Не уподобляйтесь людоедке Эллочке. Читайте хороших поэтов и писателей, специально обращая внимание на лексику. Не ленитесь заглядывать в словари синонимов.
Начинающие прозаики — избегайте повторов и употребления по соседству однокоренных слов (например, глаголы и их производные).
Рассмотрим пример: "Друг спросил, как я съездил в N. Я рассказал о том, как здорово съездил, и сказал, что собираюсь съездить туда еще раз".
Как бы Вы — автор — стали править этот отрывок?
Вариант 1. "Друг спросил, как я съездил в N. Я рассказал об удачной поездке и сказал, что собираюсь поехать туда еще раз".
Звучит приятнее. Но из-за скопления однокоренных слов и производных масло все равно остается масляным.
Вариант 2. "Друг спросил, как я съездил в N. Я рассказал об удачном путешествии и сказал, что собираюсь прокатиться (наведаться, вырваться...) туда еще разок"...
Пусть словарь синонимов станет Вашей настольной книгой! Употребление синонимов не просто придает повествованию приятное разнообразие (к примеру, рассказывая о посещении героем захолустного бара, можно в одном случае назвать скверный, подаваемый там напиток "бурдой", в другой — "пойлом", а в третьем — "помоями"), но и придаст дополнительные штрихи характеристике героев. Так, например, вместо "сказал" можно употребить нейтральное "произнес", а можно — эмоционально окрашенное "ляпнул"...
2. Не ищите легких путей в виде стандартных сюжетных ходов! Избегайте трех соблазнов из области иррационального. Любовь с первого взгляда — не зачин, Сон (вернее. пробуждение) — не развязка. Первое очень редко встречается — и все равно требует мотивировок. Второе — слишком легкий выход: герой проснулся — и все дела!..
Будьте осторожнее со Смертью. Вы ее не видели (и никто не видел). В какой бы тупик Вы ни завели Вашего героя, не навязывайте им Смерть в качестве желанной развязки. Это эффектно, но — от лукавого.
3. Склонность выражаться напрямую, идущая от незнания или забвения основного определения поэзии (и искусства вообще) как мышления образами!
Можно сказать: прошла молодость. Можно чуточку менее прямо: где мои 18 лет? А Аркадий Гурович пишет:
...Как отодвинуть вкрадчивую осень,
Чтоб, тело не укутывая в шерсть,
Стать снова ну хотя бы пятью восемь,
Когда давно забыты трижды шесть?
А как Вам нравится такой образ "долларов" в стихотворении Марии Тарасовой:
* * *
Господь предельно равнодушен,
Он не печется о делах —
И наши умершие души
Так и болтаются в телах,
Что обустраивают земли
С тупым упорством на лице
И тщетно взращивают зелень
С двумя нулями на конце.
(Кстати, обратите внимание: назвав дензнаки США "зеленью", поэт тотчас подбирает точный глагол: "взращивают", включающий в себя смысловые значения "бережно выращивают", "лелеют" — деньги стали для этих людей смыслом жизни...)
А Анатолий Берлин, вместо того, чтобы написать: "творчество Достоевского навсегда останется в благодарной памяти потомков", — пишет, что в ночном Санкт-Петербурге —
У Достоевского в окне
горит светильник...
4. Звукопись. Не допускайте нагромождения согласных на стыках слов: они делают стихотворение неудобопроизносимым. Рекордное число согласных подряд — шесть — встретилось мне в словосочетании "взгляд с взглядом". Попробуйте это произнести!
Скопление нескольких гласных на стыках слов (особенно одинаковых) также не украшает стихотворение, например: "Не посещает душу уж покой".
Старайтесь также избегать употребления рядом двух и более существительных в одном и том же (чаще всего — родительном) падеже: "от конструкций скелетов домов"...
5. Восприятию стихотворения мешают неправильные, нарочно (ради ритма) переставленные ударения. Более того — иногда при этом возникают незаметные для автора, но крайне нежелательные, иногда даже курьезные побочные эффекты. Например: один начинающий авторов написал "боль в душе", а затем изменил порядок слов в строке ради ритма. Получилось "в душе боль". И "душа" стала "душем"!
6. Избегайте слов-паразитов. Это, как правило, короткие, не несущие смысловой нагрузки слова, вставляемые в строку исключительно ради ритма. Особенно часто в этой роли выступают "лишь" (или тавтология "только лишь"), "уж", "вот", а также притяжательные местоимения. "Она опустила свои глаза" — ясно, что не чужие!
