Растительный мир Кубы очень интересен и разнообразен. Пальмы - главная достопримечательность острова. Их здесь насчитывается около 80 видов. Самая красивая - королевская пальма. Её изящный силуэт украшает национальный герб республики. Афрокубинцы сложили о ней легенды и предания, наделив её магической силой. Королевской она называется потому, что на ней живет король королей - очень почитаемое на острове божество Шанго. Другие божества, близкие к Шанго, также живут на пальмах и творят там свои божественные дела. Интересна веерная пальма. Ветви её расположены на одной вертикальной плоскости, веером, словно перья распустившего хвост павлина. Есть пальмы, ствол которых похож на перевернутую бутылку. А в парках, цветниках или у входа в дом кубинцы любят сажать пальму с коротким и толстым цилиндрическим стволом и длинными легкими ветвями-перьями. Есть и такие пальмы, у которых короткие ветви растут так, что в совокупности образуют круглый лохматый шар. По дороге к морю мы проезжали через савану, на которой то тут, то там на тонких высоких стволах темнели зеленые шары-макушки. Ветвями этой пальмы сельские жители покрывают свои жилища. Толстая крыша из сухих туго сплетенных ветвей не пропускает воду, а в жару создает приятную прохладу в доме. А вот финиковые пальмы на Кубе не растут. Почему? Не знаю. Зато здесь полно кокосовых пальм - кокотерос. Что интересно: местные жители пальмой называют только царицу пальм - королевскую. Если же вы назовете пальмой кокосовое дерево, то камагуэйяно немедленно вас поправит: - Это не пальма. Это кокотеро.
БАНАН-ТРАВА
В детстве я думал, что бананы и ананасы, также как и кокосы, растут на пальмах. И, видимо, заблуждался не я один. Как-то я смотрел старый советский мультфильм, в котором чернокожие мальчишки взбирались на высокие пальмы за бананами. А на самом деле бананы относятся к семейству трав. И ананасы растут у самой земли, а не на высоких пальмах. Однажды я побывал на банановых плантациях. Там уж я хорошенько рассмотрел эту диковинную траву. И там я узнал настоящий вкус бананов. Спелые и только что сорванные, как говорится, прямо с грядки, они не только очень вкусны, но и необычайно душисты. А самый вкусный сорт бананов – «дамские пальчики». Это маленькие и кругленькие сладкие бананчики. Листья бананов широкие и жесткие, действительно напоминают ветви пальмы. Но это на первый взгляд. Кто хоть раз видел настоящие банановые растения, он ни за что не перепутает их листья с пальмовыми ветками. На плантациях банановые растения выращивают рядами, как кукурузу. Когда стебли достигают двух или трехметровой высоты, они начинают плодоносить. Сначала появляется крупный, как яблоко, лиловый бутон. За ним венчиком распускаются мелкие желтенькие цветочки, из которых вскоре вырастают крохотные бананчики. За ними во втором ряду опять венчиком распускаются новые цветочки. И так несколько ступеней, пока не вырастет многоступенчатая банановая гроздь. А лиловый бутон остается нераспустившимся и ко времени созревания всей грозди отмирает. Все любят душистые мучнисто-сладкие бананы. Но не все знают, что такое чичерита. Это не танец и не кубинская национальная игра. Это блюдо, которое готовят из бананов. Для этого берут не эти сладкие бананы, которые мы любим, а овощные. Они значительно крупнее и их легко отличить от сладких по четкой, рельефной окантовке. Поэтому мой совет – не спешите покупать самые крупные бананы. Вам могут продать овощные, которые сырыми и спелыми есть нельзя. Любые бананы в магазинах и на базарах Кубы продаются только зелеными. Овощные бананы для кубинца то же, что картошка для белоруса. Их едят и вареными, и жареными. Из них готовят много различных блюд. Так вот самое вкусное - чичерита. Её готовить просто: зеленый очищенный банан нарезают тонкими поперечными дольками и жарят в масле на медленном огне. Сухие хрустящие подсоленные кружочки очень вкусны и напоминают жаренную картошку.
