- Мне тут в сентябре продолжением отпуска грозят, - мелькнуло в одном из разговоров с Леной, бывшей школьной коллегой. - Отпуск? В сентябре!? - Ну, да. - А поехали со мной в Екатеринбург на выходные!? Или в Йошкар-Олу? - А поехали!
Вездесущий интернет тут же выдал всю информацию: от количества часов в пути и цены билета до наличия и стоимости гостиничного номера. Собственно плата за проезд в какой-то мере и определила выбор города. Ну и давнее желание Лены туда попасть. - Там есть Йошкин кот, - предъявила она свой главный козырь, чтобы я не передумала.
Как-то сразу нас обеих охватил тот самый азарт, который возникает при подготовке к путешествию. Лена взяла на себя покупку билетов и бронирование жилья, а я занялась подготовкой «культурной программы», опираясь на прошлый опыт и полюбившиеся информационные порталы.
К моменту отправления у нас в руках был собственный путеводитель по официальным и неофициальным достопримечательностям, включая версию первой пешеходной экскурсии и адреса возможных смотровых площадок. А ещё оказалось, что кусочек виртуального мира может материализоваться именно в Йошкар-Оле: в этом городе живёт Светлана, обитающая на форуме «Счастье» под ником okariver или проще Ока. Так что ждали нас в Красном городе (Йошкар-Ола в переводе с марийского) не только немые стены, но и живая встреча.
На вокзале мы шутили, ёрничали, глядя на пригородные маршрутки, что вот, мол, на такой и поедем. Просили? Получите. Когда на чебоксарский автобус объявили посадку, шутки улетучились: вместо комфортабельного транспортного средства нас ожидало тесное недоразумение, чуть больше тех самых маршруток, над которыми смеялись. Хорошо, что народу было не очень много. Промучившись в узеньких неудобных креслах до Казани, заняли освободившиеся места. Получилось по два сиденья на одного. Ехать стало легче.
В четыре утра, а по местному (московскому) в три неожиданно оказалось, что уже приехали. Неожиданно, потому что в билетах указывалось совсем другое время прибытия, по которому выходило, что быть нам в дороге ещё два с половиной часа. Попутчицы, оказавшиеся местными жителями, помогли вызвать такси, и мы отправились в гостиницу задолго до того, как нас там ждали.
«Первый поезд» («1-st Train»)
Если театр, как принято считать, начинается с вешалки, то город – с вокзала или гостиницы, что в данном случае почти одно и то же. Всё дело в том, что отель «1-st Train», или «Первый поезд», расположен в непосредственной близости от двух вокзалов – автобусного и железнодорожного, только мост перейти. Впрочем, изучение маршрутов и оценку расстояний отложили на более удобное время, а пока предпочли добраться на колёсах.
Потом оказалось, что пешком ближе некуда, а вот в объезд железнодорожных путей получается прилично, но такси в Йошкар-Оле вполне демократичное. Да ещё и скидку пятнадцатипроцентную предоставляют постоянно, даже если нет дисконта. Словом, заплатив чуть больше полтинника за петляние по переулкам, были приятно удивлены и остались весьма довольны.
Со следующим приятным сюрпризом столкнулись в отеле, когда в номер заселили не в оговоренные правилами 12.00, а сразу по прибытии, то есть практически среди ночи, и при этом не взяли ни копейки сверху.
В номере ждали застеленные свежайшим бельём кровати с ортопедическими матрасами, на которые мы с превеликим удовольствием упали, догоняя предрассветные сны.
То, что автобус отклонился от расписания, обернулось удачей: мы получили около трёх часов полноценного сна и спокойное утро. Возникла полная иллюзия того, что приехали накануне, прекрасно отдохнули за ночь и готовы к знакомству с городом. Отправной точкой стал отель, в котором остановились.
«Первый поезд» на Деповской, 20 – это небольшое двухэтажное здание, в котором выдержана железнодорожная тематика, начиная с названия, заканчивая элементами интерьера.
Над входными дверями в холле и кафе – станционные колокольчики, на полочках – тематические статуэтки, на стенах – эскизы и фотоизображения, соответствующие замыслу. Даже потолочное панно над лестницей, ведущей на второй этаж, - это запечатлённый в движении паровоз.
Крохотный каминный зал с удобными диванчиками соединяет в себе зону отдыха и библиотеку (книги в свободном доступе на стоящей в углу этажерке). Здесь же можно воспользоваться и микроволновкой.
В коридорах кулеры с питьевой водой.
У портье при необходимости можно взять фен.
В номере холодильник, плазменный телевизор, электрочайник и даже сейф.
Всё это, от микроволновки до сейфа, уже включено в стоимость проживания.
Мы брали номер без оплаченных завтраков – словно компенсация, на столе лежали пакетики с чаем и сахаром.
Лена, которая часто ездит и нередко останавливается в гостиницах, отметила, что в отеле приятное соотношение «цена-качество». Сам по себе номер небольшой, но уютный и чистый. И совершенно не ощущается близость железной дороги: спокойно и тихо.
