Возможно ли нарисовать картину не имея холста, кистей, красок (или хотя бы бумаги и карандаша)? Все подтвердят - нельзя! А если у вас только тушь в тюбике, вы сможете нарисовать закат? На чем? Как?
Поэтому вот вам основной набор стихотворного рождения:
1. Тема и смысл. С чего начинается рождение картины? Художник представляет что и как он станет писать, затем выбирает материалы, потом делает набросок (зачастую много! набросков), и лишь затем приступает к воплощению задуманного. Почему же мы прикрываемся вдохновением? Да сегодня вас посетила муза, но кто мешает завтра перечитать, выправить, огранить? Видели ли вы черновики классиков? Думаете, Пушкин родился гением и все? А знаете ли вы, что от первоначальных вариантов в его стихах оставалось лишь 30-40%? Это не муза, не гениальность, это работа над собой и объективная самокритика. Даже если ваши знакомые кричат вам "ты гений", спросите себя, вы действительно им верите, или желаете верить? Это самое сложное в любом деле - признавая все свои достоинства видеть и устранять недостатки и не ругать за ошибки, а учиться на них. И для писателя - это самое сложное, и самое важное.
Иначе у вас тоже могут родиться строки
Я наелася борща и картошки с луком, и, теперь, мои друзья, буду громко пукать!
Или
Я вчера пошел гулять И нашел одну кровать Посмотрел - а был мороз Я ее домой унес.
(С просторов интернета)
Итак, вас посетила муза. Но назавтра посмотрите на свое творение трезво. Быть может, под завалами слов действительно похоронен литературный бриллиант?
2.Слова и образы. Правильные слова, точные, четко отражающие то, что вы хотите сказать. Старайтесь избавляться от таких, которые не несут в себе смысла, а существуют просто "для массы".
Например: Я только лишь люблю, любил вчера, И, может быть, да, может, завтра тоже Я вовсе полюблю не так тебя, Что ты опять придти совсем не сможешь.
Не станем обращать внимание на некоторые очевидные "ляпы", но от половины слов можно запросто отказаться не потеряв и крупинки смысла. (скорее, приобретя его) Знаете, за что мы любим стихи? За то, что читая их, мы видим яркие образы! Перед глазами разворачиваются яркие, насыщенные эмоциями и запахами, светом картины. И каждое слово, каждая буква - это краска! Вспоминаем букварь: Р - Ревела как Ракета! Ш - ШурШала мыШкой где-то. Это не просто слова, так и есть. Звуки имеют огромное значение в складывании образов.
Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке, буду дразнить об окровавленный сердца лоскут: досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий. В.Маяковский.
3. Рифма. О, про это знают все! Но не достаточно срифмовать "тары-бары-растабары". Рифма должна служить лучшему восприятию слов, связывая воедино картинку. Это ее прямое назначение. И хотя она очень важна, не стоит слишком ею увлекаться. Ведь рифмованные строки - и остаются только лишь рифмованными строками.
Например: Ела я вчера морковь. Мама суп мне приготовь. С пальца капала алая кровь. Завтра есть приду я вновь.
Что связывает эти строки? Ну же, проявите фантазию! Включите воображение! И все же у меня язык не поворачивается назвать данное рифмованное чудо - стихи. Это даже на детскую считалочку не тянет.
Кстати, считается «дурным тоном» рифмовать: существительные, прилагательные и т.д. в одном падеже и только по окончанию (палка – селедка); местоимения и наречия (мой – твой, когда – всегда); однокоренные слова (ботинки – полуботинки); глаголы в одной грамматической форме (держаться – обниматься). Спорны, но допустимы рифмовки на ассонансы и аллитерации, варианты с различием последней буквы окончания (побег – побед, стрелок – пролог, шляпа – шляхта, отчаянья - молчание и т.д.). Существует некий набор давно избитых рифм: розы-грёзы-слёзы-морозы; кровь-любовь-вновь-бровь; неба-хлеба; бога-дорога; сказки-краски-маски-ласки; двери-верю; круг-рук-друг; волна-война-вина; море-горе, жди-дожди и прочее.
4. Размер и ритм. Один из главнейших ингредиентов. Запомните - настоящие стихи бьются с сердцем читателя в унисон. Это музыка души, ума и тела! И если размер скачет, ритм постоянно хромает - то и ваше творчество выглядит несколько убого. Какая бы не была шикарная рифма, как бы ни были красивы слова, если нет ритма и размера - такие стихи могут только тахикардию вызвать. Говоря по правде - это самая тяжелая часть. Потому-то и не все, далеко не все, кто пишет стихи, может называться мастером. Да. Это работа, дорогие мои, и не из легких! Но вы же хотите стать Поэтами, а не остаться не ограненными талантами?
Например: Я приехал, и что же я вижу, мама? Такого кошмара и срама Не вынесет сердце. Я не найду в этой жизни, пожалуй, единоверца.
Ну как? Рифма есть, слова вроде хорошие. А на гениальное произведение не тянет. Почему? Вы пробовали мясо без соли? Или торт без сахара? Так и тут. Съесть можно, но без особого желания.
Как же быть? Считать слоги. И это не так трудно, как кажется. Берем стихотворение и записываем (/)- ударный слог, (-)- безударный, одна гласная = 1 слог. Считаете – и переписываете, исправляете все «неровности» - до безошибочной ритмики.
Например: Раз ли лось по но гам, --/--/ По ру кам, по рес ни цам, --/--/- По гу бам, по спи не, --/--/ По ла до ням бла жен ство. --/--/-
Что же касается верлибров (неритмованных стихов) – это задача для мастера. Текст, лишенный ритма может "выехать" только лишь за счет красоты и силы образов. В таких вещах роль играет всё - сочетание шипящих, свистящих; открытых и закрытых, вплоть до промежутков между буквами.
5. Душа. Это эмоции, огонь, сила ваших стихов. Когда мы пишем без эмоций - у нас рождаются милые, но штампованные стихи. Где есть все, но избитое и неинтересное. И лишь эмоции заставляют нас выдавать такие вещи, какие не придумаешь в "нормальном" состоянии. Учитесь чувствовать, берите от жизни больше эмоций, "встревайте" везде и всюду, только тогда в нужный момент вспомниться что-то и…
Ярким сияньем пира жилье твое озарено. В глотке врага твоего пусть в огонь превратится вино! Только с тобой на пиру веселятся сегодня другие. Пей, но за чашей порой вспоминай нас — ушедших давно. Сайфири Исфаранги
Надеюсь, вам пригодятся эти инструменты. Если будут вопросы - пишите, постараюсь помочь, подсказать. Ваша Анаит!