятая "лишней" не будет.
б) если однородные члены предложения связаны союзами а, но, да. Например: Но не убился, а рассмеялся. Мал золотник, да дорог. Она сидела не в беседке, а на лавочке.
в) если однородные члены предложения соединены повторяющимися союзами и - и, либо - либо, или - или, ни - ни. (Именно повторяющимися, а не одиночными. Перед одиночными и, или запятая не ставится.) Например: И небо, и звезды, и тучи толпой. Ни слева, ни справа выхода не было.
Примечания: 1. Если однородные члены предложения соединены попарно любыми из этих союзов, то запятая ставится между парами однородных членов, например: На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. 2. Не разделяются запятыми застывшие цельные выражения, образовавшиеся из слов, соединенных парными союзами и - и, ни - ни. Например : ни то ни се, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, и так и сяк, и день и ночь, ни взад ни вперед.
г) если однородные члены предложения соединены двойными союзами, то запятая ставится перед второй частью союза (т.е. между однородными членами), например: Опасность грозила как слева, так и справа.
2. Для выделения обращений.
Например: Что у тебя, хлопец, на груди скрыто? Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Барин, шел бы ты отсюда...
Примечания: 1. Частицы о, а, стоящие перед обращением, не отделяются от них запятой, например: О Волга, колыбель моя! Дяденька Грек, а дяденька Грек, - прошептал Васька. 2. Если обращение является местоимением, то междометие эй, стоящее перед обращением, запятой не отделяется, например: Эй ты, поди сюда! * В последнем случае запятая не нужна, но допустима - в качестве авторского знака. Например: Эй, ты, как там тебя?!
3. Для выделения вводных слов и вводных предложений.
Например: Ты, я вижу, славный малый. Кстати, вы не слышали эту новость? Это показалось ему, по-видимому, странным.
4. Для выделения междометий.
Например: Ах, как быстро прошли эти дни!
Примечание: От междометий надо отличать усилительные частицы ну, ну и, ах, ох и т.п. Они при произношении не отделяются от последующего слова, а сливаются с ним и после них запятая не ставится, например: Ох ты гой еси, добрый молодец! Ну и погода! Ну что ж - попробуем!
Тут опять идет проверка "на произношение". Во многих случаях совершенно одинаковую фразу можно произнести по-разному - и в зависимости от этого ставить или не ставить запятую. Взгляните, например, на этот кусочек диалога: - Ну, пошли?! - Ну пошли...
5. Для выделения слов да, нет, конечно, ладно и т.п., обозначающих согласие или несогласие, и слов что, как, употребляемых как усилительные в начале вопроса.
Например: Да, были люди в наше время Нет, с этим он не справится. Как, ты еще здесь? Что, перепугался? Как же, припоминаю!
6. Для выделения обособленных второстепенных членов предложения.
а) определений, в том числе причастных оборотов.
Например: Усталый и испуганный, он с трудом добрался до дома. Я погрузился в размышления, большей частью печальные. Оба они молчали, охваченные одним и тем же чувством уныния. Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из ворот ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид.
б) приложений.
Например: Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. Мужик этот, по прозвищу Леший, был необыкновенным лентяем. Она, моя сестра, никогда бы не поступила так.
в) деепричастий и деепричастных оборотов.
Например: Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь. Я немного успокоился, увидев, что ружье перешло в руки любителя и знатока. Лошади быстро бежали, звучно и равномерно стуча подковами.
г) распространенных обстоятельств.
Например: Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. За неимением квартиры, он приютился в одном из подвалов замка.
д) уточняющих членов предложения.
Например: Однажды в субботу, рано утром, я пошел на огород. На востоке, за волнистой линией холмов, разрастался темно-золотой свет луны. Неподалеку, метрах в ста, стояла машина.
е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо, вместо, сверх, за исключением и т.д.
Например: Кроме того, он просто не хотел этого делать. Вместо двенадцати капель, лекарь второпях налил целых сорок. Все остальное, за исключением этого параграфа, их вполне устраивало.
7. Для разделения сложных предложений.
а) для разделения сложносочиненных предложений с союзами, например: Беседка была ярко освещена, и внутри ее двигались люди. Его пробовали отзывать от сарая, но это не помогало.
