Как часто попадая в тупики. и руки опустив, и выхода не зная, мы на огонь летим, как мотыльки, бездумно так летим - судьбу свою ломая.
Так, в юности своей - порхал, как мотылёк и с риском для себя легко летать стремился и пусть огонь погас, летел на уголёк постигнув неудачу, я лишь сильнее злился.
О, как бурлила кровь, адреналин кипел хотелось испытать характер свой и силу, хоть слаб был мотылёк и опыт не имел - когда нибудь найти мечтал - со златом жилу.
Обжёгся и не раз, но всё же не сгорел, характер закалил и опыта набрался, но так же мотыльком всё на огонь летел поскольку молодым, я сам себе казался.
И только вот теперь, когда всей жизни срок подходит к своему извечному финалу, вдруг с грустью осознал, что пропустил звонок, когда то прозвеневший пугающим сигналом.
Ведь глупым мотыльком стать в жизни каждый может, коль сам летишь туда - комфортно, где светло, сам лёгкий выбрал путь, где жизнь не потревожит, где нет нужды бороться и каждый день тепло.
А, если ты не ждёшь от жизни всяких благ и нежным мотыльком летать ты не желаешь и, несмотря на трудности и всяких передряг пройдёшь - пусть даже если и что то потеряешь. ванчестер
tbhnosfs, здравствуйте, Иван! Могу поделиться опытом. Когда-то я тоже писала стихи, но последнее мое стихотворение было первым, которое я вырезала. Стихи начинаются с сильной эмоции, которую хочется выплеснуть. Ещё бы мало-мальски приличный слух. Ваше задание выглядит так. Посадили вас, дали ручку и сказали: - Пиши! Вы спросили, поглядывая на телевизор: - Как? - В столбик. Вы: -О чем?- пиная мячик под столом. Она: - Про мотылек, - мня из себя Музу. Улыбнитесь, если вам смешно.
А давайте, проверим ваш слух?
Цитата (tbhnosfs)
И только вот теперь, когда всей жизни срок подходит к своему извечному финалу, вдруг с грустью осознал, что пропустил звонок, когда то прозвеневший пугающим сигналом.
В выделенном слове на каком слоге хочется сделать ударение? Мне на ПУ. И соответственно я прочитала так:
Цитата (tbhnosfs)
когда то прозвеневший пугающим сигналом. когда-то прозвеневший пУ.....щим .....
улыбнитесь, если вам смешно. Учиться обязательно.
Сообщение отредактировал Одина1301 - Понедельник, 26.08.2013, 06:39
А мне нет... мне в этом варианте всё нормально. Вот только пожелания вступающему на остров: не рассыпать философию для других, а жить по ней. Сам по своей!!! Учись делать всё сам: никто за тебя не умрёт. Светлана Сурганова - Игра в классики.
Сообщение отредактировал furygide - Воскресенье, 25.08.2013, 23:56
И только вот теперь, когда всей жизни срок подходит к своему извечному финалу, вдруг с грустью осознал, что пропустил звонок, когда то прозвеневший пугающим сигналом.
Метр катрена выдержан верно: в каждой строке шестистопный ямб.
Ритм же четвёртой строки сбивается потому, что её левое полустишие нарощено на один слог (по сравнению с левыми полустишиями первой, второй и третьей строки катрена). А это сдвигает ЦЕЗУРУ (паузу) между полустишиями строки и приводит к сбою ритма.
Что значит "левое" и "правое" полустишие строки. А то, что строка шестистопного ямба, как правило, делится на два полустишия ( по смыслу, интонации). И производит это деление пауза, которая называется цезурой.
В шестистопном ямбе цезура должна стоять после 6-го слога.
Вот так, как в первой, второй и третьей строке катрена: И- толь-ко- вот те-перь 6 слогов, и после 6-го слога - пауза(цезура) когда всей жизни срок Под-хо-дит к сво-е-му 6 слогов, и после 6-го слога - пауза(цезура) извечному финалу, вдруг -с гру-стью- о-соз-нал 6 слогов, и после 6-го слога - пауза(цезура) что пропустил звонок
А в четвёртой строке: ...когда то прозвеневший пугающим сигналом.... до цезуры (паузы) получается 7 слогов: ко-гда- то- про-зве - нев-ший. Отсюда и сбой ритма.
Далее. В обоих полустишиях строки просчитывается трёхстопный ямб. Левое полустишие: ког-ДА - первая стопа. Стопное ударение на втором слоге, следовательно, это ЯМБ. то-ПРО - вторая стопа. Стопное ударение на втором слоге, и это тоже ЯМБ. зве-НЕВ - третья стопа. Стопное ударение на втором слоге, и это ЯМБ. ший - усечённая стопа ямба. (Она же является тем слогом, на который нарощено данное полустишие).
Усечённая стопа ямба, как видно, содержит только её первый, безударныйслог (ший). Второй, ударный слог в ней отсутствует.
