О, да. Сделала один небольшой ролик про Перевозное. Но текст ещё не набран и очерк в целом не дописан. Получилось симпатично. Но огорчило, что весит полученный фильм неподъёмно. Поэтому вернулась к мувику обычному. В новой версии тоже неплохо работается. Возможностей для оформления видеоряда меньше, конечно, но и итог весит не десяток гигабайтов. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
По административно-территориальному делению Инкерман является частью Севастополя, но очень часто его называют не районом, а городом.
Может быть, причина в отдаленном обособленном расположении. А может, дело в остатках древнего городища.
С делением Севастополя вообще всё запутано. Словом, это город в городе. Город Инкерман в Балаклавском районе города Севастополя. О как!
Главными достопримечательностями Инкермана являются Свято-Климентовский пещерный монастырь и руины крепости Каламита, возведённой на Монастырской скале для защиты подступов к Херсонесу.
Стоя у стен монастыря, прослушали короткий рассказ, а потом осматривали его самостоятельно.
Территория невелика, обойти можно за несколько минут, тем более что есть уголки, куда доступ открыт только братии. Чтобы увидеть чуть больше, надо брать монастырского экскурсовода, тогда и доступная территория расширится, но и погружение в историю этого места продлится до нескольких часов.
Памятный знак, посвященный крещению Руси, церковная лавка, два действующих храма - Троицкая церковь и церковь целителя Пантелеймона, маленький сквер, монастырская чайная, кладбище – это то, что смогли посмотреть.
Встроенные в скалу старые помещения дополнены более новыми деталями. Обустройство продолжается и сейчас. Например, в оформлении Троицкой церкви появились свежие барельефы, рядом с входом аккуратно сложены материалы для последующих работ.
Вход на территорию через массивные арочные ворота, скорее даже небольшой тоннель. Первое, на чём останавливается взгляд, - каменное панно с мозаичным портретом, выполненным во весь рост, в окружении медальонов с изображениями святых.
Мимо погоста дорожка ведёт дальше, к церквям, стоящим рядом. В сквере памятник павшим в Великой Отечественной войне. Недалеко от него могилы монастырских священников.
Много зелени. Созданные плющом беседки. Казалось бы, умиротворение и покой, но какое-то гнетущее чувство возникло внутри. И не скорбь даже, а просто тяжесть, желание скорее встряхнуться, выйти к свету.
Возможно, дело в низких потолках и серых, являющихся частью скалы стенах.
Особый колорит подчеркивает выполненная по афонским традициям костница: в застекленной каменной нише сложенные пирамидой человеческие черепа. На стекле надпись: «Мы были такими, как вы; вы станете такими, как мы». Философская истина о неизбежности конца почему-то не вызывает желания задуматься о вечном, напротив, заставляет ускорить шаги и избавиться от взгляда пустых глазниц.
От монастыря поднялись к крепостным руинам. Стёртые ступени ведущих вниз каменных лестниц, пара полуразрушенных башен, остатки когда-то высоких стен, - вот и всё, что сохранило время от крепости Каламита.
Сверху интересно посмотреть на город и на карстовое Изумрудное озеро. Да и само место довольно живописное.
К озеру мы потом спустились. И даже с удовольствием в нём купались. Считается, что именно сюда в результате добычи белого камня ушла вода из Святого Климентовского источника. Самые предприимчивые организаторы экскурсий очень быстро включили купание в Изумрудном озере в программу осмотра Инкермана. Всем остальным пришлось сделать то же самое - конкуренция, однако.
Завершающим этапом поездки стало посещение инкерманского завода марочных вин и дегустация.
Прошли на территорию завода, коротко познакомились с основными этапами производства, поглазели на купажоры и огромные дубовые бочки.
На настоящей дегустации я была впервые. Оказалось, что это целый ритуал, включающий в себя рассматривание напитка на свет, оценку запаха, первый глоток и попытку уловить послевкусие.
Нам рассказали, чем отличается молодое вино от сухого и десертного.
Понравившийся сорт можно было приобрести в фирменном магазине при заводе. Некоторые именно с этой целью в Инкерман и приехали.
Еще только собираясь в Крым, скептических замечаний всевозможных доброхотов наслушалась и начиталась немерено. Тем интереснее было увидеть всё своими глазами.
Когда-то давно влюбившись в Севастополь, боялась разочароваться, найти город не таким, каким помнила. Тем более что и страна уже другая. Ни на миг не пожалела, что приехала. Любимый город принял в свои объятия, укачал на морских волнах, одарил солнечным светом.
Справившись с первыми восторженными мгновениями узнавания, вбирала в себя новое и подмечала повседневные детали.
«И всё-таки Крым наш!» - шутили со Светой.
