Увы, это горькая истина: учитель, идя работать в школу с целью сеять доброе, умное, вечное, часто наталкивается на злое, тупое и хамское. Постепенно к непослушанию и хамству некоторых детей, особенно мальчишек, привыкаешь, но как ранит тот, в ком видел надежду, единомышленника, последователя. Это для педагога с ранимой душой – настоящая трагедия...
Галина Павловна, Галочка, маленькая худенькая кудрявая шатенка с зеленовато - серыми глазами, в Дениске души не чаяла. Прилетала с работы домой «на крыльях», щебетала птицей о том, что Дениска весь класс, в котором сначала трудно было работать, на себе тащит, что Денис сегодня сделал то или это, что всегда готов помочь: - Вы, Галина Павловна только скажите! Мы сделаем! А когда она стала вести биологический кружок, ученик стал там самым активным.
У Дениса Жаркова был счастливый характер: он умел разговаривать на равных не только со сверстниками: и с мальчишкой – первоклассником, и великорослым одиннадцатиклассником, умел быть шутливо – вежливым и с первой красавицей класса, и Валей - дурнушкой, в меру почтителен и ироничен и с уборщицей, и с директором…. Вокруг него всегда крутились ребята. То рассказывал новый боевик, то смешил анекдотами, то приносил в школу интересный журнал и умел увлечь своими идеями даже самого ленивого и равнодушного.
Умел «гениально» говорить комплименты не только девчонкам, но и учителям, а это бывает редко, ведь часто комплимент учителю бывает лишь лестью или прелюдией к просьбе исправить оценку, а Дениска просто рассеивал вокруг себя флюиды оптимизма, задора, добра…
Разве можно было не любить этого ученика? Разве можно было скрыть предпочтение ему перед другими, хоть Галочка пыталась скрывать изо всех сил. Старалась, но в очередной раз ловила себя на мысли, что дает тему только для него, видит только его глаза цвета переспелой вишни и желает слушать ответы на вопросы только в его интерпретации, потому что, когда отвечал Денис - это был мини - спектакль. Это было замечательно, хоть отнимало больше времени, чем положено. Всегда использовал в ответе дополнительные факты, хотя иногда откровенно притянутые за уши, но всякий раз удивляла его находчивость, начитанность, юмор. Даже, когда она чувствовала, что он плохо готовился к уроку, «четвёрку» весёлой болтовней, где в глаз, где мимо, зарабатывал.
* * * * * * * Муж Галины – добродушный здоровяк с короткой стрижкой светлых волос, работящий мастером в одном из цехов авторемонтного завода - в очередной раз, послушав дифирамбы любимому ученику, воскликнул, смеясь: - Хватит. Ревновать начну. У вас кроме Дениски в классе больше никого нет? Учитель называешься! А кто будет обращать внимание на других? Они тоже заслуживают, не так ли? - Да ты что! Я всем внимание уделяю. Никто не замечает, что он у меня в «любимчиках». Строго распределяю похвалу и нарицание по заслугам. Ему за баловство тоже достаётся. Просто дома делюсь с тобой своей радостью. Из-за Дениски в классе, словно новое солнце светит. Всем рядом с ним здорово, и мне тоже. Уж и поделиться нельзя? В конце концов, я шла в школу не только для того, чтоб знанья и силы отдавать, что-то хорошее лично должна в своей работе находить, кроме планов, конспектов… уроков?
Да если б в каждом классе было по такому Дениске, учителя бы физически и психически здоровее были! Нас что старит, силы отнимает? Непослушание. Отсутствие контакта. Нежелание учить твой предмет. А Дениска сам учит и тащит за собой всех. Знаешь, теперь весь класс умеет учиться весело. И я научилась радостно давать урок. Знаешь, в последнее время заметила, что, объясняя, стараюсь ввернуть шутку, забавный эпизод. По теме, конечно. А ещё ловлю себя на том, что повторяю Денискины интонации, приёмчики. Бред, конечно, но это правда. В институте, верно говорили, не только учитель учит, ученики тоже учат педагога.
- Ну вот! О чем бы ни говорила, всё сведёт к своему Дениске. Сегодня он кто? Сначала второе солнце, потом учитель. Что будет завтра? – беззлобно воскликнул супруг.
