Сарапул, Воткинск, мой любимый Глазов... Эти места интересны, а добраться туда весьма просто, потому что находятся они совсем рядом. По крайней мере, относительно. Поэтому и появилась мысль создать маленький цикл о путешествиях по периметру.
Это первая проба.
Обзорный очерк и видеоролик.
Ролик получился не коротеньким - 16 с половиной минут, но он вобрал в себя весь воткинский день. Если хотите пройтись вместе с нами по маленькому удмуртскому городу, не пожалейте этих минут. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
«Путешествуй! Не можешь далеко – двигайся по периметру», - говорит моя подруга Валентина Яшина.
Даже короткие недальние поездки расширяют границы нашего повседневного мира. «Удивительное рядом», - в этой фразе, давно ставшей клише, заложен смысл простой и понятный: не надо мчаться за тысячи вёрст, чтобы встретить что-то необычное, красивое, интересное, подчас всё это в нескольких шагах от тебя. Мы, однако, находимся во власти стойких стереотипов. Нам кажется, что в понятие «путешествовать» обязательно должны входить самолёт или поезд, экзотические страны, какое-то неведомое «очень далеко».
Короткие, но яркие посещения соседних городов, родных окрестностей помогают преодолеть влияние стереотипа и почувствовать себя настоящим путешественником. Если день насыщен впечатлениями, новым знанием, если забыть о том, что на дорогу потрачено чуть больше часа, возникает полная иллюзия дальней поездки.
Воткинск – маленький городок Удмуртии. От Ижевска до него чуть больше пятидесяти километров.
Лена, страстная любительница птичьей фотоохоты, бывала в Воткинске не однажды: очень уж хорош имеющийся там Берёзовский сосновый бор.
На этот раз она позвала и меня, чтобы совместить прогулку по лесу с осмотром местных достопримечательностей.
Сосновый бор уже сам по себе – достопримечательность. Огромная территория вдоль берега водохранилища, занятая вековыми деревьями. Некоторая нелогичность в названии объясняется довольно просто. На самом деле лес и впрямь сосновый, а слово «берёзовский» появилось благодаря расположенной рядом деревне Берёзовке, которая, в свою очередь, обрела имя из-за соседства с большой берёзовой рощей. Сразу у входа небольшая конюшня. Здесь обитают и пони.
Рядом берёт начало лыжня – традиционная трасса для различных соревнований. Наблюдать подготовку к старту довелось и нам. Длинные, приуроченные к празднику выходные способствовали многолюдности и без того оживлённого места, но могучий бор словно поглощал избыточные звуки и краски.
Территория излюбленного места отдыха горожан, между тем, под постоянным присмотром. Об этом свидетельствуют информационные баннеры и многочисленные кормушки. Сделанные из пластиковых бутылок и досочек, они разбросаны по всему лесу. Деревянный навес-домик, заботливо уложенная на обычный пень дощечка, привязанный к веточке кусок сырого сала дадут птицам приют и прокорм.
Единичные кормушки перемежаются с настоящими «пунктами питания».
Рядом с одним из таких мы увидели лавочки для отдыха и стенд, посвящённый птицам Удмуртии.
Прогулка радовала, но Лена в своей вечной погоне за «правильным» солнцем всё ускоряла и ускоряла шаг. В конце концов, я невольно начала обращать внимание на странные цифры-маячки на стволах. Один километр, три, пять.
Сомнений не осталось – именно столько (даже чуть больше) мы отшагали, соблазнившись перспективой выйти на берег залива. Но сделать это стоило! Необыкновенная красота, умиротворение, снующие среди веток, не потревоженные людскими голосами птицы. И белая равнина перед глазами – отдыхающая подо льдом и снегом вода.
Можно было бы ещё бродить среди сосен, бросая взгляды то на пробивающееся сквозь кроны солнце, то на почти неподвижные фигуры редких рыбаков под обрывом, но и об обратных пяти с гаком километрах пешим ходом забывать не стоило.
Аппетит после трёхчасового марш-броска разыгрался не на шутку. Отдыхали в кафе "Island", стилизованном под охотничий домик у воды. Зимой, понятно, вид на водную гладь сменился картиной заснеженной пустоши, но зато взамен мы поучили любопытное зрелище: над Воткинским водохранилищем ловили ветер и укрощали воздушных змеев кайтсерфингисты.
Мы наслаждались отличной кухней, приятным интерьером, разливающимися по телу теплом и негой, и, предвкушая прогулку по городу, вспоминали свои визиты в Йошкар-Олу и Тюмень. По-доброму вспоминали, добавляя в копилку впечатлений теперь и Воткинск.
Именно тогда, за чашечкой глясе и настигло чувство дальнего пути с зовущими вперёд туристическими маршрутами.
Маршрут, к слову, был подготовлен заранее.