Примечание: Если в сложносочиненном предложении с союзами и, да, или, либо имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, или общее придаточное предложение, то запятая не ставится, например: Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу. Над кустом порхали бабочки и жужжали пчелы.
б) для отделения придаточных предложений от главного, например: Он ответил, что не знает. Тому, что было, уж не бывать. В ту пору, как шли казаки походом, подружил Опанас с одним казаком. Ответь мне, где тебя носило!
Примечание: Соподчиненные придаточные предложения, соединенные союзами и, или, запятыми не разделяются, например: Она чувствовала, что, произнося эти слова, он слегка разглаживает концами пальцев свои усы и что в голосе его звучит улыбка воспоминания.
в) для разделения предложений, входящий в состав бессоюзногго сложного предложения, если они обозначают одновременно или последовательно происходящие события и не содержат внутри себя запятых, например: Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.
8. Совместно с тире, для выделения слов автора, когда они вставлены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью, и когда там не имеется другого знака, например: Выслушайте меня, - сказала она, - хоть раз до конца. Эк его угораздило, - махнул головой шахтер. Да... Я играл, - ответил он голосом, сиплым от мороза.
Примечание. Если в конце прямой речи стоит восклицательный, вопросительный знак или многоточие, то запятая уже не нужна, например: Постой! - сказал Пугачев. Что вы тут делаете? - спросил он, садясь рядом. Не знаю... я совсем запуталась... - еле вымолвила девушка.
Где не нужно ставить запятую:
Это связано с наиболее распространенными ошибками, получающимися при автоматической расстановке запятых "Вордом". Во всех предложениях, приведенных ниже в качестве примеров, запятая на самом деле не нужна.
1. Не ставится запятая между подлежащим и сказуемым:
Порыв ветра, сорвал с меня плащ. Его более удачливый собрат, оторвал взгляд от костра. Уцелевшая местами кожа, была мертвенно бледной.
2. Не выделяются запятыми дополнения (кроме вводимых предлогами кроме, помимо, вместо, сверх, за исключением и т.д.)
Но как дойдет, до работы - так сразу руки сами опускаются.
Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:
…Никита, поклонясь в землю, сказал:
– Прости, батюшка (Горький).
Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется, как правило, внутренняя речь, невысказанные мысли.
Например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький); «Что-то в ней есть жалкое всё-тaки», – подумал он (Чехов).
Кавычками же выделяются передаваемые на письме звуки эха и слова из репродуктора.
Например: «Ау, где вы?» – громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчётливо: «Передаём последние известия». Для передачи разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация – тире между репликами (см. § 123).
Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка после них.
Например: Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Лермонтов); Лежа на тюке и плача, он дёргал руками и ногами и шептал: «Мама! Мама!» (Чехов); Закричали: «Двоих… Санитары… Гляди, гляди – ещё летит… Лезь под вагоны…» (А. Н. Толстой); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» (Гоголь).
Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда. Двоеточие ставится, помимо обычных случаев, когда авторские слова содержат в себе глагол со значением речи или мысли (сказать, спросить, ответить, подтвердить, начать, продолжать, прервать, подумать, вспомнить и др.) либо же аналогичное по значению имя существительное (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, звук, шёпот, крик, мысль и т. п.), также в тех случаях, когда в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние (обрадоваться, огорчиться, обидеться, увидеться, ужаснуться и др.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, нахмуриться, вздохнуть, вскочить, подойти, подбежать и т. п.). Подобные глаголы допускают возможность добавить к ним глагол речи (например: обрадовался и сказал, удивился и спросил, улыбнулся и ответил, подбежал и воскликнул), поэтому они воспринимаются как вводящие прямую речь.
Например:
Он глянул с усмешкой:
– Ничего, до свадьбы заживёт.
Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер:
– Кто такие?
Мать нахмурилась:
– Опять двойку получил?
Все ужаснулись:
– Неужели это правда?
Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь.
Например: …А тот ему: «Этот дом наш общий» (Чехов).
Если же вставка слов и сказал, и воскликнул, и спросил и т. п. после авторских слов невозможна или затруднительна, то двоеточие не ставится.
Например:
Ему всё стало ясно.
– Говорить нам больше не о чем.
Никому не хотелось уходить.
