Известное изречение о том, что красота спасёт мир, почему-то приписывают Ф.М. Достоевскому; хотя принадлежит оно герою одного из романов писателя, что не одно и то же. Но это к слову. Чтобы ответить на поставленный в заглавии вопрос, необходимо рассмотреть основные, так сказать, носители этой самой красоты, существующие на нашей планете. А их два - природа и человек. Начнём со второго. Кто из нас не знаком с прекрасной и изящной поэзией, воспевающей женскую красоту, превозносящей её до идеала совершенства, даже до божественности. Вот как писал, скажем, А.С. Пушкин:
- Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты…
Наверное, многие из мужчин в юные годы сочиняли стихи, посвящённые своей избраннице… Женская красота вдохновляла её поклонников и на героические поступки; литературных героев, иллюстрирующих это, немало… А теперь вспомним “Сказку о Золотом Петушке” того же Пушкина. Где поведано о том, как Шамаханская царица без единого выстрела, одной лишь своей красотой, погубила сначала двух сыновей царя Дадона, а после и его самого. Взять того же Достоевского. В его романе “Идиот” Аглая Епанчина, взирая на портрет Настасьи Филипповны, утверждает: - Такая красота – сила… с этакою красотой можно мир перевернуть… А что в итоге? “Перевернулся” он, этот мир? Да куда там! Именно эта красота привела к тому, что князь Мышкин сходит с ума; Рогожин гибнет сначала нравственно, а затем физически; а “прекрасное” тело самой Настасьи Филипповны в конце концов становится пристанищем для…мухи – немаловажная деталь, подчёркнутая автором. А вот и приговор этой красоте, который вынес другой герой Достоевского: - Красота – СТРАШНАЯ и УЖАСНАЯ вещь!.. Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Ещё страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны… И далее: - Что уму представляется ПОЗОРОМ, то сердцу сплошь красотой… Всё это цитаты из “Братьев Карамазовых”, кн. 3, гл. III. Вот вам и “спасительница” мира! Согласно христианским преданиям, бесы являются людям чаще не в безобразном и ужасном виде, а принимая ангельски прекрасный лик. Затуманивая человеку не только глаза, но и сердце. И чарующая женская красота есть их практически безотказная наживка, на которую попадаются многие из мужчин. В художественной литературе подобных примеров множество. Шокирующе трагична в этом смысле судьба талантливого русского поэта Александра Блока. Который начал с молодого, трепетно-нежного чувства:
И веют древними поверьями Её упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.
Затем, поддавшись соблазну, уже возжелал гораздо большего, чем простая человеческая любовь:
Дай мне пахучих, душных зелий И ядом сладким заморочь, Чтоб, раз вкусив твоих веселий, Навеки помнить эту ночь!
И, как итог принятия людьми в свои сердца соблазна, наступающий апокалипсис:
И век последний, ужасней всех, Увидим и вы, и я: Всё небо скроет гнусный ГРЕХ, На всех устах застынет смех, Тоска небытия!..
В результате которого сам автор видит себя так:
Не таюсь я перед вами, Посмотрите на меня: Я стою среди пожарищ, Обожжённый языками ПРЕИСПОДНЕГО ОГНЯ!..