Гостиничное кафе «Старое депо» - музейный портал в прошлое.
В маленьком зале всего несколько столиков.
У входа стойка с комплектом железнодорожного обходчика: на крючке яркая куртка, фонарь, кепка, под вешалкой кирзовые сапоги.
Ниша в углу напоминает багажный отсек.
На всех подоконниках, стенах и опорных столбах какие-то предметы, связанные с жизнью депо: шапка-логотип газеты «Локомотив», разводной ключ, каска, болты, кусок рельса, сигнальные флажки, потёртые чемоданы.
Даже объявление для посетителей на барной стойке заправлено в каретку старой пишущей машинки. На полу у стены ещё более старый радиоприёмник.
Казалось бы, ничего особенного, но присутствует главное – настроение.
Пейзаж за окном, конечно, весьма специфический – длинные ряды вагонов самого разного назначения, бесконечные пахнущие мазутом рельсы, мост и макушка здания вокзала, айсбергом торчащая над грузовыми платформами и бочками. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
Отель был выбран в случайном порядке, из расчёта соединить относительный комфорт и стоимость услуг, однако госпожа удача распорядилась так, что расположение нашего временного жилища оказалось весьма удобным: многое в шаговой доступности. Даже рекомендуемый маршрут обзорной пешеходной экскурсии брал начало как раз отсюда – от железнодорожного вокзала.
Перебравшись через пути по мосту, оказались на привокзальной площади. Здание в жёлтых и розовых тонах с арочными окнами само просилось в кадр. Этакий пряничный домик, украшенный башней с остроконечным шпилем. Аркой над входом и веночком вокруг часов изящная лепнина. Брусчатка. Лавочки. Клумбы. Молочно-матовые шары фонарей.
Рядом – на низеньком мраморном постаменте бронзовая фигура: сидя на дрезине, едет, распевая песни, мужчина с раскосыми глазами и острыми скулами. Марийский поэт и актёр Йыван Кырла. Скульптуру ещё называют памятником Мустафе. Именно эта роль в первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь» принесла актёру известность. Популярность, увы, не спасла артиста, обвинённого в участии в контрреволюционной группе, от ареста и гибели. Памятник сохранил для истории открытость и жизнерадостность молодого Йывана Кырлы.
Здание автовокзала, расположенное буквально в нескольких шагах от железнодорожного, на его фоне выглядит буднично: серая коробка из бетона. Но сюда мы пришли не архитектурой любоваться, а купить билеты на обратный путь, после чего продолжили прогулку.
По улице Советской дошагали до Юбилейной площади, где в тенистом сквере находится фонтан-памятник «В космос!».
Сентябрь, извиняясь за лето, выдался сухим, солнечным и тёплым, порой даже жарким – сезон фонтанов ещё не закрыли.
Фигуру, словно летящую над вспененной водой, увидели ещё издали. Круглый бассейн с невысокими танцующими струями, над ним – в окружении планет и орбит – человек, устремлённый в небо.
Фонтан, расположенный в центре сквера, обрамляющие площадку желтеющие деревья, лавочки, дорожки, присыпанные облетающей листвой, - всё было щедро полито солнцем. Сразу возникло непередаваемое ощущение праздника.
У фонтана кружили долго. Он стал нашим бермудским треугольником: никак не могли выбрать правильную тропинку, чтобы, пройдя сквозь сквер, оказаться на нужной улице. В итоге обошли заколдованное место несколько раз, но каждый раз возвращались сюда с удовольствием, находя всё новые и новые детали.
Улыбнулись голубям, которые используя центральную стелу по назначению («Космос» же!), устроили здесь взлётно-посадочную площадку. Поймали в объектив рождённую брызгами радугу.
Мы банально заблудились в трёх соснах, всё время оказывались где-то рядом с искомым местом, но эти промахи оборачивались находками. Так мы набрели на памятник Кирову во дворе военного комиссариата, отыскали привет из Парижа – копию Эйфелевой башни под окном туристического агентства, вышли к бюсту Гагарина.
Когда перед глазами раскинулся благоухающий поздними цветами сквер имени Наты Бабушкиной, стало даже смешно: это оказалось настолько близко, что просто удивительно, как не нашли сразу.
И снова с удовольствием бродили по дорожкам, впитывали струящиеся с неба солнечные лучи, разглядывали клумбы, засаженные причудливыми соцветиями, похожими на капустные кочаны всевозможных оттенков.
Главные достопримечательности сквера – памятник спортсменке-парашютистке, давшей ему имя, и здание Поволжского государственного технологического университета, величественное, строгое, с классической колоннадой над входом.
Здесь же отыскали ещё одно здание, современное, - новый многозальный кинотеатр «Эрвий». Именно так, со словом «новый» на вывеске. Из любопытства заглянули внутрь и отправились дальше.
На этот раз то, что искали, нашли достаточно быстро. «Маригражданстрой» порадовал любителей фотосессий целой группой сооружений.
