Многие пишущие слышат замечание в свой адрес: сбит размер, нарушен ритм. И со вздохом констатируют: «Ну, это моё слабое место. Никогда с этим не справлюсь».
Давайте разберёмся, что же за «зверь» такой этот размер. И как его покорить.
Quote
Ритм – это система чередования сильных и слабых мест стихов (в простейшем варианте – ударных и безударных слогов).
Метр – это 1) название конкретной ритмической системы, обладающей определенной схемой, 2) название отдельной стопы. Например, метры – это хорей, ямб, дактиль, пеон и т.д.
Размер – более узкое понятие по сравнению с метром: оно включает не только вид ритмической схемы (т.е. метр), но и количественную его величину – число стоп. Например, четырехстопный ямб, двухстопный анапест и т.п.
Напомню, что слоги в русском языке считаются по количеству гласных букв. Для стихотворения важно ещё и чередование ударных и безударных слогов в определённой последовательности.
Не буду вдаваться в сложности понятий «ритмический рисунок», «цезура», «внутристрочный ритм». Однако надо помнить, что силлабо-тоническое стихотворение* требует от нас все-таки, во-первых, выдерживать выбранное количество слогов в строке на протяжении всего стихотворения; во-вторых, соблюдать одинаковые интервалы при чередовании ударных и безударных слогов.
Как же определить, удалось ли выдержать размер на протяжении всего стихотворения? Посчитайте слоги в каждой строчке и посмотрите, какой рисунок у вас преобладает. Ориентируясь на него, и делайте правку. Иногда для того, чтобы выровнять ритмический рисунок, приходится жертвовать словом, переписывать строчку, убирать союз или предлог. Например, строки сетевого автора, пишущего под ником iezuit:
(11) Я признаю, что солнце ненавижу (10) Я ненавижу жар его лучей (11) А в ярком свете красоту не вижу (12) Одно люблю - очарование ночей
Легко заметить, что последняя строка строфы имеет два лишних слога. Убрав слово «одно», мы исправляем эту погрешность, причём смысл стихотворения от этого не меняется.
Разумеется, если постоянно думать о том, чтобы не сбиться со счёта, то и о вдохновении можно забыть. А постоянно думать и не нужно. Пишите, как велит вам ваше чувство. Но после того, как стихи окончены, тогда и наступает время шлифовки.
Иногда сбитость размера и ритма бывают нарочитыми. Делается это для стилизации речи персонажа или выражения какой-то эмоции, или вдруг резко ломается размер и ритм посередине стихотворения. Но речь сейчас не идёт об умышленном использовании такого художественного приёма, тем более, что сделать это качественно весьма сложно. И ещё один момент: при том, что тексты стихов и песен, хоть и создаются по одним и тем же силлабо-тоническим принципам, песня всё же обладает большей свободой, так как неточности рифмовки и размера сглаживаются искусственно созданными паузами, аранжировкой, аккомпанементом. __________ *Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Основные ошибки начинающих авторов:
Quote
1. АРИТМИЯ Самый запущенный случай – отсутствие в ритме какой-либо системы вообще. Наблюдается, когда автор пытается писать явно силлабо-тонические вещи, но имеет весьма смутное представление о ритмике и не обладает даже зародышевым чувством ритма (или же просто не заботится о таких мелочах, как счет слогов и соблюдение каких-то там глупых схем)), его единственное стремление – выразить свою мысль в чуть-чуть зарифмованном виде). <...>
2. НАРУШЕНИЯ РАЗМЕРА Заключаются в непроизвольном укорочении или удлинении размера строки по сравнению с остальными строками. <...>
3. НАРУШЕНИЯ МЕТРА (ГИПЕРМЕТРИЯ, ГИПОМЕТРИЯ) Значительно более явные ритмические перебои наблюдаются, когда оказывается лишней или отсутствующей не целая стопа (при этом метр остается неизменным), а часть стопы в 1-2 слога. В таких случаях может возникать совсем иная ритмическая схема, вплоть до внедрения элементов других метров.
Ты моя янтарная лазурь ты, меня, целуешь как, берёзку наше счастье спрячу я от бурь и, не уроню горькую я слёзку. (с) <...>
4. СТРОЧНЫЙ ПЕРЕБРОС <...>
5. ПОГРЕШНОСТИ ЦЕЗУРЫ <...>
5. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ИНВЕРСИЯ (лат. inversio – перестановка, перемещение) <...>
6. РИТМИЧЕСКАЯ ИНВЕРСИЯ (ПЕРЕАКЦЕНТУАЦИЯ) <...>
8. ДВУЛИКАЯ СТРОКА (БИМЕТРИЯ) Так называются строки, которые могут соответствовать более чем одной метрической схеме. Например:
Всё ясно. Я вам безразлична, И вы мне совсем не нужны. Я замужем, вы, как обычно, Под гнётом любимой жены. (с)
Как читать первую строку? «Всё Ясно. Я вам б(Е)зразлИчна» – отчетливое ямбическое начало. Четырехстопный ямб – один из самых привычных для русского слуха размеров. И только по остальным строкам можно потом понять, что автор писал все-таки амфибрахием, и схемное ударение должно приходиться не на «Я», а на «вАм».
Категорически не рекомендуется начинать стихотворение двуликой строкой – начало может быть полностью скомкано.
9. ВТЫЧКА Это вставка краткого (как правило, односложного), семантически избыточного слова, используемая на правах поэтической вольности, чтобы сохранить ритм стиха (с). <...>
1. Обратившись к анализу своего творчества, выберите одно из стихотворений с непроизвольно нарушенным ритмом, метром или размером и произведите правку написанного. Результаты опубликуйте в теме.