Что будем смотреть в первую очередь, мы выбрали, а вот в какой последовательности, предоставили определить таксисту. Наверное, давно у него не было таких странных клиентов, которые не могли сказать, куда конкретно ехать, и каждый раз определяли всё новые и новые точки на карте города.
Впрочем, он очень легко и с пониманием включился в процесс: лишних километров не накручивал и терпеливо ждал, пока мы, находившись и насмотревшись, вернёмся в салон.
Красная больница. Здесь была сделана первая остановка. Памятник архитектуры регионального значения. Интересное здание из красного кирпича, построенное в 1902-1906 годах на деньги купца Созыкина. Проект был поручен известному в Вятской губернии архитектору Чарушину. И он создал здание в модном тогда русском стиле. Говорят, что вдохновением послужили московские торговые палаты. Трёхчастная композиция с четырёхскатной крышей делает строение похожим на высокий терем. Когда-то здесь была богадельня. В 1919 году она была закрыта. В помещении разместилась больница, а в годы отечественной войны располагался эвакогоспиталь. Проведённая экспертиза подтвердила крепость и надёжность стен и кровли – до сих пор здание служит по назначению: это действующая поликлиника.
Увиденные издали купола на холме оказались Церковью Георгия Победоносца. Довольно интересный в архитектурном плане несколько помпезный новодел (1997 – 2000). Неудивительно, что далеко виден – стоит храм на самом высоком месте Воткинска. Построен по просьбе жителей микрорайона «Нефтяник».
«Обратились с предложением построить православный храм к депутату Госсовета УР Валентину Ивановичу Кудинову, который удовлетворил просьбу верующих. Под его председательством был создан попечительский совет, составлен договор с фирмой Жернакова «Лето», которая занималась непосредственно строительством храма», - рассказывается на сайте прихода. Здесь же, на сайте, узнала, что за основу проекта архитектора Фомина взят уменьшенный храм Христа Спасителя.
Видимо, сильно уменьшенный. Мало чем напоминает. Торжественно. Монументально, в какой-то мере, пожалуй, даже красиво, но вот не греют меня почему-то такие храмы, не отзываются в душе.
На воротах висел замок. Даже если б и не висел, пройти за ограду желания не возникло.
Совсем другим было чувство рядом с Пантелеимоновским храмом.
Свет и простор, чувство свободы и тонкое звучание задетой где-то внутри струны - именно это обнимало, обволакивало, звало.
Мы прошли за ворота, обошли церковь вокруг, постояли под сводчатыми окнами, остановились у крыльца. Покидая святое место, не стала подавлять возникшее желание и с поклоном троекратно перекрестилась. И только потом, уже дома, узнала, что церковь, за которой так любовно ухаживают, принадлежит единоверческой общине. Она старообрядческая. И креститься-то тремя перстами на её купола, выходит, не следовало. Построенная в 1887 - 1895 годах в русско-византийском стиле, церковь не избежала печальной участи. В учётной карточке портала «Храмы России» значится:« Закрыта в 1929, венчания сломаны, использовалась под завод мягкой кровли. Открыта в 1991, отреставрирована». Храм, каким увидели сегодня, пленит своей красотой. И душу всколыхнул.
Тронутая Божественным светом душа, сжималась и плакала при виде того, во что постепенно превращается построенный в начале века терем лесничего Овчинникова. «У хозяина было две дочери, в знак любви к которым он построил два флигелька», - гласит местная легенда. Полюбоваться остатками резных башенок мы ещё успели.
Памятник регионального значения. Красная табличка с золотыми буквами, предупреждающая об ответственности за вандализм, имеется, а вот каких-то действий, способствующих остановке разрушения, что-то не заметили.
Едва заметная тропинка вела во внутренний двор. Лена попыталась было пробраться по ненадёжной тропке поближе к зданию, но я её остановила: «Думаешь, сзади охраняется государством лучше, чем с фасада?» Зря, наверное, остановила. Как знать, может, через пару лет этих стен уже не увидим. Тем более что продано народное достояние с аукциона. И что-то не спешит новый владелец осуществлять сохранные мероприятия.
Другому историческому объекту повезло гораздо больше. Но это и понятно. Не сохранить родовую усадьбу великого композитора было бы просто преступлением.
Если слово «Воткинск» на слуху не у каждого, то уж имя рождённого здесь Петра Ильича Чайковского известно во всём мире.
Возле усадьбы, а ныне государственного мемориально-архитектурного комплекса «Музей-усадьба П.И Чайковского» мы сделали следующую остановку.
В воткинской усадьбе композитора я уже была, но так давно, что словно впервые увидела. И немудрено: комплекс подвергся серьёзной реставрации и оброс тематическими дополнениями. Не обошлось и без коммерческих пристроек. Появилось, например, на территории усадьбы вполне современное кафе. Нашёл здесь приют и какой-то краеведческий клуб или кружок: мы увидели свидетельство его деятельности – выставку самодельных кормушек и сложенные из лозы и веток фигуры.