Прямо у дороги, призывая отдохнуть, разместился огромный стул. После его гигантского двойника в Боровичах этот показался мне совсем крохотным, но прекрасно смотрелся в комплекте с молотком, гвоздём и трудягой-строителем на заднем плане. Чуть поодаль, слегка выбиваясь из общего ансамбля, прохожим улыбался голубой слон, по слухам, символ удачи.
Лично мне из всей этой компании больше всего приглянулся дядька с кирпичом в руке. Вокруг суетятся, хохочут, выбирая причудливые позы, а он стоит себе и взирает на происходящее из-под каски со всей своей бронзовой невозмутимостью. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
Нееее) Самый смак как раз в том, чтобы гулять неспешно, сами по себе, куда глаза глядят и ноги ведут. ну подготовиться накануне, конечно) Вот доскажу про Йошкар-Олу, возьмусь дописывать про второе валдайское путешествие. То, что осталось в 2013, а в январе мы с Леной едем в Тюмень) Билеты уже куплены. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
Возвращаясь мыслями к началу дня, удивлялись и радовались снова и снова: всё сложилось, как фантастическая мозаика. И блуждание вокруг первого фонтана, и сбивший с толку барельеф, и время, потраченное на незапланированные отклонения от маршрута, стали необходимыми кусочками для того, чтобы его величество Случай смог собрать в итоге необыкновенной красоты пазл и показать город с высоты.
Попади мы к многоэтажке на Эшкинина минутой раньше или днём позже, это обернулось бы лишь сожалением о несбывшемся. Но, видимо, звёзды очень тщательно продумали, как им выстроиться, чтобы получилось то, что получилось.
Облизываясь на смотровой «кубик», как лиса на виноград, решили, что попробуем хотя бы подняться на последний этаж и выглянуть в окно подъезда. Осталось в этот подъезд попасть. Кодовый замок на входе – примета времени.
Словно в ответ на наши мысли у двери замаячили две фигуры с велосипедами. - Пока они велики втаскивают, мы тоже проскользнём. - Побежим??? - Побежим!
Поехали кверху на маленьком лифте – ребята-велосипедисты закатывали свои машины в грузовой.
Разумеется, доступ к территории над шестнадцатым этажом перекрывал замок на железной решётке, а окошко, забранное в прутья, оказалось таким узеньким, что больше напоминало бойницу. И выходило оно на автодорожный мост. Кусочек реки, шоссе, скучные крыши – вот и всё, что можно было увидеть. Хоть так…
Пока выбирали удобный ракурс, отвоёвывая у кирпичной стены сантиметры обзора, дверь грузового лифта распахнулась, выпуская всё тех же велосипедистов.
Улыбнулись друг другу. - Вы туда? -Туда. - И у вас, конечно, есть ключ? - Есть, но…
Не знаю, кто оказался красноречивее. Может быть, возникла стихийная чисто человеческая симпатия, и захотелось сделать приятное гостям города. А может, парни просто пожалели двух наивных чудачек, ожидающих волшебства. Во всяком случае, чудо произошло.
Два лестничных пролёта (один этаж) пробирались практически наощупь, в полной темноте. Потом ребята открыли дверь на застеклённую платформу, оттуда путеводным лучом хлынул поток света.
Даже сквозь пыльные стёкла увиденное ошеломило зрелищностью и размахом.
Не успела я вынуть из сумочки влажную салфетку, чтобы очистить кусочек окна для фотосъёмки, как на голову свалилось новое чудо: - Если вы хотите, можно посмотреть с улицы. Только придётся подняться ещё на два этажа.
Упрашивать не пришлось. Конечно, хотим!
Снова вверх по сумеречным крутым ступеням, и мы уже под самой крышей. Пронизывающий ветер, ощущение раздвинутого пространства и необыкновенная эйфория.
Сначала хаотично метались по площадке в стремлении схватить всё и сразу, потом успокоились и уже медленно и с наслаждением, как изысканное блюдо, смаковали открывшуюся глазам панораму.
Петляющая среди берегов, частично затянутых в бетон, Кокшага. Хребты мостов. Горошины автомобилей на отдалённой магистрали. Жилые дома, своими ровными рядами образующие правильную коробку, словно книжные шкафы в библиотеке. И, конечно, набережные. Смешение красок и форм. Купола, шпили, остроконечные и зубчатые башни. Среди всего этого великолепия Благовещенский собор как многоярусный королевский пирог на блюде, политый разноцветной глазурью и украшенный марципанами.
Было здорово узнавать места, откуда пришли, и мысленно прокладывать дорогу туда, куда пойти ещё предстоит.
Город словно распахнул семейный альбом с любимыми фотографиями, демонстрируя укрытое в старых улочках прошлое, парадный пафос настоящего и намеченное башенными кранами будущее.
Много раз мы порывались уйти, но задерживались ещё немного, потом ещё, ещё и ещё. Высота, подветренный простор, близкое небо, необычно щедрое осеннее солнце и раскинувшийся внизу город смешали коктейль, которым невозможно было напиться.
Колесо обозрения стало второй попыткой увидеть мир сверху.
