А сегодня, друзья мои, мы, минуя трёхсложники, переходим сразу к четырёхсложникам, так называемым, ПЕОНАМ.
Предупреждаю! Кому станет очень скучно, может пропустить этот материал и дождаться главы о трёхсложниках. Пропуск ПЕОНОВ ему не повредит. Он потом вернётся к ним, возмужавшим и зрелым (перед Логаэдами).
Ну, а кто решился прорубиться со мной сквозь чащу пеонов к свету, ВПЕРЁД!!!!
Итак, не путайте ПЕОНЫ с цветами и бедными аргентинскими крестьянами, которых тоже так называют. Помните у Бродского?:
"В ночной тиши под сенью девственного леса Хуарес, действуя как двигатель прогресса, забывшим начисто, как выглядят два песо, ПЕОНАМ новые винтовки выдает."
Так почему мы сразу, минуя трёхсложники, перешли к этим «диковинным» зверям - ПЕОНАМ? Да потому что, как мы позже увидим, они являются ближайшими родственники ЯМБА и ХОРЕЯ. В том месте, где мы называли ХОРЕЙ пляшущим, а ЯМБ поющимся (во второй главе), я об этом упоминал. И пока эти стопы (ЯМБ и ХОРЕЙ) свежи у нас в памяти, мы изучим ПЕОНЫ.
1-й пеон:.....1000 2-й пеон:.....0100 3-й пеон:.....0010 4-й пеон:.....0001
Это чистые пеоны. Не правда ли, они на что-то очень похожи? Но об этом позже. А пока будем считать, что на свете существуют чистые ПЕОНЫ.
Приведу примеры таких ПЕОНОВ, которые сам на досуге и придумал. Естественно, чепуха несусветная, но это именно для того, чтобы вы поняли, что чистых ПЕОНОВ в природе быть не может. Да это никому и не нужно. Кстати, что такое ЧИСТЫЕ ПЕОНЫ? Очевидно, это строки, состоящие из многосложных слов, без союзов и предлогов, так как они неминуемо породят дополнительные ударения, и ПЕОН перестанет быть чистым.
Как видим, он всего только двухстопный, но чистый, чище не бывает, и с ДАКТИЛИЧЕСКИМ ОКОНЧАНИЕМ. Помните, я о нём упоминал во второй главе? Дактилическое окончание или дактилическая рифма, это ДВА безударных слога на конце строки. Почему оно так называется? К этому мы вернёмся в главе о трёхсложниках.
2-й ПЕОН:
ПрилИчные профЕссии, 0100...0100 РазлИчные конфЕсии. 0100...0100
Вот и всё что удалось придумать. Очень мало в русском языке четырёхсложных слов с ударением на втором слоге. Снова 2-й ПЕОН у нас двухстопный и с ДАКТИЛИЧЕСКИМ окончанием.
Как видим, абсолютно чистые ПЕОНЫ имеют скорее теоретическое значение.
Естественно, что задавшись целью написать чистый пеон и подбирая для этого специально многосложные слова ничего путного придумать нельзя. А вот если не ставить себе такой цели, то он очень даже легко сочинится, ни с того, ни с сего. Просто не надо обращать внимания на СВЕРХСХЕМНЫЕ ударения, лишь бы они не порождали распада ударений.
Вот вам пример из Марины Синицыной (нестихирного автора):
От порОга до окОшка, +010...+010 СтаринОю хорошА, 0010...001................- абс. чистый 3-й пеон РасстилАется дорОжка – 0010...0010..............- абс. чистый 3-й пеон СамоткАная душА 0010...001................- абс. чистый 3-й пеон
Детских плАтьиц лоскутОчки, +010...0010 Хоть и вЫцвели давнО, ++10...001 ПролегАя плотной стрОчкой, 0010...+010 ОбразУют полотнО. 0010...001...............- абс. чистый 3-й пеон
Думаю, никто не объявит вышеприведённые строки бессмыслицей или искусственным примером. И слабые ударения тут связаны в основном с предлогами и союзами, за исключением слов "платьиц" и "плотной". А периодически здесь встречаются и абсолютно чистые пеоны (я их обозначил). Ниже мы увидим, откуда берётся 3-й ПЕОН.