7. Каждое слово в строке должно нести смысловую нагрузку. Повторы, дублирование, тавтология — признаки непрофессионализма. К примеру, можно встретить словосочетание "осмотреться по сторонам". Но "осмотреться" — и значит "посмотреть по сторонам". Можете употребить либо одно, либо другое, но не то и другое вместе.
Но есть и более высокий уровень информационной насыщенности, труднодоступный, но заманчивый, к которому нужно стремиться.
Возьмем яркое и далеко не всеми воспринимаемое (во всяком случае в "ИнтерЛите" по этому поводу состоялись бурные дебаты) стихотворение Марии Тарасовой из "чеченского цикла", написанное от лица воина.
* * *
Мои кишки подобием трухи
Припудрят новый шрам на морде Родины.
И будут девочки писать о том стихи,
И будут мальчики писать на них пародии.
Не обращай внимания. Да пусть
Уписываются от осознания!
Ну что ты, глупая... Я все равно вернусь.
Я просто задержался на задании.
Олег Лебедев как-то говорил о неправомерности вырывания слова или выражения из контекста — и таким образом отчасти "реабилитировал" неэстетичные "кишки" и уподобление их "трухе". Я же хочу привлечь Ваше внимание к тому, что это сравнение позволило автору мастерски развить образ. Трухой, в силу ее сухости, почти порошкообразности, уже можно присыпать, припудрить... — что?
"Новый шрам на морде Родины".
Всего четыре слова (формально пять), а сколько за этим стоит! Тут и особая, чурающаяся пафоса любовь, таящая за нарочитой грубостью ("морда") сыновнюю нежность. И готовность понять и простить. И уверенность в ответной любви, отягощенной чувством вины (новый шрам — не из-за его ли — сына — ранения?). Отсюда — естественный, как стремление утереть слезы, порыв — "припудрить", чтобы никто не видел мать (!) обезображенной...
7. Неумение точно определить "свой" жанр. Сколько незаурядных прозаиков, юмористов, критиков "пропало" в бесплодной погоне за "лиризмом", потому что лирика якобы "престижнее!.."
8. Избегайте оценочных слов: ложь, зло, фальшь и т. п.! Поэт сопереживает, а не клянет, старается понять, а не судит, не выносит приговоров и не навешивает ярлыков — разве что в исключительных случаях (М. Ю. Лермонтов, "Смерть поэта").
9. Штампы. Это понятие очень емкое; ограничимся избитыми сравнениями. Многие из них "узаконили" свое существование, став крылатыми выражениями. Вот и один из наших авторов призвал: "Не меняйте друзей, как перчатки!" Раздражать не раздражает, но, положа руку на сердце, — кто сейчас часто меняет перчатки? Поэтому вызывает уважение и симпатию попытка "детективщицы" Дарьи Донцовой воспользоваться более современным сравнением: "менять... как колготки". Свежо и забавно.
10. Слабые, или бедные, рифмы. Недостаточно подбирать слова так, чтобы совпадали рифмующиеся гласные (например — "сок — дом"), нужно стараться, чтобы созвучны были и окружающие их согласные: "сок — кусок, стог и т. д.)
Старайтесь избегать так называемых грамматических, в частности глагольных рифм: "вставать — рисовать" и так далее. Они считаются слишком легкими (созвучие достигается за счет суффиксов и окончаний) и потому низко ценятся.
11. Бойтесь высоких слов, отвлеченных понятий и того, что называют красивостями!
Без свежести и новизны нет искусства вообще и поэзии в частности! Одно из необходимейших качеств художника — умение видеть необычное в обычном.
12. Многословие.
Одного великого скульптора (кажется, Родена) спросили, как он создает свои шедевры. Скульптор ответил: "Беру кусок мрамора и отсекаю все лишнее".
Так и поэт. Если он уважает собственное откровение, излившееся на бумагу в момент вдохновения, то позднее обязан вернуться к нему и проверить на предмет "лишнего". Иной раз, выразив свою мысль или чувство в емкой, образной строке, автор затем начинает ее растолковывать. И — нет стихотворения.
13. Распространенные орфографические ошибки.
1. "-тся" или "ться"?
Элементарно, Ватсон. Если слово отвечает на вопрос "что делает?" или "что сделает?" — мягкий знак не нужен: "встречается".