Если бы с него начали, вероятно, впечатлений было бы больше. А так заинтересовались скорее самой конструкцией, чем окрестным пейзажем. Детская площадка у подножия, ближайшие крыши, хвойные верхушки, обсыпанные шишками,– вот, пожалуй, и всё.
Понимаю, что мы с Леной уже просто привередничали, но хорошему трудно соперничать с лучшим. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
Добравшись до номера, в изнеможении рухнули на кровати: ноги, измученные многочасовыми переходами, просто плакали и молили о пощаде. Но в душе прочно обосновались весёлые чёртики, которые гнали к новым приключениям, - нас ждали вечерние огни.
Пара часов отдыха.
Я позвонила Оке, чтобы подтвердить время и место встречи. - Как договаривались, в два у памятника Чавайну? - Да, а вы найдёте? - Теперь мы найдём всё.
Несколько минут мы со Светланой ещё щебетали по телефону, как старинные знакомые, потом, спохватившись (у меня роуминг), отложили самое интересное на завтра.
А сегодня Лена запланировала вечернюю съёмку и мы уже точно знали, куда пойдём. Едва стемнело, экономя время и силы, доехали на такси до Парка культуры, а оттуда пешком по знакомому маршруту: мимо памятников и фонтанов, через Архангельскую слободу, по мосту, на набережную Брюгге.
Вечерний город – город особенный. Вечер, словно искусный гримёр, сумерками ретуширует усталые черты и меняет привычный облик почти до неузнаваемости. Световая иллюминация, как дорогая бижутерия, придаёт образу законченность. Дневная суета (даже в будни) сменяется беспечной неспешностью. И вот он, праздник.
Зелёные гирлянды, опутавшие бульвар Чавайна, жёлтые фонари, льющийся от зданий белый и фиолетово-розовый свет гармонично вплетались в чёрную ткань позднего вечера, создавая причудливые узоры.
Ближе к Архангельской слободе фиолетовый и зелёный начали преобладать в рисунке.
Подсвеченные изнутри офисные фламандские домики, мягкие лучи, стекающие с куполов Благовещенского собора, блики фонарей, отражённые в брызгах фонтана и глянце парапетов, делали площадь похожей на бальную залу. Именно залу, как говорили встарь: вечер покрыл современную застройку лёгкой патиной, и стёрлась граница времён.
Набережная купала в Кокшаге огни, мерно покачивались на воде стоящие на приколе лодочки, речной бриз холодил плечи. И было на душе безмятежно и трепетно. Наверное, из таких мгновений и складывается счастье.
На следующий день мы решили возобновить прерванный маршрут с того места, где сбились с пути.
Шагалось легко и споро. Магазины, улочки, скверы были уже знакомыми. «Завтра они будут совсем родными, и мы сможем сами проводить экскурсии», - пошутила Лена.
Площадь Ленина. Она должна была стать ориентиром в поисках двух любопытных скульптур, но оказалась интересной сама по себе.
Ранним субботним утром, ещё не растревоженная многочисленными туристическими автобусами, Ленинская площадь являла собой образец классической строгости и даже некоторой чопорности.
Вдоль дороги - длинное здание спокойного розового цвета, украшенное белым портиком, в нижней части отделанное рустом.
Необычный памятник Ленину, отличающийся от своих собратьев оригинальным оформлением постамента и свободной, без выброшенной вперёд десницы, позой Ильича.
Колоннада, увенчанная скульптурной группой, и афишные тумбы Марийского национального театра драмы имени Шкетана.
Маленький английский сад перед театром. Постриженный, как по линейке, кустарник вдоль дорожек.
Симпатичный лозунг на фасаде Марийского государственного университета: «Стань успешным!» Ну чем не девиз дня?
Много свободного пространства (отчасти благодаря пустующей парковке) и обилие солнечного света.
Мы кружили по площади, фотографировали ландшафт и фотографировались сами, время от времени ловили краем уха обрывки песнопений, откуда-то доносимые лёгким ветром.
Площадь нашли. Оставалось отыскать нужный университетский корпус.
Зелёная полусфера на крыше украшенного лепниной здания манила издали. Почему-то решили, что нам туда. Таблички с названием улицы указывали на ошибку, но ноги упрямо шли вперёд. Повинуясь какому-то внутреннему чувству, понимали, что не пожалеем. И не пожалели.
Увиденное было в списке объектов, желательных для осмотра, но, увлечённые другими, на первый взгляд, более интересными достопримечательностями, вряд ли стали бы целенаправленно разыскивать театр оперы и балета только для того, чтобы полюбоваться архитектурой. А тут, вот он, перед глазами. А прямо напротив явно не современный дом в приятных пастельных тонах. Классическая колоннада, на стенах лепные лиры в цветочном обрамлении, над портиком одухотворённые женские фигуры в длинных одеяниях. Но это не театр и не дворец культуры, как я сначала подумала. Здесь разместилась детская музыкальная школа – структурное подразделение Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С.Палантая.
Хорошее соседство. Стимулирующее. Сегодня разучивание гамм, а завтра, только через дорогу перейти, театральные подмостки.
Государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева по оснащению считается одним из лучших театров Поволжья. В нём есть даже орган, изготовленный в Страсбурге, а для анонса спектаклей используется электронное табло. Здание, построенное специально для театра, просто огромно. Обильно украшенное белыми барельефами, медальонами и виньетками, оно соединяет черты современности и старого барокко.
Вернувшись назад, к площади Ленина, нашли наконец и корпус А, и стоящий рядом бюст первого марийского академика Василия Петровича Мосолова, и окружённую цветами скамейку с вальяжно развалившимся на ней животным.
Закинув ногу на ногу (точнее лапу на лапу) и хитро щуря нагловатую морду, слегка снисходительно поглядывал на прохожих абсолютно довольный жизнью Йошкин кот.
Говорят, что студенты придумали традицию – тереть на удачу кошачьи лапу и нос. Однако теперь, чтобы добраться до талисмана, подчас нужно выстоять очередь: авторы скульптуры, талантливо обыгравшие известный эвфемизм и название города, создали настоящую знаменитость – без посещения бронзового зверя вряд ли обходится хоть одна иногородняя экскурсия.
Мы с Леной как-то умудрились втиснуться между массовыми наплывами посетителей и успели хорошенько зарядиться позитивом у хвостатого миляги.
Буквально в двухстах метрах от кота на проспекте Гагарина расположилась Йошкина кошка. Справедливости ради стоит заметить, что, пока мужчина развлекает туристов, дама времени не теряет: она в обществе кавалера украшает своим присутствием вход в одноименное кафе. Грациозная очаровательная кокетка, явно знающая себе цену, то ли чуть смущена, то ли выставляется напоказ.
Йошкина мышь, кстати, хоть и не обзавелась именной табличкой, тоже присутствует, пусть даже и в качестве добычи.
В обозначенные на вывеске у входа 10.00 кафе так и не открылось; видно было, что внутри есть какая-то жизнь, но замок снимать не спешили. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
«У нас в городе архитектурное безобразие и много непонятных памятников», - сказала Ока, когда на форуме зашёл разговор о Йошкар-Оле.
Памятников, действительно, много. Очень много. Иногда они переезжают, например, с территории Кремля на набережную, от здания Казначейства опять же ближе к реке.
Кокшага – место прописки достаточно большого количества бронзовых персонажей.
Помимо уже названных фигур будущей императрицы, Богоматери, Петра и Февронии,
Лоренцо Медичи, Архангела Гавриила, мы нашли здесь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в честь него названа Патриаршая площадь),
царя Фёдора Иоанновича,
великих просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия,
Царевококшайского земского исправника Александра Андреевича фон Келлера, участника Отечественной войны 1812 года.
Напротив дверей ЗАГСа звёздная пара - актриса Грейс Келли и Князь Монако Ренье III как символ идеального брачного союза по большой любви.
Один из фрагментов набережной можно назвать художественно-литературным. Здесь соседствуют Рембрандт,
Пушкин в компании Онегина
и Гоголь.
Такой вот скульптурный винегрет.
Однако есть нечто, объединяющее все памятники, - они красивые. Вы не найдёте здесь ни одной отталкивающей детали. Всё гармонично и со вкусом. Кроме того, статуи ведь не стоят вдоль берега плотной шеренгой – они органично вписаны в ландшафт. Останавливаясь у изваяний, в каждом из них находили нечто особенное, будь то тщательно вылепленный узор на царском кафтане или аккуратные локоны в женской причёске, морщинки на лбу или свободные складки одежды. А ещё лица. Они одухотворённые и светлые. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
Испытывая слабость ко всякого рода «словесной эквилибристике», с некоторым пристрастием смотрела на всё, что написано буквами.
Вывески, рекламные щиты, надписи на асфальте, даже ценники в магазинах – всё это может очень многое рассказать о городе.
Иногда возникают комичные ситуации только из-за того, что написанное трактуется не так, как это было задумано изначально.
Так нас позабавила совершенно конкретная и безобидная вывеска на аптеке. В ней не было ничего, кроме указания на то, что перед вами именно аптека, а не магазин радиодеталей или автосалон. Но надпись, как это принято, была сделана на двух языках. По-марийски «аптека» звучит «аптек». «Аптека аптек» получилось в итоге. Мы с Леной долго смеялись по этому поводу: «Ну, надо же! В Йошкар-Оле, в какую аптеку ни зайди, всем аптекам аптека. Аптека аптек, одним словом!»
Безудержную радость вызвали названия общежития и столовой учебного заведения. «Родной мой техникум» красовалось над входом. Особый колорит увиденному придала бабуля с клюкой, которая проходила мимо и оказалась как раз под вывеской. Да уж, студенты стареют, а техникум всё равно остаётся родным.
В киоске «Марийской правды» купили сувенирную карту города. Кроме газет, здесь можно приобрести ещё много всяких вещей. Впрочем, канцелярские принадлежности и повседневные мелочи всегда были сопутствующим товаром в киосках «Союзпечати». Но вот когда под надписью «Пресса» продают шаурму и прочие кулебяки, это уже интересно и, по меньшей мере, вызывает улыбку.