Судя по дневниковым записям Александра Блока, он обозревал неземные миры не в мечтах и сновидениях, а совершенно реально… Евангелие в этом вопросе категорично: “Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, УЖЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАЛ с ней…” (Мф. 5, 27) (заметьте: всего лишь “СМОТРИТ”!). А таковые однозначно “Царствия Божия НЕ НАСЛЕДУЮТ” (1 Кор. 6, 9-10)… Поклонение женской красоте нередко перерастает в ревность и супружеские измены, приводя к личным трагедиям (включая убийства и самоубийства), а также возникновению так называемых неполных семей. А отсюда - к неполноценному воспитанию детей. Известно, что именно из “безотцовщин” чаще всего и вырастают так называемые трудные подростки, которые впоследствии во многих случаях становятся преступниками. А это уже не просто не спасение, а прямое РАЗРУШЕНИЕ как отдельной личности, так и общества в целом. Я знаю женщину с двумя детьми, муж которой позарился на молодость и красоту и теперь, быть может, сочиняет своей новой “даме сердца” стихи. Больно смотреть на женщину, познавшую горечь предательства (думаю, именно по этой причине у неё часто бывают заплаканные глаза). Ещё больнее видеть её ребятишек, идущих в школу в потрёпанных обносках. Это с одной стороны; а с другой - пьющих пиво и сквернословящих взрослым. Красота мужская чаще всего ассоциируется с наличием атлетического телосложения и мощной мускулатуры. И здесь у Люцифера тоже немалый интерес: постараться внушить людям (особенно детям и подросткам, душа каждого из которых представляет собой практически чистый лист, на который можно нанести всё, что угодно!), что любую свою проблему можно решить, не утруждая себя поиском ответов на нравственные вопросы, а сломав ближнему челюсть или отправив его на тот свет! Всевозможные боевики с нескончаемыми элементами насилия – одна из причин всё возрастающей подростковой преступности в стране! И всё же Достоевский говорил о спасительной силе красоты. Но какой? В его черновых материалах по подготовке к написанию романа “Бесы” есть запись: “Мир станет КРАСОТА ХРИСТОВА”. Вот он – глоток воздуха, которым пока и живы люди; то, что не даёт нам оскотиниться до конца! И в этом вся суть отличия языческого отношения к красоте человека от христианского. Красота мудрости, прощения, смирения, но главное – СОСТРАДАНИЯ. Для меня, скажем, морщинистый лик сгорбленного Серафима Саровского со старческими ласковыми глазами в миллионы раз красивее накрашенной и напудренной физиономии какой-нибудь кокетливой блондинки или амбала с мышцами, как у Шварцнеггера. Для меня человек, который не видит в людях красоты душевной и не понимает её вообще - САМЫЙ НЕСЧАСТНЫЙ В МИРЕ! Ибо его идеалы близки “идеалам” мартовского кота, у которого, как говорят в народе, в определённое время в одном месте ЗАЧЕСАЛОСЬ и который поэтому загорелся желанием разодрать другому коту – своему конкуренту - морду! Наступит момент, неизбежный для каждого из нас, когда маски будут сброшены! И форма нашего нового, духовного, тела станет полностью соответствовать внутреннему содержанию, которое мы взрастили в себе за период земной жизни. И у многих, ныне обладающих гармоничной внешностью, она может оказаться БЕЗОБРАЗНОЙ! Подумайте, господа поклонники внешнего лоска, что превратило одного из героев “Аленького цветочка” - уродливого чудища - в прекрасного молодца. И почему жена Ксанфа растерянно пробормотала мудрецу Эзопу, лицо которого было обезображено: - Некрасивый человек, ты… ПРЕКРАСЕН… И если иметь в виду красоту человеческой души, то она безусловно является спасительной. Однако подавляющее большинство людей под термином “красота” подразумевает совершенство именно формы. Чрезмерное поклонение которой в мире, изуродованном грехом, не только не спасительно, но и опасно… И в этом смысле показательно отношение к другому носителю красоты – природе. Восторженных стихов, посвящённых прекрасным пейзажам, ничуть не меньше, чем воспевающих женскую красоту. Природа восхищала и одаривала вдохновением целую плеяду талантливых русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета и т.д. Вспомним опять из Пушкина:
Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…