Если на вопрос "что делать?" или "что сделать?" — мягкий знак нужен: "встречаться" (или "встретиться"). 2. "Пишите" или "пишете"?
Если спорная гласная под ударением (повелительное наклонение) — значит, "пишИте", "напишите". Если нет — "пИшете", "напишете" (Ср.: "Вы напишете мне письмо?" — "Напишите мне письмо!") Точно так же: "Срочно примИте меры!", но: "Доктор, вы меня примете?"
3. "Так же" или "также"?
Если вместо спорного слова (словосочетания) можно подставить "тоже" или соединительный союз "и", пишите слитно. Например: "Он рассердился и ушел. Я также покинул комнату". ("Я тоже покинул комнату", "И я покинул комнату").
Если можно продолжить "как и...", пишите раздельно. Пример: "Я, так же, как и он, покинул комнату".
4. "Чтобы" или "что бы"?
Если оборот выражает причинно-следственную связь и отвечает на вопрос "зачем?" — пишите слитно. Если употребляется в усилительном значении и за ним следует частица "ни" — раздельно. Например: "Чтобы не случилось беды, следует переходить улицу на зеленый свет"... — "Что бы ни случилось, я всегда перехожу улицу на зеленый свет".
- А можно своё? - Пиши, Сергунюшка! -Ну ладно, уговорили!
Умные, но и спорные мысли в статье: 1. Мало иметь богатый словарный запас, нужно еще и уметь им пользоваться. Например, мужчина, пишущий о солнышке, бабочках и прочей немужской дребедени смешон, хотя эти слова знать обязан. Мне кажется, это тот случай, когда больше может не быть лучше. Особенно смешны умные слова не к месту. 2. Добавил бы, что начинать нужно именно с проработки сюжета. Сюжет обязан быть даже у самого маленького произведения. Иногда сюжет на первый взгляд отсутствует, но он есть. Автор должен знать, что было с ЛГ до описываемых событий, кто его ЛГ. Но сюжета мало. Нужно понимать, для чего ты пишешь то, что пишешь. Что такого необыкновенного ты можешь сказать людям, чего они еще не знают? То есть сюжет - это только основа, каркас. А стандарный.... Какой-то критик, помню, сказал, что всего в мировой литературе 36-38 сюжетов. Новых не изобретают. А из этих 38 детективных всего 4-6. Некоторые авторы как раз переувлекаются закручиванием сюжета и получается репортаж о том, чего не могло быть. 3. Образное мышление - Божий дар. А особый Божий дар - умение передать читателям через образы настроение, философию, отношение (настрой). Тут уж если не дано - лучше не браться, получатся сплошные штампы. 4-7. Настоящий бич у любителей самовыразиться. Всем советую провериться: если слово только для ритма и размера, без смысловой и описательной (характеризующей что-то) нагрузки - фтопку! 8. В корне не согласен! Без отношения автора к проблеме литературы не бывает! Даже Библия небеспристрастна. Сопереживания мало. Типичный пример - "новая волна" в кинематографии, бандитская. Из-за этой беспристрастности зритель сопереживает отрицательным персонажам и в итоге мы получаем сдвиг морали. Вы в жизни видите и хороших людей, и плохих. Отношение у вас ведь разное к ним? Попробуйте передать это отношение простым пересказыванием событий... Получится каша. С остальным согласен.
Когда я еще был молодым и начинающим, Интернета не было, Приходилось оценку своих "творений" искать у живых людей, а не у ников и логинов. Одного такого человека в Питере мне посоветовали и я его нашел, и набрался смелости напроситься в гости. И этот человек сказал умные слова, которые подтверждаются и подтверждаются с завидным постоянством. У меня-то к нему был простой вопрос: стоит ли мне заниматься писательством? Он сказал, что творчество - неизлечимая болезнь, что что он ни скажи - всё равно я не смогу "завязать". Выход один - учиться, самообразовываться. Так вот тактичненько. Национальности он был сами понимаете какой. Надеюсь, что с тех пор я пишу всё-таки получше. Кстати, огромную роль сыграли мамины подсказки, она у меня преподавала в школе литературу и русский язык. Так что кто хочет научиться писать - обращайтесь к школьным учителям, очень полезно. Титул - Комическая маска года
Сообщение отредактировал smpetrov - Вторник, 11.01.2011, 14:52