2. Положив в основу идею одного или нескольких предложенных афоризмов, создайте два небольших стихотворения (от 4 строк), написанных с использованием разных ритмических схем.
- Счастье не врывается в дом, как горе, – оно входит бесшумно, и его часто не замечают. - На ощущение счастья влияют признанные в обществе составляющие счастья и несчастья. - Вкус счастья может почувствовать лишь тот, кто ощутил горе. - Люди знают, когда они несчастны, но не все догадываются , что счастливы. - В будущем – счастливы все. - Чтобы ощущать себя счастливым, порой достаточно лишь не думать о плохом.
1. Когда выбирала стихотворения для чистовика, это не стала публиковать, хотя именно оно и дало название циклу.
Мир на вкус
(07) Я пробую мир на вкус... (08) У сплетен ванильный запах. (07) Пряный оттенок у чувств: (09) У ревности - горький и затхлый, (08) Ментолом любовь отдаёт, (08) А безрассудство - корицей. (06) Месть - для коктейлей лёд. (08) Тревога - со вкусом пиццы. (07) Ненависть - терпкий миндаль. (08) Привкус полыни у грусти. (07) Надежда - китайский чай... (08) И лишь пустота - безвкусна.
Результат правки:
Мир на вкус
(07) Я пробую мир на вкус... (08) У сплетен ванильный запах. (07) Пряный оттенок у чувств: (08) У ревности - горький, затхлый, (07) Мятой любовь отдаёт, (08) А безрассудство - корицей. (07) Месть - обжигающий лёд. (08) Тревога - со вкусом пиццы. (07) Ненависть - терпкий миндаль. (08) Привкус полыни у грусти. (07) Надежда - китайский чай... (08) И лишь пустота - безвкусна.
Цветом для наглядности выделила то, что изменила.
2. Без претензий на глубокую мысль или образность. Цель - использовать разные ритмические схемы.
Жизнь только то, что думаем о ней. Не стоит мерить счастье общей меркой. Ромашки радуют и в бутоньерке, Но живописней на холстах полей.
Так и людские радость иль беда: Казалось бы, что чувства все едины, Но если град в твою колотит спину, Быстрей поймёшь, откуда льёт вода.
Учитывая то, что класс всю неделю пустовал, занятие продлевается ещё на неделю. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
Если ритм расчленяет стихотворные единицы, то рифма прибавляет к этому ещё созвучие. В нормирующем характере рифмы и лежит источник её художественного действия.
Ошибки ритма, метра и размера Задание: 1. Обратившись к анализу своего творчества, выберите одно из стихотворений с непроизвольно нарушенным ритмом, метром или размером и произведите правку написанного. Результаты опубликуйте в теме.
Было так:
Ренессансом на могучих крыльях
Попса и поэзия в схватке неравной сошлись на распутье пыльных дорог, нескладные тексты волной популярной поэзию сбили с ослабленных ног.
Под залпы оваций в наполненном зале попсу возвели на пьедестал, антикультуру в хмельном карнавале осыпали фальшью лестных похвал.
Свечением звезд, бриллиантовым блеском, прессом тугим зеленых купюр с экранов иллюзия творчества резко кричит в микрофон в трусах от кутюр.
И правительство спонсором смело поощряет нелепый призыв пробиваться к известности телом, о рамках приличий забыв.
Чему научит шоу-бизнес поколенье, где миром правит золото и фальшь, и от культуры прежней только перья кружат средь популярных в мире стай?
Сбережем культуру оазисом в пустыне среди бесполезных эстрадных голосов! Ренессансом на могучих крыльях возродим добро душевной красотой!
А вот результат шлифовки:
Ренессанса могучие крылья
Попса и поэзия в схватке неравной сошлись на распутии пыльных дорог, нескладные тексты волной популярной поэзию сбили с ослабленных ног.
Под залпы оваций в наполненном зале попсе возводили до звезд пьедестал, и антикультуру в хмельном карнавале осыпали фальшью прелестных похвал.
Свечением звезд, бриллиантовым блеском, и прессом тугим иностранных купюр с экранов иллюзия творчества резко кричит баритоном в трусах от кутюр.
Правительство главным их спонсором смело приветствует всеми любимый призыв – пробиться за славой известности телом, о рамках приличий совсем позабыв.
К чему же попса приведет поколенье, где миром не правит любовь и мораль? Культура оставила в небе лишь перья и облако вдаль улетающих стай.
Культуру оазисом в мире пустынном среди бесполезных глухих голосов спасут ренессанса могучие крылья, несущие людям добро с красотой.
все хочу попробовать написать рубаи... читала у О.Хайяма. очень нравится, но у самой не получается. кто знает секрет? не поделитесь? я знаю, что количество слогов в бейте идеального рубаи - 24. Способ рифмовки ааба или аааа(последнее считается менее слабым). Но ведь там еще должны быть какие-то паузы. И вообще... чтобы писать рубаи, надо иметь особенное мастерство? талант? Или их можно научиться писать? Бойтесь своих желаний, ибо у них есть свойство воплощатся в реальность.
Мои рубаи - не секрет для других. И смысла немного достойного в них. Чернила пролей на пергаменте щедро... Из пятен чернильных творят рубаи! Моя страничка - Анатолий Ландышев Дневник
Я к важным речам от людей не привык. Обычный люблю, не казенный язык. Мне можно на Ты, в этом всех призываю. Не шах и не бай, а в халате мужик! Моя страничка - Анатолий Ландышев Дневник
Я думаю,тут лучше всего может проконсультировать Борис Большов. У него есть опыт создания. да и вообще он мастер в плане стилизации и адаптации на русской почве "разноязыкой" поэзии. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------