* * * * * * * * В «День здоровья» школа отправилась на природу. Расположились многоотрядным лагерем на берегу огромного пруда. Всем было весело! А у Глины вдруг заболела голова. Её класс, кстати, не тот, где учился Дениска, активно участвовал во всех конкурсах и состязаниях, а она, выбрав момент, когда всё шло нормально, ушла в сторону, села на обрубок берёзового ствола, лежащий среди густо растущих ёлочек, закрыла глаза и стала массировать виски, чтобы унять боль. Вдруг учительница услышала голоса. - А я фильм смотрел. Американский. Там учителка в ученика по уши втюхалась. - Да ладно. Будто не знаешь, что в американских фильмах показывают. Дурак, что ли?
- Ага! Я слепой, да? Не вижу, как на тебя смотрит! Меня в упор не видит. За год ни разу в глаза не посмотрела. Базарит, а сама всё на тебя зырит! Будто ты, блин, один в классе. А меня, на фиг, нет. - Ну и дуб же ты. Димон! Понимаешь, мне её предмет при поступлении нужен. Помнишь, до неё ведьма была? Больше тройки не ставила. А мне пятерка нужна! Понял? А потом её расположение нужно, чтоб в любой время мог спросить, чего не врубаюсь. А у той выдры разве спросишь? Как глянет, очки поправит, и нет её! В лаборантской закрывалась! А Галина с нами! Полный контакт! Ржёт над анекдотами, журнальчикам моим рада. Специально из библии таскаю, чтоб думала, что я от её предмета тащусь. Плохо, что ли? Всегда на прицеле держу. Мне от неё пятерка нужна, понял? Пусть хоть глаза об меня сломает! Убудет что ли? Вот бы с математичкой такой контакт найти, но я – дурак – в шестом, седьмом здорово ей нервы потрепал, она мне помогать не станет. - Ага! Она тебя, точняк, не выносит! Не успеешь рта разинуть, уже наорать готова. - По привычке. - А с Галиной у тебя всё тип- топ. - Вот только. Димон, … голос её ненавижу. Надо же было родиться с таким противным голосом. Как начнёт на Пашку: «Ники - и - тин! Ти - и - ихо! Прошу внима – а - ания!» Как испорченный громкоговоритель на вокзале. Прикол, да и только.
Галочке стало плохо. Если до этого болела голова, то потом, когда от слова до слова услышала весь диалог, стало плохо с сердцем. Словно бетонная плита придавила грудь. Начала задыхаться. Хотела крикнуть подросткам, чтоб подошли, помогли, но не стала звать. Последняя фраза «Испорченный громкоговоритель» не дала ей и рта раскрыть. Через минут пятнадцать, покачиваясь, вышла она из ельника… белее снега.
Две недели была на больничном. После болезни она долго не могла войти в класс, за дверями которого слышался смех Дениса. Несколько раз прошлась по коридору, прежде чем войти. Объясняя урок, она больше не смотрела на Дениса. Даже, слушая его ответы у доски, смотрела в окно. И фраза «весёлый урок» навсегда ушла из её лексикона.
Зато рассмотрела много других вещей: лучистые, тёмно- голубые, как сапфир, глаза рыжей Вали, обаяние и доброту здоровяка Алёши, жемчужную улыбку Ланы, богатое воображение Глаши, чудесную дикцию Наташи, серебряный смех Гульнары, любовь к её предмету Николая... И всё же ... всё же мир потерял свои самые яркие краски, и в классе Дениса она больше никогда не ощущала присутствия второго солнца. Больше ей не было так тепло, светло и по-детски весело и радостно на душе.
Что-то безвозвратно ушло. И осталась в сердце какая- то точка, которая всякий раз начинала болеть, стоило только вспомнить об ученике с глазами цвета переспелой вишни. * * * * * * * Прошли два года. Два интересных, наполненных разными событиями года. Она сдала аттестацию, ей присвоили более высокую категорию. Съездили со своим классом в турпоездку по «Золотому кольцу», трижды ходили в походы с ночёвкой. Муж получил повышение, его значили начальником цеха. Купили новую мебель. Вернулась с Кавказа подруга детства с семьёй. В садоогороде зацвели молодые яблоньки.