А Николай Кирсанов, герой романа Тургенева “Отцы и дети”, созерцая красоту лесов и полей, в порыве умиления возблагодарил Бога за подаренную ему радость… Многие известные писатели и философы признавали таинственную связь ощущения красоты окружающего мира с нравственностью. “Есть основание предполагать, - пишет И. Кант, - что у того, кого непосредственно интересует красота природы, имеются по крайней мере задатки морального образа мысли”. Ещё категоричнее утверждал В. Белинский: “Прекрасный пейзаж очищает от скверны”. Заметьте, всё это было сказано до появления на Земле крупных городов и мегаполисов, и главное – когда природа ещё сохраняла свои первозданные естество и чистоту. Но вот в истории появляются деятели вроде Е. Базарова (“Отцы и дети” И. С. Тургенева), утверждающие, что “природа – не храм, а МАСТЕРСКАЯ”; и начинается безумная вакханалия по отношению к ней. Итог стал заметен только в конце двадцатого столетия: воздух, почва, реки и озёра отравлены; человеческому существованию угрожает “парниковый эффект”; а бесконечное асфальтовое покрытие, промышленные зоны, потоки машин, шум, реклама и иные подобные атрибуты нашего времени привели к резкому возрастанию серьёзных душевных заболеваний. В психиатрии даже появился термин - “синдром большого города”. Который констатирует, что среди бездушной мишуры, среди городской “мертвечины”, вне связи с живой природой, человека охватывают приступы сильнейшего СТРЕССА и смертельной ТОСКИ (так называемой депрессии). Заглушить которые (“отвести душу”, “расслабиться”) люди пытаются алкоголем, наркотиками, пошлым юмором, распутством, азартными играми, немотивированной агрессией и прочими негативными явлениями, которые в наше время приняли катастрофические масштабы. Спасла цивилизацию красота окружающего мира? Ответ очевиден. Человеческая алчность, желание комфорта в ущерб экологии, стремление ко всё большему количеству удовольствий и развлечений оказались СИЛЬНЕЕ воздействия на душу людей красоты природы. А следовательно, совершенство формы НЕ ЯВЛЯЕТСЯ инструментом духовно-нравственного роста человека. Другой пример. В доме моего знакомого живёт женщина, которая просто боготворит природу, часто выезжает на пикники, на дачу и т.д. Но особой её страстью являются цветы. Которых у неё много и на садовом участке, и в городской квартире. Под своим окном она насадила небольшую клумбу из декоративных цветов. С упоением за ними ухаживает, поливает, показывает их своим соседям. Ругает дворовых мальчишек, если те их трогают. Но главное, считает людей, не обладающих “эстетическим вкусом”, не просто “бескультурными”, но и “отсталыми в развитии”. Для неё осознание человеком гармонии красок, изящества форм – показатель его высокого духовного уровня. Сама она хорошо знакома с картинами Репина, Шишкина, Васнецова… И вот однажды, рассказывает мне мой знакомый, на её клумбу внезапно попал маленький галчонок. Очевидно, вывалился из гнезда, которое находилось на растущей неподалёку берёзе, – такие явления летом не редкость: птенцы учатся летать, но не у всех сразу получается… И едва женщина из окна своей квартиры увидела, как трепыхающийся галчонок мнёт её розы и георгины, она выбежала на улицу и попыталась взять птенца рукой. Но тот начал клеваться, продолжая махать крыльями и мять цветы. Тогда женщина схватила лежавший неподалёку большой камень и, подскочив к галчонку, РАЗМОЗЖИЛА ЕМУ ГОЛОВУ… Другой мой знакомый, Андрей, рассказал мне про одного любителя собак. Которых он просто обожает, знает все их породы, методы дрессировки, посещает со своим питомцем собачьи выставки. Может целовать их в мордочки, чуть не в сопли… Однажды Андрей подозвал его к “теплушке” (углубления, куда ведут отопительные трубы) и кивнул ему на прижавшихся к кирпичной стене двух маленьких щенков бродячей дворняги, которых иногда подкармливал, – грязных, облезлых, худых. Мужчина только ПОМОРЩИЛСЯ… - Будешь проходить мимо, брось им чего-нибудь пожевать, - предложил Андрей. На что тот махнул рукой: - Доходяг разводить?.. С эстетической точки зрения эти мужчина и женщина абсолютно правы: зачем портить окружающую красоту и поддерживать жизнь уродов?.. Здесь опять же всё дело в языческом и христианском отношении к окружающему миру (а большинство из нас, сами о том не подозревая, являются именно язычниками – то есть людьми, поставившими перед собой цель получить от жизни “кайф” - телесный и душевный). Если язычник упивается, скажем, грациозной поступью тигра, красотой узора на его шкуре, а также отменной реакцией в поединке с соперником и умением быстро схватить добычу (к сожалению, подобным стала завлекать телезрителей передача “В мире животных”), - то христианин