Ещё мы наткнулись на магазин «Пив-пав». Нет-нет, не «Пиф-паф», никакой ошибки, именно «Пив-пав»: тут не реквизит для охоты и рыбалки – тут пивом торгуют. Кажется, это даже сеть магазинов. Сервис, одним словом. «Алкосервис».
Горячую любовь жители, архитекторы, представители администрации Йошкар-Олы (нужное подчеркнуть) испытывают к мемориальным доскам. Они повсюду. Их, пожалуй, даже больше, чем памятников. С графическим изображением и без, большие и маленькие, с претензией на художественность и совсем невзрачные, они рассказывают историю города и хранят её для потомков.
Когда и кем заложена улица, какой известный человек жил в доме, откуда взялся фонтан, кто и в какие годы трудился на предприятии - обо всём можно узнать из табличек, которые, как нагрудные знаки, носят городские здания. На одном из домов я увидела даже две доски.
Высекаются на века не только имена из прошлого, гораздо чаще это сообщения о марийских поэтах и писателях, общественных деятелях, депутатах всевозможных советов, в том числе и современности.
На бульваре Победы нечто похожее на аллею звёзд. Сначала я перешагнула через частично разрушенный указатель, отправляющий в зоомагазин, а потом среди плиток мостовой отыскались и именные, очень разные по характеру. Я так и не поняла принципа их закладки. День рождения, выпуск из школы, победа в соревновании. Очевидно, предполагалось, что в дорожном покрытии можно будет запечатлеть любое знаковое событие. Но, видимо, идея умерла так же быстро, как и родилась. Или нашла продолжение где-то ещё.
Вызвала симпатию конкретика при выборе названий. Если компьютерный салон, то «Матрица», если цветочная лавка, то «Роза-мимоза», если агентство недвижимости, то «Квадратный метр», если кафе, то не меньше, чем «Вегас». А ещё сеть столовых «Тарелка» и развлекательный центр «Джуманджи». Наверное, есть и набившие оскомину универсальные для бань, парикмахерских, галантерей «Надежды», «Елены», «Людмилы» (все женские имена по списку), но или они нам не встретились, или мы просто не обратили на них внимания.
Помимо естественного шумового фона повседневности, Красный город наполнен особенными звуками.
Это часы. «С осликом», у «Апостолов», на башнях набережной они разные, все со своим голосом. (Песнопения, льющиеся с «Галереи», сопровождали нашу прогулку ещё до того, как увидели часы воочию).
Среди звуков Йошкар-Олы тихая музыка, которая создавала атмосферу в уютных кафе, песня «Незабудка», исполненная на месте встречи с Окой, будто специально для нас: мы подошли – артисты только ноты раскладывали, а потом зазвучала мелодия.
А ещё марийская свадьба. Мимо лощёных, облицованных гладким камнем домов двигалось пёстрое шествие, рассыпая по сторонам резковатые рубленые звуки гармошки и притопывание танцевальных дробушек. Смех, народные песни, звон монист, украшающих женские платья.
Нежное, подчас неясное, едва различимое звучание доселе незнакомого мне инструмента – это тоже подарок Красного города.
Молодой мужчина сидел перед установленным на треногу полым предметом, похожим на металлический барабан или скорее на перевёрнутый сплющенный котёл, и то едва касался его ладонями, то обрушивался на поверхность ритмичными ударами. Вызванная умелыми руками, в воздухе плавала мелодия, в которой улавливались и лёгкое гудение, и перезвон колокольчиков, и дробь традиционного барабана. Мне сложно описать услышанное. Я стояла, как зачарованная, и внимала уличному музыканту.
Я даже записала кусочек выступления. Сделать это открыто постеснялась, поэтому моя «шпионская» запись отчаянно фонит и содержит кучу посторонних шумов.
Что за инструмент, не могла не спросить. «Ханг», - мужчина с улыбкой снял его с подставки и продемонстрировал со всех сторон, терпеливо объясняя принцип извлечения звуков.
Все музыкальные картинки стали дополнительными штрихами к портрету интересного, яркого, самобытного города.
В те три дня, что провели в Йошкар-Оле, мы, конечно, должны были что-то есть, поэтому пришлось не только восторженно знакомиться с достопримечательностями, но и решать более прозаические проблемы.
Кафе «Старое депо» при отеле могло предложить ранний завтрак, что, как оказалось, немаловажно: найти место для перекуса раньше одиннадцати в Красном городе весьма проблематично. Даже за то короткое время, что мы здесь провели, успели понять: еда в гостиничном кафе качественная, вкусная, но однообразная. Кроме того, это всегда комплекс со скудными вариациями.
«Ситора». Здесь обедали, отшагав изрядное расстояние, почти в буквальном смысле спустившись с небес на землю (с высотки Сомбатхея). Долго не выбирали. Это было первое, что попалось на глаза.
Недавно открытое, кафе ещё было увешано воздушными шарами.