Но даже в самое прекрасное мгновенье жизни, вдруг ни с того ни с чего приходит воспоминание о том ельнике, о жёстких и практичных мыслях Дениса, и чистое небо в её душе начинает затягиваться тучками, уже не черными, но ещё серыми...
- Ну, что тебе надо? - мысленно кричит себе.- Учитель и нужен для того, чтоб помогать ученику, учить и ставить оценки за усвоенные знания. Ничего плохого не сказал Денис. Он выразил то, что есть на самом деле. Сказал правду. Что нужно ученику от учителя? Знания, «пятёрки» и больше ничего... А что ты хотела? Он использовал тебя в своих целях? Глупость! Цели у вас идентичны - поступление в вуз.
Ах, да! Больно, что заметил, как выделяла его среди других? Ну и чёрт с ним! Сотни учителей имеют любимчиков. Никуда от этого не деться! Тебя обидели грязные намёки Денискиного друга? Глупость! Это сказал и Денис. А главное, ты сама себя знаешь. Даже намёка на что-то из низкого или пошлого не было в отношении к этому ученику. И быть не могло! И Петров не завёл бы разговор, если бы не показывали по телевидению грязных фильмов, которые марают звание учителя, наставника, тренера... Когда только перестанут в стране растлевать детские души?
Обидели слова о твоем голосе? Ты же знаешь, он у тебя высок по тону, а от нагрузки и частых заболеваний горла то сипит, то хрипит… Профессиональное… Всё, что сказал Денис- правда…
Но почему-то эта правда оставила в душе молодой учительницы такую горечь, что вот уже два года живёт она с ней и не может избавиться. Вот такая простая и по-своему трагичная история.
Кто-то видит трагедию в убийстве - это, безусловно. Кто-то видит в нищете и неудачах, а кто-то находит её там, где разбиваются хрустальные замки, любовно сложенные нашим богатым воображением…
Татьяна Сунцова. Примерно 1998 -99 года. Первоначально цикл назывался «Маленькие трагедии школьных коридоров». Некоторые новеллы цикла публиковались в реале в регионе автора под псевдонимом Татьяна Василенко.
Сообщение отредактировал Tavvolga - Пятница, 05.08.2011, 12:22
Tavvolga, красная строка часто на сайтах технически заменяется пусто строчкой между абзацами.
Рассказ прочла. Это скорее очерк. Мне показалось, что его не мешало бы "почистить"на предмет штампов, часто специфически-профессиональных. Уж очень от него школярской назидательностью веет. Вроде о живом, а вот не живёт рассказ, не дышит - душит. Но, скорее всего это мой личный недодавленный таракан. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
Так замечательно получать конструктивные отзывы. Я непременно поработаю. Тут на острове подсказывают от души, от сердца, а не от "пантов", (мы де умнее вас), и хочется совершенствоваться. Очерков за годы много писала, поэтому и сбилась на этот стиль.Но расказы у авторов разные ( от себя пишу, не залезая в терминологию, вы меня поймёте,) "описательные", похожие на очерки, зарисовки, есть диалогические, с резкой сменой событий, похожие на драматургию, как мой " Машкин дневник". Но то, что в рассказе мало живого дыхания, я перечитала и согласна. Он написан , опираясь на реальность, но, сейчас вижу, что так "оброс" объяснениями, описаниями, "педагогическими отступлениями", словно эту реальность ( взгляд со стороны) автор хочет затушевать. Как рану в сердце зарастить, чтоб не болела. ( а может так и есть?) Я вникла и поняла вас. Спасибо.
"оброс" объяснениями, описаниями, "педагогическими отступлениями", словно эту реальность ( взгляд со стороны) автор хочет затушевать.
Дело даже не в желании затушевать. Просто обывателю, то есть обычному читателю, далёкому от специфики педагогических будней, интересней следить за развитием действия, наблюдать разрешение конфликта. А вместо этого - подробный "распорядок рабочего дня". Походы с классом, аттестация, квалификационная категория, учебная нагрузка... Словно анализ работы за год, а не художественное повествование. Думаю, что без производственных подробностей было бы динамичнее. Проблема-то поднята общечеловеческая, это где угодно может быть, а не только в "школьных коридорах". Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
Сообщение отредактировал Влюблённая_в_лето - Пятница, 05.08.2011, 00:44