Обратите внимание. Этот безударный слог (ший) завершает левое полустишие, и его миссия на этом заканчивается! Он не может формировать ямбическую стопу со словом "пугающим", с которого начинается правое полустишие. А следовательно, не может менять в этом слове орфоэпическое ударение!!!
После цезуры, в правом полустишии, мы начинаем отсчитывать стопы заново - с первого слова полустишия. И в этом случае, все ударения - и орфоэпические, и стопные - оказываются на месте. Вот так: пу-ГА ](именно "пуГАющим", но никак не "ПУгающим"). ю-ЩИМ сиг-НА лом... - усечённая стопа ямба. nvassiljeva
Сообщение отредактировал SAMOLIAN - Понедельник, 26.08.2013, 01:19
SAMOLIAN, отпишусь и попытаюсь изучить ваши слова. furygide, на самом деле, я постаралась пощадить новичка. Не зная всех хитростей с паузой, прочитала так:
Цитата (tbhnosfs)
вдруг с грустью осознал, что пропустил звонок, когда то прозвеневший пУ(г~к)ающим (сиг~лишний слог ликвидировался) (н~к)алом.
Даже если возможен по правилам другой вариант ритмического рисунка, вряд ли автору понравится смешная ассоциация.
SAMOLIAN, спасибо! Сделаю выводы и задам вопросы. 1. в шестистопном ямбе может быть усеченная безударная стопа (УБС). 2. Строка делится паузой на два полустишия. 3. УБС в конце строки- обычное явление. Называется женским окончанием. Вопросы: 1.Усеченная стопа всегда безударная? 2.УБС может быть и в других ритмах? З. Правильно ли я поняла, что в момент паузы делается вдох, и второе полустишие всегда с начала стопы? 4.У Ивана грамотное стихотворение и замечаний нет? Спасибо всем за беседу.
Сообщение отредактировал Одина1301 - Понедельник, 26.08.2013, 08:52
Есть. В первую очередь по пунктуации. Далее по логике (или правильно расставить знаки препинания):
Цитата (tbhnosfs)
огонь погас, летел на уголёк постигнув неудачу, я лишь сильнее злился.
Мне непривычно такое :"опыт не имел". Я спокойно читаю в этом случае: "опыта не имел". Я могу согласиться с возможностью построения подобных словосочетаний, когда они оправданны какими-то внутренними особенностями передачи смысла, но не в этом случае. (Были у нас подобные диалоги, помните?)
Цитата (tbhnosfs)
когда то прозвеневший пугающим сигналом.
Я соглашусь, что здесь сбой ритма, не очень-то существенный (для меня), хотя эту фразу можно построить и иначе. В эту же тему и другая строка
Цитата (tbhnosfs)
где нет нужды бороться и каждый день тепло.
Следующая строка в эту же тему, плюс грамматика
Цитата (tbhnosfs)
и, несмотря на трудности и всяких передряг пройдёшь
Учись делать всё сам: никто за тебя не умрёт. Светлана Сурганова - Игра в классики.
Стопу как единицу, состоящую из нескольких слогов, нельзя назвать УДАРНОЙ или БЕЗУДАРНОЙ.
Речь шла об УСЕЧЁННОЙ стопе. В нашем случае об усечённой стопе ЯМБА.
В ямбической полной стопе два слога. Первый - безударный. Второй - ударный.
Слог "ший" - является первым, БЕЗУДАРНЫМ, слогом ямбической стопы. Второго, УДАРНОГО, слога в данной стопе НЕТ.
А раз второго слога в стопе нет, то стопа является усечённой.
Усечённая стопа встречается в разных МЕТРАХ (РАЗМЕРАХ).
В хорее: Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки - в конце этой строки усечённая стопа хорея, которая начинается с ударного слога "ки".(Первый слог хореической стопы - ударный, второй - безударный). Второй слог, безударный, отсутствует. За гля нуть в тво и зрач КИ
В дактиле: Ныне даю я тебе три завета - усечённая стопа дактиля. В стопе дактиля три слога и ударение падает на первый. ны-не-да ю-я-те бе-три-за ве-та - усечённая стопа: два слога есть, а третьего нет.
В других размерах можете тоже посмотреть.
Цезура - пауза при чтении стиха длинного стихотворного размера. Ну, шестистопный ямб не такой уж и длинный размер, но если захочется и не нарушит смысла строки, то можно сделать вдох.
Цитата (Одина1301)
второе полустишие всегда с начала стопы?
В норме - сбоя не будет, и оба полустишия сами собой пойдут в ритме шестистопного ямба (второе продолжит первое). Но для этого нужно исправить ошибку: убрать из первого полустишия лишний слог (ший).
И получится так: ког-да то- про зве-нев
Цезура
пу-га ю-щим сиг-на лом
Замечания к технике стихотворения есть. Но пока нет времени его разбирать. nvassiljeva
Сообщение отредактировал SAMOLIAN - Понедельник, 26.08.2013, 21:27