Внутри приятная обстановка с элементами восточного стиля. Ковры, мягкие занавески, картины с характерными для востока изображениями.
Что касается меню, то, кроме некоторых названий, приверженности к восточной кухне не заметили. Заказывали какой-то вполне европейский салат и что-то с мясом. Мы были так голодны и утомлены, что уже просто не было сил идти куда-то ещё. Блюда подали даже быстрее, чем ожидалось, но, утолив первый голод, уже понимали, что, побывав однажды, снова сюда не придём. Не то чтобы было невкусно, но для кафе как-то скучно и пресно. И пища показалась слишком жирной.
«Африка». Сложно оценить это заведение в полной мере, потому что заказ ограничился чашечкой кофе и тирамису. Впечатления остались самые приятные. И дело не только в тактичном персонале, ненавязчивом в цветных и терракотовых тонах интерьере с использованием драпировок, топиариев и бамбука, не только в оригинально оформленных альбомах-меню (обожаю такие штуки).
Именно в этом кафе мы сидели со Светланой на угловом диванчике у окна. Она была то сосредоточенной, то беспечной, изучала меню, а я предлагала отправить сделанный снимок в солидную фирму в качестве резюме: настолько деловой и собранной Ока выглядела в эту минуту. Ну, прямо главбух или фининспектор за работой.
Здесь мы делились впечатлениями о музыке, книгах, фильмах, говорили о городе, узнавали друг друга ближе.
«Африка» и не могла вызвать иных эмоций, только хорошие. По умолчанию.
Десерт, кстати, объективно был восхитительно вкусным.
«Тарелка» - общее название сети комбинатов питания. Мы были в той, что находится в общем здании с развлекательным центром «Джуманджи». Большой зал. Самообслуживание. Достаточно широкий ассортимент выпечки, салатов, закусок, первых и вторых блюд. Всё взвешивается на кассе, здесь же производится расчёт.
По сути это классическая осовремененная столовка. Идеальный вариант, чтобы по-быстрому что-то в себя закинуть. Впрочем, здесь есть даже VIP-зона, которая откровенно позабавила: те же общепитовские столы и стулья, отделённые от общего зала несколькими нитками занавески а-ля бамбук.
Учитывая, что находится столовая (иначе не назову) в непосредственной близости к офисному центру, а в общем с ней помещении (даже вход один) зал с огромным количеством аттракционов и игровых автоматов, ориентированных на детей, можно себе представить, сколько тут народу. Добавьте сюда ещё крохотную, вечно занятую туалетную комнату, явно не рассчитанную на поток, и вы поймёте: это не то место, где можно уютно посидеть и приятно провести время.
Справедливости ради замечу, что очередь к кассе (их несколько) движется достаточно быстро, а еда вполне достойная и цены доступные. Но всё равно это скорее для производственного обеденного перерыва или спринтерского перекуса во время шопинга. Ну, или, как в нашем случае, когда пойти больше некуда.
Деревянной скульптурой сейчас вряд ли кого удивишь. Я видела такие и в Глазове (остались после фестиваля и разъехались по городу), и в родном Ижевске, и в Костроме (там при музее деревянного зодчества целый сказочный парк). Йошкар-Олинское Лукоморье в этом смысле не уникально, но без него наша поездка лишилась бы некоторых ярких красок.
Экспонаты своеобразного музея под открытым небом расположились неподалёку от стен Царевококшайского кремля и заняли территорию, прилегающую к «Оптике» и цветочному магазину «Медея».
Два придорожных камня. Первый из них содержит надпись грозную, предупреждающую. О том, что границы России священны и неприкосновенны. Придорожный верстовой столб с указателями тоже имеется. А рядом – четыре богатыря. Только не привычные всем русские богатыри – тут содружество национальное. Стоят на страже границ русские Илья со Святогором и марийские Онар с Чоткаром.
Второй камень информирует о том, что все работы выполнены народным марийским художником Геннадием Алексеевичем Ефремовым.
«Музей народной сказки» - так названа экспозиция. Вероятно, изначально так и задумывалось, но постепенно количество фигур выросло, и собрание шагнуло за рамки только народной сказки.
Козырёк над входной группой заселила всевозможная живность. Вдоль стены устроились гномы, водяной, лесовичок, сестрица Алёнушка с братцем-козлёночком и пушкинские герои.
Иногда фигуры представляют своеобразный коллаж, собранный из разных источников, а порой это запечатлённая в дереве конкретная сказка.
Руслан держит за бороду Черномора. С хитрым прищуром смотрит из окна царь, отправивший сыновей в поисках жён пускать стрелы. Подслушивает девичьи разговоры Салтан. Окружили лавочку лиса Алиса и кот Базилио, Буратино тоже с ними, конечно.
По цепи на дереве, как полагается, идёт учёный кот, русалка сидит на ветвях, как ей предписано. В компанию к ним добавлен Соловей-разбойник.
Ступа с Бабою Ягой для создания иллюзии полёта закреплена на фонарном столбе. На соседнем примостился Кащей Бессмертный.