ФРУТАБОМБА
Каких только экзотических овощей и фруктов мне удалось попробовать на Кубе? Всех и не припомню. Многие из них уже продаются у нас в Минске. Но вот фрутабомбу в Минске не купишь. Это фрукт величиной с дыню по форме действительно похож на грушевидную бомбу. У нас известна как папайя или дынное дерево. Едят эту бому-фрукт так же, как и дыню, хотя по вкусу они нисколько не похожи. Различаются они и по цвету. Мякоть фрутабомбы бывает или белая, или розовая, а вместо семечек - пестрые круглые зернышки. И растет она не так, как дыня. На стройном, высотой до двух метров стебле созревает до десятка больших грушевидных плодов. В начале моей работы в камагуэйском институте ко мне в кабинет каждый день приходил молодой преподаватель пообщаться с иностранцем. Мы около двух часов беседовали о чем угодно. При этом он с трудом понимал русский язык, а я испанский. Уходя, он спрашивал: - А вы фрутабомбу ели? - Нет, - отвечал я. – Даже не знаю, как она выглядит. - Завтра узнаете. Я вам завтра её принесу. На следующий день он приходил опять. Опять два часа терзал меня различными вопросами. А уходя, спрашивал: - Так вы уже ели фрутабомбу? - Нет, еще не ел. - Так в чем же дело! Завтра я вам её принесу. Так продолжалось всю неделю. Фрутабомбы он не приносил. Но опять, уходя, задавал все тот же вопрос. Впоследствии я узнал, что характерная черта не только кубинцев, но и всех латиноамериканцев – обещать, но не спешить выполнять свое обещание. Где-то на седьмой день, на вопрос: «так вы фрутабомбу уже ели?», я соврал: - Да, ел. Она очень вкусная. Ну, думаю, теперь-то он перестанет спрашивать о фрутабомбе. Кубинец помолчал, подумал и задал такой вопрос: - А черемойю тоже ели? Я устало опустился в кресло. На меня первые дни от кубинских коллег сыпалось множество обещаний, которых никто не собирался выполнять. Я об этом расспросил переводчика Хуана. Тот объяснил: - Европейцы, как вы не понимаете. Когда вам кто-то что-то пообещал – вам от этого приятно, или наоборот? - Конечно, приятно, - ответил я. - Ну, вот и всё. У вас уже вызвали приятные чувства. А дальше обещание уже можно не выполнять. А черемойя также очень вкусная - похожа на зеленую клубнику величиной с яблоко и растет на дереве. Пробовал я и коктейль из мякоти стручков, которые растут на деревьях, похожих на акацию. Только стручки эти большие и длинные, заполненные несъедобными семенами и вкусной мякотью. Растут здесь и акации, у которых стручки достигают метровой длины. Когда эти гигантские стручки созревают, то чернеют и висят на дереве, словно копченые колбасы. Семена их также не съедобны. Из-за коричневой окраски и поперечной белой полоски их называют «бычьими глазами». Индейцы-аборигены делали из них красивые украшения. Не съедобна и гуира. Её плоды бывают маленькими и большими, идеально круглыми и продолговатыми, словно мяч для игры в регби. Созревая, они становятся легкими, а скорлупа их - твердой и звонкой. Из них и сейчас делают музыкальные инструменты.
САМЫЙ ВКУСНЫЙ ФРУКТ
Однажды я спросил переводчика Хуана, какой фрукт кубинцы считают самым вкусным. Он, не задумываясь, ответил: - Мансана. Нет ничего вкуснее мансаны. Однако этот фрукт на Кубе не растет. Я попросил Хуана показать мне хоть на рисунке, как выглядит самый вкусный фрукт. Им оказалось - чтобы вы думали - самое обыкновенное яблоко. В тропиках этот фрукт не растет, потому что ему не хватает светового дня. На Кубе, как и везде вблизи экватора, день и ночь по продолжительности почти равны. А для роста и созревания яблок нужен световой день значительно длиннее, чем в тропиках. Такой как у нас в Беларуси, который в летнее время длится около 18 часов. А самым вкусным фруктом тропических садов является манго. Это поистине король фруктов. Деревья манго высокие, раскидистые с густой темно-зеленой листвой. Цветут они как раз под Новый год. Желтые соцветия столбиками тянутся вверх, совсем как «свечи» наших каштанов. Плоды растут, тяжелеют и на тонких хвостиках свисают вниз, словно шарики на новогодней ёлке. В Индии, где выращивается более 700 сортов манго, проводятся фестивали «короля фруктов». Древние легенды рассказывают о том, что великий завоеватель Александр Македонский, отведав плоды манго, заявил примерно так: - Только ради этого фрукта, услаждающего глаз и язык, стоило завоевывать полмира. А мне, когда я рассказываю про манго, вспоминается то чувство, с которым я покидал свою камагуэйскую квартиру, где прожил целых два года. Кубинские друзья, провожая меня, на прощанье пожимали руку, желали счастливого пути. Я прощался с ними, но мне почему-то нисколько не было грустно. Я радовался, что скоро буду в Минске. Ведь как ни хорошо было здесь, я постоянно тосковал по дому. Вещи были уже в машине. Уходя, с порога я в последний раз оглянулся вглубь комнаты. Мой взгляд задержался на столе. Там на широкой тарелке возвышалась оранжевая горка кусочками нарезанного манго. Сочные, душистые ломтики как бы светились теплым морковным светом. И мне вдруг сразу стало грустно. А в памяти, как на слайдовом снимке, запечатлелись темно-коричневый стол у бледно-голубой стены, белая тарелка и высокая горька кусочков манго, излучающих мягкий оранжевый свет.