Гуляли по территории с удовольствием. Разглядывали исторические стены и созданный недавно сквер, любовались беседками и фонарями, бродили по заснеженным тропам. Среди старых деревьев отыскали одно, особенно древнее, памятник живой природы всероссийского значения – мелколиственную липу, которой больше 230 лет.
Отыскалось здесь и совсем молодое дерево – рукотворное: «Дерево Дружбы посажено в 2015 году. Дерево – символ братства народов», - гласит сопроводительная табличка.
Не оставил без улыбки персональный вход для кота. Да не просто лазейка какая-нибудь – настоящее парадное.
С внутренним интерьером усадебных построек и музейной экспозицией не знакомились: не так много времени оставалось до вечера, да и таксист терпеливо дожидался неспокойных своих пассажиров.
В усадьбу Чайковского имеет смысл приехать целенаправленно, провести в ней, быть может, не один час. Она того стоит.
Прямо напротив музейного комплекса расположен памятник Петру Ильичу Чайковскому. Автором является известный скульптор Олег Комов. Композитор изображён сидящим на скамье. Бронзовая фигура поднята на небольшой постамент. Памятник является центром маленького сквера. Отсюда открывается прекрасный вид на водохранилище, разворачивается панорама противоположного берега.
Добравшись до Благовещенского собора, мы попрощались с таксистом и продолжили прогулку уже пешком. К слову, автопутешествие обошлось всего в четыреста рублей на двоих.
Благовещенский собор стал отправной точкой пешеходного маршрута.
Возле собора мы задержались на какое-то время. Уж больно место колоритное!
Достаточно большое открытое пространство на возвышении. Внизу – вода. На заднем плане – городские улицы с их повседневной суетой, бывшие купеческие дома, радующие глаз старой архитектурой, и отделанные лепниной и рустом «сталинки».
В центре окружённого транспортным кольцом островка фигура вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина.
Я не впервые встречаюсь с подобным соседством. И каждый раз не могу не улыбнуться. В Воткинске композиция, образованная объектами исторического, духовного и культурного наследия, оказалась особенно впечатляющей.
Православный храм с фигурой известнейшего атеиста перед крыльцом, сбоку – городская доска почёта, а чуть поодаль, слегка в стороне, автобусная остановка, запечатлевшая в оформлении «наше всё» от музыки.
Мы долго кружили около храма. В первых лучах закатного солнца он был особенно красив.
Потом вышли к Вечному огню.
Двигаясь по улице вдоль берега, любовались витыми балкончиками и придорожным пейзажем.
Постепенно дошагали до дворца культуры, который приметили, стоя на площадке перед усадьбой Чайковского.
ДК «Юбилейный» обязан своему появлению и преображению двум датам: построен и открыт к пятидесятилетию советской власти в 1967 году, реконструирован и заново отделан в 2015 - к 175-летию «великого земляка Чайковского». Красивое здание. Руст, строгие колонны, витражные окна – яркий образец сталинского ампира.
Ветер не на шутку разыгрался. Мы промёрзли и невольно вспомнили Тюмень с её морозами, хотя наш местный минус был едва различим. Видимо, свою роль сыграли стремительно надвигающийся вечер и близость пруда.
Может, и прибавили бы шагу, но ветер – верный друг кайтсерферов – позволил насладиться прекрасным зрелищем. Ребята, укрощающие змеев, за которыми краем глаза наблюдали из кафе, теперь оказались в непосредственной близости. Один из них, Юлиан, приободренный наличием зрителей, устроил полноценное шоу и с удовольствием позировал для Лены. Она по такому случаю даже спустилась на лёд.
Какое-то время я снимала воздушные кульбиты и красно-белый купол с чёрной рыбой издали, но поняла, что ещё немного, и мой обледеневший столп в Воткинске составит конкуренцию фигурам с острова Пасхи – конца импровизированной фотосессии дожидалась, оттаивая внутри осмотренного со всех сторон «Юбилейного».
Потом мы случайно наткнулись на парк, заполненный деревянными скульптурами. Над входом вывеска на удмуртском языке. «Камдор дунне» - мифы Прикамья. Всего фигур восемь. Позже узнала, что появились они в 2003 году. Учитывая материал, неплохо сохранились.
К сожалению, не было ни одной очищенной от снега тропинки, чтобы подойти и рассмотреть ближе – пришлось ограничиться топтанием по периметру.
В этом парке и закончилось воткинское путешествие. Всё остальное, что попало на глаза и в объектив, было подмечено уже по дороге к автовокзалу.
Не так уж и мало для одного дня. И я уже точно знаю, что хочу увидеть в Воткинске в следующий раз.