Но если мы поняли, что чистых ЯМБА и ХОРЕЯ в природе нет – они обильно приправлены ПИРРИХИЯМИ и СПОНДЕЯМИ, то, тем более, в природе не существует чистых ПЕОНОВ. Они могут быть приправлены слабыми ударениями. Но вот пропущенных ИКТОВ в них точно не может быть. Тогда ПЕОН точно сломается.
Помните песня такая была?: «Песню нельзя сочинить. Песни рождаются сами». Перефразируя, скажу: «ПЕОНЫ нельзя сочинить – ПЕОНЫ рождаются сами». Как это происходит? А вот так: Человек спокойно себе пишет ямбом или хореем (пятистопным, шестистопным и т.д.), а у него получается пеон, да ещё какой. А у Марины Синициной из четырёхстопного хорея 3-й ПЕОН вышел. Как же он рождается, и из чего? Для решения этого вопроса присмотримся к них повнимательнее.
На что они похожи? Подумаем.
Ну да, конечно!
1-й пеон:.....10 00 = ХОРЕЙ + ПИРРИХИЙ 2-й пеон:.....01 00 = ЯМБ + ПИРРИХИЙ 3-й пеон:.....00 10 = ПИРРИХИЙ + ХОРЕЙ 4-й пеон:.....00 01 = ПИРРИХИЙ + ЯМБ
То есть встретив в строке ЯМБА или ХОРЕЯ ПИРРИХИЙ, мы сразу можем сказать себе, что встретили стопу ПЕОНА.
Вы спросите: так зачем же огород городить? Давайте забудем про ЯМБЫ и ХОРЕИ и будем всё считать пеонами. Не всё так просто. И вот почему. Ведь стихи пишутся иногда очень короткими строчками, а иногда — архидлинными. У меня есть пример одностопного ЯМБА и даже односложника (каждая строка состоит из одного ударного слога – сплошь икты). Любопытно? Ну смотрите:
Кол гол, сук сух, сруб груб, Вес – Пресс.
И в рифму, и со смыслом.
И не такие бессмысленные, как «чистые» сконструированные ПЕОНЫ.
Ну, при желании и эти строки можно объявить и одностопным первым пеоном с мужским окончанием, и одностопным хореем хореем с мужским окончанием, и даже (забегая вперёд) одностопным датилем с мужским окончанием. Словом, любой стопой у которой первый слог ударный. Нет?
А есть у некоторых авторов строки по 15 и более слогов, то есть по 7-8 и более двухсложных стоп и в этом всё дело.
Чем отличается длинная строка от короткой? И что такое строка средней длины? Вопрос не праздный. Дело в том, что более 4-х иктов в стихотворной строке мы не можем нормально воспринимать. Она становится монотонной и скучной или «долбящей мозг». 2 икта в строке – слишком быстрый, скачущий темп, но именно он и может в полной мере обнажить характер двухсложников и трёхсложников, тем более, но о них в следующей главе.
Начнём с примеров, примитивных и глупых до безобразия:
Двухстопный ямб:
Я шёл, ты шёл +1 +1 И гриб нашёл +1 01
Никому в голову не придёт в подобный стишок вставить многосложное слово, а значит здесь могут быть спондеи, но не может быть пиррихиев.
Трёхстопный хорей
Я ходил по пню 10 10 1 В этом всех виню 10 10 1
То же самое – пиррихиев нет и быть не может
Четырёхстопный ямб – это уже «Евгений Онегин», конечно:
Пиррихий в первой строке и в третьей. В одной и той же позиции. Ритмическая картина рифмующихся строк одинакова. И никаких неудобств это не создаёт. И в 4-й строке он тоже есть и в той же позиции. Это уже средняя длина. ПИРРИХИИ возможны, но их расположение в строке не критично и, в общем-то, может быть любым, хотя приветствуется повторяемость ритмической схемы хотя бы в рифмующихся строках.