ШКОЛЫ В ПОЛЕ
На Кубе много апельсинов. Они сочные, сладкие, но чистить их нелегко - тонкая и жесткая корка снимается с трудом. Поэтому апельсины и грейпфруты кубинцы не чистят. Они разрезают их поперек на две части и едят содержимое при помощи чайной ложечки. Цитрусовые на Кубе, в основном, выращивают школьники. В республике много сельских школ-интернатов, так называемых «школ в поле». В них живут, учатся и работают не только сельские дети, но и городские. К родителям они приезжают только в выходные и праздничные дни. Учащиеся школ в поле, а обычно это ученики 7-9 классов, до обеда сидят за партами в классах, а после обеда три часа работают в саду. Они выращивают бананы, апельсины, лимоны, мандарины, гуайяву и грейпфруты. Я часто бывал в цитрусовом районе провинции Камагуэй, где на тысячи гектаров раскинулись фруктовые плантации. Мы проезжали по ним десятки километров и не видели никаких других построек, кроме зданий школ-интернатов. Поистине школьный край. Многоэтажные здания учебных корпусов утопают в зелени садов. Как-то я посетил одну такую школу. Учителя с гордостью показывали мне достоинства нового учебного корпуса, самое современное оборудование, которое приобрели на заработанные школьниками деньги. Я смотрел, слушал и не переставал удивляться тому, какой изумительно приятный аромат стоял в каждом уголке этой школы. Он неуловимо напоминал мне запах каких-то дорогих духов. Я не удержался и спросил: - Откуда в вашей школе такой приятный аромат? Все заулыбались, а директор объяснил: - У нас всегда так, когда в округе цветут цитрусовые.
САФРА И ГУАРАПО
Куба славится не только цитрусовыми. Главная сельскохозяйственная культура республики - сахарный тростник. Его на Острове свободы выращивают повсеместно. Сафра - это работа по уборке сахарного тростника. Она очень трудоемка. Сегодня она выполняется в основном при помощи машин. А раньше - только вручную. Стебли тростника растут густо, плотной высокой стеной. Чтобы их срубить - нужны сильные руки. Орудие рубки - длинный и тяжелый нож мачете. Из сахарной тресты производят сахар и поставляют его во многие страны мира. Сами кубинцы сахара в пищу употребляют очень много. Даже яичницу посыпают сахаром. Они шутят: - Когда кубинец пьет кофе, сок или молоко, то готов положить в чашку «полсафры». А еще из сахарного тростника делают очень вкусный сок - гуарапо. Мне сразу полюбился этот сладкий-сладкий с ароматом свежескошенной травы напиток. Его продают в киосках и лотках. Заплати 20 сентаво и прямо у тебя на глазах продавец специальной соковыжималкой выдавит из только что срубленной палки-тресты стакан мутновато-зеленого сока. Бросит туда кусочек льда, дольку лимона и все - напиток готов. Он хорошо утоляет жажду, богат свежими витаминами и придает силы уставшему организму.
ВО ЧТО ИГРАЮТ МАЛЬЧИШКИ
Нашим мальчишкам жить, наверно, веселее. Весной они самозабвенно гоняют футбольный мяч, а зимой играют в хоккей, катаются на санках, лыжах и коньках. Кубинская же детвора видела все эти зимние увеселения только в кино и по телевидению. Круглый год они играют в бейсбол. Его на Кубе любят все, взрослые и дети. По телевидению часами и неделями передают соревнования по бейсболу. А еще на Кубе любят бокс. У наших мальчишек весенние каникулы можно назвать праздником футбола. Все и всюду часами гоняют мяч. А у кубинских мальчишек каникулы - это дни бейсбола. И даже если во двор вышли только двое или трое, все равно они будут играть в эту игру. Они могут часами перебрасываться бейсбольным мячом, стараясь послать его друг другу как можно сильнее. А еще когда наступает сухой сезон и сильны восходящие потоки воздуха, на острове начинаются дни воздушного змея. Все дети мастерят их и носятся с ними всюду и везде. А после на проводах и деревьях еще долго болтаются лоскуты бумажных воздушных игрушек, оповещая о наступлении очередного сухого сезона. Играют кубинские мальчишки и в такие игры, которые известны, пожалуй, всем детям мира: в партизан, в индейцев и ковбоев. О ковбоях они знают не из книг и кино, а из реальной жизни. Только местных ковбоев зовут «вакерос». А одеваются они ну прямо как в кино. На голове - соломенная шляпа с широкими полями. На ногах - сапоги со шпорами. Обычные, выгоревшие на солнце рубашки-ковбойки. Поверх штанов, спереди от пояса до щиколоток - потертые кожаные латы. В руках - длинный кнут. И все это не маскарад. Это необходимость, потому что весь день вакеро находится в седле. Поля шляпы спасают от горячих солнечных лучей, а сапоги со шпорами нужны для управления лошадью. Раньше скотоводы проводили бои быков - корриду. Этот древний обычай привезли на остров из далекой Испании. И не одно столетие велся такой спор: а что такое коррида? По утверждению одних - это праздник-зрелище, праздник-спорт. По мнению других – это недостойное развлечение: «шумные игры с несущимися взбешенными быками, стремящимися посадить свою жертву на рога». Спор этот, в конце концов, разрешился тем, что в прошлом веке бои быков навсегда исчезли с территории Кубы.