Если не знать, что произошло два года назад, никогда не подумаешь, что здесь бушевали страсти. Севастополь - обычный российский город. Об украинском прошлом напоминают кое-где сохранившиеся стикеры «об’экт пiд охороною», редкие рекламные слоганы на зонтиках в летних кафе или на рабочих фартуках продавцов да обронённое невзначай «будь ласка».
Вывески на магазинах, причалах, автовокзалах на русском. Впрочем, кажется, они не менялись - были на русском и тринадцать лет назад. Уже тогда пляжные торговцы называли гривну рублем.
Вдоль обочин многочисленные баннеры. С них улыбается Путин. Светлая улыбка подкреплена какой-нибудь созидательной цитатой. О Путине говорят очень уважительно, с почтением.
Среди сувениров популярностью пользуются магнитики с изображением президента и фразами, посвященными Крыму. Не удержалась и купила два: «Крым. Россия. Навсегда» и «Крым сдал - Крым принял».
Люди открыты и доброжелательны. Не раз сталкивались с тем, что спросив дорогу или уточнив номер маршрутки, получали не только подробный ответ, но иногда и провожатого, с готовностью рассказывающего о городе.
Наряду с автобусами и троллейбусами по городу ходит очень много маршрутных такси. Нужно быть готовым к тому, что понятие «остановка по требованию» здесь в действии. Рядом с кабиной водителя даже висит объявление с просьбой назвать остановку громко и заранее. Впрочем, если вы в чём-то не уверены, переживать не стоит: можно обратиться за помощью к пассажирам (не откажут) или к самому водителю (остановится и напомнит).
Выбравшись из переполненной маршрутки в заднюю дверь, обойти автобус и передать водителю деньги за проезд через переднюю для севастопольцев обычное дело. Самостоятельно отрывать от общей катушки билет тоже привычная практика.
Севастополь город людей и кошек. Кошек на улице великое множество. Не помню, чтобы где-то еще встречала их в таком количестве. На камне под раскидистым деревом, во дворе, возле парковой скамейки, в гордом одиночестве или дружной стайкой кошки, коты и котята становились органичной частью пейзажа. Иногда они возникали в самых неожиданных местах, например, среди сувениров на торговом прилавке. В Инкермане во время экскурсии я попыталась посчитать количество особей в сопровождавшей нас свите, но сбившись со счёта, остановилась на десяти.
С удивлением для себя не обнаружила некоторых привычных морских маршрутов. Сохранилось сообщение между берегами, остались старые причалы (они даже обозначены на городской карте), но движения со стороны открытого моря больше не осуществляется. Потом узнала, что причина банальна: учкуевский причал, например, просто смыло штормом и его не стали восстанавливать.
Стоящие на рейде корабли вдоль линии горизонта – привычная деталь наблюдаемой с пляжа картины.
Шум вертолетных лопастей также воспринимался как органичная составляющая шумового фона, такая же привычная, как звук прибоя или крик чаек.
Фотографировать прохожих на фоне российского триколора с надписью «Я люблю Севастополь» стало новой фишкой курортного сервиса. Бумажный снимок отдают бесплатно, расплачиваешься только за магнит с фотоизображением, если захочешь его приобрести.
Если вдруг случайно завязывался разговор в маршрутке или на улице (спросить, посоветоваться, узнать), он обязательно заканчивался надеждой на то, что город понравится, мы приедем ещё.
Сопровождающие на экскурсиях говорили спасибо за то, что для отдыха мы выбрали именно Крым, потому что это реальная помощь экономике, живые деньги и ... демонстрация отношения. «Мы понимаем временные трудности, видим, сколько Россия вкладывает в строительство дорог и развитие экономики, в большинстве своём мы не ропщем и благодарны», - примерное резюме того, что приходилось слышать.
До встречи
Уезжая, по традиции бросила в море монетку, чтобы вернуться. И не просто к морю, а именно сюда, в Севастополь. Пусть даже и через несколько лет.
Как много еще хочется посмотреть! За неделю с небольшим я так и не дошла ни до Малахова Кургана, ни до Сапун-горы. Да и знаменитую Панораму хотелось бы увидеть не только снаружи. И походить по залам музея истории Черноморского флота.
Хочется рассмотреть не на бегу памятник Екатерине и дойти, наконец, до мыса Хрустальный, который всегда был рядом, но оставался в стороне, удостоенный внимания лишь издали.
Мыс Фиолент, Балаклава, 35-я оборонительная батарея, Братское кладбище – эти севастопольские страницы тоже остались непрочитанными. Да много чего еще!
Когда-нибудь я вернусь, а пока Севастополь, как прежде, будет жить в моем сердце.