Есть в этом собрании сказочных персонажей нечто особенное, чего я не видела нигде. Да и вряд ли где увижу. Почти все они очкарики.
Баба Яга слепа по определению: она чует человека по запаху. Так утверждает сопроводительная табличка, закреплённая рядом с ней.
Очки носят Алиса и Базилио, Буратино испортил зрение в юном возрасте, царя украшает сдвинутая на лоб оправа. Соловей - разбойник, тот вообще одноглазый. К помощи офтальмологов пришлось прибегнуть даже учёному коту. Не прошла, видно, даром учёность-то.
Как очкарик с большим стажем, я не могла остаться равнодушной и по достоинству оценила добрый юмор.
Видимо, в «Музее народной сказки» и берёт начало «Музей очков», расположенный в помещении «Оптики». Внутрь по причине выходного мы не попали. А жаль. Я бы зашла. Пришлось довольствоваться барельефами у входа и изразцовыми картинами.
Изразцы заслуживают отдельного внимания, хоть и являются обычным облицовочным материалом. По сути это ещё один экспонат двух музеев.
Если оценивать картинку в целом, то, пожалуй, можно говорить об избыточности, излишней пестроте, непонятном соседстве дерева, керамики и современного рекламного плаката, вот уж где фьюжн. Но когда разбиваешь целое на детали, каждым фрагментом можно любоваться и любоваться. Музей, одним словом. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
Кич, эрзац, архитектурный плагиат – эти нелестные эпитеты адресованы свежей застройке по берегам Кокшаги. Здания возводятся на удивление быстро, среди уже готовых сооружений то тут, то там высятся башни кранов, свидетельствующие о скором появлении новых объектов.
«Вам ещё не надоели эти пряничные домики? Йошкар-Ола – это не только набережная, вы на несколько метров от берега отойдите и ходите с фотоаппаратом среди грязи. Лучше б дороги строили! Уже тошнит от этой показушной безвкусицы», - на разные голоса кричат комментарии к фотографиям на сайтах и в соцсетях. И мне всякий раз становится обидно за чужой город. Обидно так, словно ранят лично меня.
Приехав в Йошкар-Олу, мы не были связаны организованными экскурсиями, сами выбирали направление пути и тропинки, по которым этот путь пройдёт, поэтому нас трудно обвинить в зашоренности.
Кто же спорит с тем, что город гораздо больше набережной? Конечно, больше! И привлёк он не открыточным видом Архангельской слободы. Впрочем, и этим тоже.
Нам было уютно среди открытых приветливых людей, нравилось шагать по бульварам и удивляться протяжённости пешеходных зон, отдыхать в скверах. Мы любовались богатыми яркими клумбами (цветы здесь повсюду), радовались тому, как аккуратно современные здания вписываются в ансамбль старых «сталинок».
Да, приезжающие в Красный город, могут не разделять злой иронии йошкаролинцев по поводу странностей «главного архитектора и гениального поэта», но ведь и приезжают они не для того, чтобы считать выбоины на асфальте – дырявых дорог и у себя хватает.
В чём-то пришлось разбираться. Например, уяснить, что площадь Девы Марии и площадь Революции – одна и та же площадь, а Архангельская слобода – это всё, что тут расположено.
Надо было догадаться, что Театральный мост не тот, что ведёт прямо к Театру кукол, а тот, который позволяет перебраться к Благовещенскому собору и, следуя мимо, дойдя до площади Никонова, найти, наконец, Академический театр русской драмы.
Было странно наряду с привычными скверами называть так территорию с памятником в центре, лишённую даже намёка на растительность. Может, всё ещё впереди? Посадят? Вырастет?
Не сразу уложилось в голове, что «Набережная Брюгге» - официальное название, но не адрес: всё, что сплошной стеной тянется вдоль неё, стоит на улице Эшкинина. По крайней мере, так написано на табличках, которые висят на отвернувшейся от реки стороне домов.
Но всё это такие мелочи по сравнению с послевкусием, которое оставил город! Город будто чувствовал, что мы пришли к нему с открытой душой, готовые узнавать, понимать, принимать, и отвечал тем же.
Сборы домой были недолгими. Рано утром освободили номер и, забросив вещи в камеру хранения на автовокзале, отправились досматривать оставленное на потом.
Чувствовалась лёгкая усталость, всё-таки третий день на ногах, но пресыщения не было.
Новых горизонтов не открывали – добирали то, что не успели.
Последние полтора часа провели в «Йошкиной кошке».
Если говорить об эмоциональной насыщенности, то неожиданно поняла, что эта короткая поездка встряхнула меня не меньше июньского путешествия к морю.
Автобус уже вёз домой, а мы всё никак не могли проститься с Красным городом окончательно: пересматривали на дисплее фотоаппарата сделанные снимки.
Даже сейчас, спустя полтора месяца, по-прежнему вспоминаем бульвары и улочки, дома и башни, фонтаны и скверы и то состояние праздника, которое поселилось в душе.
Мы сердцем врастаем в дорогие места, любимые города отражаются в нас, рождая слова: «Это мой город!»