– Расскажите ещё что-нибудь о ваших путешествиях.
Мои слова его явно смутили.
– Значит, ты мне не доверяешь?
Другого выхода у него не было.
– Я принимаю ваши условия.
Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь
Например:
Он вырвал из блокнота несколько листов бумаги и протянул их мне.
– Запишите подробно свои замечания, – сказал он спокойным голосом.
Прямая речь перед авторскими словами:
Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы.
Например: «Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь», – думал Павка (Н. Островский); «Дедушку знаешь, мамаша?» – матери сын говорит (Некрасов); «Не шуми, тише иди, солдат!» – сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян…» – сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь).
Примечание. После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т. п.), например: «Ничего не случилось» – так говорил ум. «Случилось» – так говорило сердце. То же при присоединительной конструкции, например: «Каждому рабочему – знания инженера» – этот лозунг рождён самой жизнью.
Авторские слова внутри прямой речи:
Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами.
Например: «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться» (Фурманов). Примечание 1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (название литературного произведения, промышленного предприятия и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).
Примечание 2. Обычно не выделяется кавычками прямая речь:
а) если нет точного указания, кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо поговорка, например: Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома стены помогают (Чехов); Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А. Н. Толстой);
б) если она приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом, например: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Тургенев);
в) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения, например: Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Вершигора);
г) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми, без тире), например: Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих.
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.
Например: «Мы решили, – продолжал заседатель, – с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (Пушкин); «Позвольте, – заметил один скептик, – не от лимонов ли этот ящик?» (Гончаров).
Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Например: «Я ни с кем и ни с чем не связан, – напомнил он о себе. – Действительность мне враждебна» (Горький); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, – покачал головой Воропаев. – Ну разве мне дойти?» (Павленко).
Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Например: «Так вас зовут Павкой? – прервала молчание Тоня. – А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. Островский); «Вот он, край света! – воскликнул Мохов. – Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил!» (Ажаев).
Если на месте разрыва прямой речи должно было стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставится или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение); в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором – с прописной.
Например: «Не надо… – сказал Вершинин, – не надо, парень!» (Вс. Иванов); «Кальсонера… атакуем… – задыхаясь, отвечал Коротков. – Да он в наступление перешёл…» (Булгаков).
Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы.
Например: «Я тебя не спрашиваю, – строго сказал офицер и снова повторил: – Старуха, отвечай!» (Горький); «Покорно благодарю, – отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: – Спасибо вам большое, товарищи» (Федин).
Прямая речь внутри авторских слов
Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – запятая или тире (по условиям контекста)
Например:
1) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушёл (А. Н. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул, между которыми находится прямая речь); …Софья Карловна ещё раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Лесков) (запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь); Ко мне подходит Борис, говорит: «Хорошо сбил, замечательно», но глаза его блестят, полные зависти (В. Кудашев) (запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные противительным союзом но);
2) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (Пушкин) (тире поставлено в связи с тем, что предшествующая прямая речь заканчивается вопросительным знаком); И только когда он шептал: «Мама! Мама!» – ему становилось как будто легче… (Чехов) (прямая речь заканчивается восклицательным знаком); …Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками» – и подозвала свою собачку Сюзетку (Л. Толстой) (перед и при однородных сказуемых встречается также постановка запятой и тире);
3) запятая и тире ставятся между двумя репликами разных лиц, находящимися внутри авторских слов, например: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да, недурно», – отвечал он обыкновенно… (Гоголь).
Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но перед ними двоеточие не ставится, например: Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Гоголь); Он вспомнил пословицу «Не плюй в колодец…» и отошёл в сторону; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание.
Но если перед подлинным выражением имеются слова предложение, надпись, выражение и т. п., то перед ними ставится двоеточие, например: Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые» (Пушкин).
Знаки препинания при диалоге:
Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например: – Родные есть?
– Нет никого. Я один в мире.
– Знаешь ли грамоту?
– Да.
– Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?
– Знаю. Греческий (Булгаков).
Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней посредством тире, например: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет». – «На ком?» – «На Лариной». – «Татьяне?» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед» (Пушкин).
Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается: «Как же вы поживаете?» – спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножечку», – ответил Старцев (Чехов).