И вот пошли сонеты – ПЯТИСТОПНЫЙ ЯМБ. И это уже некоторый «перебор» по длине. Как я сказал выше, это уже почти длиннострочный стих. Здесь ПИРРИХИИ могут встречаться довольно часто и располагаться как угодно, а значит, в их расположении должен быть какой-то закон. Или нет?
Проиллюстрируем примером:
БиблЕйской зАповедью взЯв оснОвы, 01 01 00 01 01 0
Немного непонятная строка. Автор хотел сказать «Взяв за основу библейские заповеди» Но дело даже не в этом, а в том, что если пиррихий имеется в строке пятистопного ЯМБА, он должен следовать сразу за первой стопой, порождая 2-й пеон в начале строки ямба. Ведь хочется прочесть, следуя ритмическому чувству:
БиблЕйской заповЕдью взЯв оснОвы, 01 00 01 01 01 0
Придумаем другую строку:
БиблЕйский проповЕдник дАл оснОвы, 01 00 01 01 01 0
Совсем иначе слушается строка ритмически, ведь так? Потому что если уж появился в пятистопном ямбе пеон, он должен стоять на первом месте. Строка начнётся с длинной стопы и закончится короткой (это обычный закон логаэдов - строк состоящих из стоп разной длины, но об этом речь ещё не скоро пойдёт). Причём, заметили? В строке стало 4 ИКТА. Она перестала быть длинной.
А дальше - больше:
Естественно, теперь понятно, что пиррихий во второй стопе порождает Второй пеон и никуда от него не деться. И остальная часть строки начинает слушаться как второй пеон - некоторые ударения становятся слабыми. В данном случае, слово "дал". Такова судьба большинства односложных слов:
БиблЕйский проповЕдник дал оснОвы, 0100...010+...010 2й ПЕОН (женское окончание)
Естественно, теперь понятно, что пиррихий во второй стопе порождает Второй пеон и никуда от него не деться. И остальная часть строки начинает слушаться как второй пеон - некоторые ударения становятся слабыми.
А теперь без изобретений. Теперь истинная поэзия. Пятистопный ямб может трансформироваться в прекрасный трёхстопный 2-й ПЕОН. Алёна Симоненко (г.Омск):
…осИнника трепЕщущая дрОжь, 0100...0100...01 над пАданцми крУжит рОй осИный… +100...010+...01...0
Не правда ли, прекрасно?
На территории логаэдов мы к этому ещё вернёмся, а пока запомним, что в пятистопном ямбе ПИРРИХИИ, а иначе ПЕОНЫ (и всегда 2-е) возникают часто помимо нашей воли. А ещё какие-нибудь варианты возможны? Пожалуй, нет. Попробуйте предложить.
В шестистопном же ЯМБЕ и ХОРЕЕ, уже слишком много иктов – 6, и наша психика быстренько выделяет из них 3 главных и превращает их в трёхстопные ПЕОНЫ. Без вариантов! ХОРЕЙ при этом превращается во 1-й или 3-й ПЕОН, а ЯМБ – во 2-й или 4-й ПЕОН.
Вот и в стихе Марины Синицыной, с которого мы начали ("Самотканая дорожка"), 3-й ПЕОН - производная ХОРЕЯ.
А вот пример трёхстопного 4-го ПЕОНА, который родился у Николая Рубцова из ЯМБА, естественно:
Размытый пУть и вдоль кривЫе тополЯ 0+01...++01...0001 Я слышал нЕба звук – былА пора отлЁта ++01...0+01...0+01...0 И вот я встАл и тихо вЫшел за ворОта +++1...0+01...0+01...0 Туда, где прОстирались жЁлтые полЯ. 0++1...0001...0001
Тот факт, что в ПЕОНЕ в два раза меньше ИКТОВ, чем в соответствующих ЯМБЕ и ХОРЕЕ не отменяет общих требований к ударениям, в том числе слабым. Излишне говорить, что пропущенных ИКТОВ в ПЕОНАХ быть не может. А распад ударения в пеонах угрожает невнимательным поэтам точно также, как и в исходных ЯМБЕ и ХОРЕЕ. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что, так как распад получается у слабых ударений, то и называться он будет не распадом, а «полу-распадом» ударений. С этим термином мы не раз встретимся, говоря о трёхсложниках.
Три стопы для ПЕОНА это вполне нормально. Если кто-то приведёт мне пример четырёхстопного пеона, с удовольствием приму и отмечу роль такого читателя. Но мы до сих пор не говорили о том, что размер может быть неравномерным, т.е. стоп может быть неравное количество в строках. В общем случае одинаковое количество стоп должно быть у рифмующихся строк, но бывает, что последняя строчка строфы искусственно укорачивается.
А вот совершенно поразительный пример 4-го ПЕОНА Михаила Щербакова, где идёт последовательное удлинение строки:
Нет, я не жАлуюсь, я в прИнципе привЫк бы и к томУ, что мир бывАет невнимАтельным и чЁрствым, .....+++1................00+1.................0001..........++01..........++01............ 0001.................00+1.........0...7 стоп Что благорОдным образцАм он соотвЕтствует не шИбко или трЕбованьям вЫсшим отвечАет не вполнЕ. .....+001.................0001.................+001..........00+1..........0+01...........0001..............0001........0+01 8 стоп Чёрт с нИм! .....+1......... ямб Не отвечАет, и чёрт с нИм! .....+001...0++1...........................................2 стопы Но почемУ в таком колИчестве, во всЯком переУлке, изначАльно бесконЕчено - и как рАз по отношЕнию ко мнЕ? .....+001............0+01............00+1............0001...........0001..............0001.............0++1.............+001..............00 +1........9 стоп
Ну, нарастание количества стоп 7-8-9 я комментировать не буду, но лишь обращу Ваше внимание на то, что в последней строке 36(!!!!) слогов. Представьте себе 18-стопный ямб!!!! Даже 9-ти стопный пеон себе невозможно представить, но ведь вот же он – существует. И ни одного распада ударений!!! Впрочем, во всём творчестве Михаила Щербакова мне пока ни разу не удалось найти ни распада, ни полу-распада ударения.
Но как, говорил Воланд: «Дорогой Бегемот! Мы тут заболтались, а публика заскучала»
Пора подводить черту под пеонами.
Итак, главное, что я хотел сказать. Безусловно, это всё сильно сложнее ЯМБА и ХОРЕЯ, но и встречается не так часто. За исключением пятистопного ЯМБА, который всегда чреват 2-м ПЕОНОМ, из-за чего сонеты стихирных авторов, порой, невозможно читать не сбиваясь с ритма. И надо очень внимательно следить пятистопноямбовых сонетах за применением многосложных слов, которые чреваты появлением ПИРРИХИЕВ, а значит ПЕОНОВ, которые, в свою очередь, не всегда стройно и гармонично вписываются в ЯМБИЧЕСКУЮ строку.
Да! Сегодня я своих читателей утомил. Тех, кто смог дочитать до конца.
Как говорится: «Кто дослушал, молодец!»
Ничего, друзья, на территории трёхсложников будет веселее и интереснее и, возможно, понятнее. А теперь, как всегда, контрольные вопросы:
1) Что такое ПЕОН? 2) Какие бывают ПЕОНЫ и чем отличаются друг от друга? 3) Как ПЕОНЫ соотносятся с ЯМБОМ и ХОРЕЕМ? 4) Какие ПЕОНЫ получаются из ЯМБА, а какие из ХОРЕЯ? 5) Сколько ИКТОВ в строке считать нормой? 6) Может ли существовать 6-ти и более -стопные ХОРЕЙ и ЯМБ? 7) На каком месте в строке пятистопного ЯМБА может располагаться ПИРРИХИЙ (ПЕОН), иначе каким ПЕОНОМ чреват пятистопный ЯМБ?