видит ОБЕЗОБРАЖЕННОЕ клыками и когтями некогда действительно прекрасное Божие творение и вздрагивает от предсмертного КРИКА жертвы хищника! Если язычник восхищается бескрайностью и гармонией лесов и полей, то христианин СОКРУШАЕТСЯ, зная, что там, на этих равнинах и в этих рощах существует СТРАДАНИЕ: крупные животные убивают мелких, хищники грызут травоядных, звери поедают птиц, птицы - жучков, те – личинок… В среде животных происходит ПОЖИРАНИЕ ДРУГ ДРУГА! Кроме того, их косят голод, болезни и человек (охота и рыбалка)… Боль и ужас не прекращаются НИ НА МИНУТУ! Вопли и стоны идут во Вселенную беспрерывным потоком!.. И что же, прикажете ей восхищаться? Прикажете констатировать гармонию в мире, которому Господь вынес заслуженный приговор: “Земля и все дела на ней СГОРЯТ!” (2 Пет. 3, 10)? Христианство утверждает, что всё, сотворённое Богом на Земле, ИЗУРОДОВАНО тем, кто является “князем мира сего”; что все мы здесь в определённой мере им, образно говоря, ЗАКОЛДОВАНЫ! Причём, сделано это с издёвкой, соответствующей злобной сущности Люцифера, и с позиции достижения им его главной цели - уничтожения в человеке образа и подобия Бога - очень грамотно (на то он и высший из ангелов!). Поясню. Во-первых, дьявол оставил половину животного мира НЕТРОНУТЫМ. Поскольку борьба равных между собой ему неинтересна; он испытывает неописуемое удовольствие, наблюдая, как свирепый и сильный хищник нагоняет, вонзает клыки или когти и, наконец, раздирает на части животное травоядное – слабое и, что особенно важно, БЕЗВИННОЕ, каким его когда-то и создал Творец! Этим сатана как бы мстит Богу за свою участь. Но главное, на примере животных опять же стремится внедрить в человеческие отношения - через поклонение физической силе - так называемый “закон джунглей”, при котором сильный имеет право убить слабого. И во-вторых, Люцифер никогда и ни при каких условиях не изменит, скажем, Божественные очертания природных ландшафтов. Потому что наслаждение человеком внешней красотой - после его грехопадения - стало одним из ГЛАВНЕЙШИХ ОРУДИЙ ДЬЯВОЛА! Коему выгодно ЛЮБОЕ ЛИЧНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, которое испытывают люди. Вином, сигаретой, интимными отношениями, эстетикой искусства, красотой природы. Начиная с самого грубого и заканчивая невероятно утончённым (“возвышенным”!). Ибо желание именно личного удовольствия ЗАКРЫВАЕТ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ СОСТРАДАНИЯ БЛИЖНЕМУ, сосредотачивает всё внимание людей исключительно на СВОИХ вкусах и интересах; заставляет человека стремиться к обладанию этими источниками удовольствий в УЩЕРБ ОКРУЖАЮЩИМ – в том числе и доставляющими эстетическое наслаждение (постоянные кражи произведений искусства, так называемая приватизация лесов, озёр и т.д.). Кроме того, неизбежно подвигает людей на стремление получить всё более изысканные виды удовольствий и в гораздо большем количестве, доходящее до физической и психической патологии. Помните, как у Достоевского: от идеала Мадонны до идеала СОДОМСКОГО! А в наше время – до невообразимых прежде ИЗВРАЩЕНИЙ! И неизбежного отсюда НАСИЛИЯ - поскольку человек, одержимый сильнейшей страстью, готов пойти на любое преступление, чтобы её удовлетворить! Чувство прекрасного по большому счёту противостоять злу не в силах. На это способна лишь та Божия искра в человеке, которую мы называем СОВЕСТЬЮ. Священное Писание возвещает человечеству именно о НРАВСТВЕННЫХ, а не эстетических ценностях. Язычник ставит в центр мироздания СЕБЯ, а всё окружающее - людей, животных, природу - считает (чаще всего, неосознанно) средствами, предназначенными доставлять ему в течение всей его жизни удовольствие. Интеллектуальное, эстетическое, сексуальное – любое, в зависимости от жизненных обстоятельств, психофизических особенностей личности и степени развития вкуса. И когда объект его “вожделения” перестаёт обладать необходимыми для этого качествами (женщина стареет, знакомый по интересам спивается, а любимая кошечка начинает “ходить под себя”), он его ЗАМЕНЯЕТ другим, который пока ещё без “дефекта”. Для христианина же центром внимания является не он сам, а тот, кто находится рядом (“ОТВЕРГНИСЬ СЕБЯ” (Мф. 16,24), “НОСИТЕ БРЕМЕНА ДРУГ ДРУГА” (Гал. 6,2)). Христианин не может предать ближнего, даже если тот ему совершенно бесполезен или неинтересен; он не может оставаться спокойным, если кому-то плохо. И чем сильнее страдания окружающих, тем более христианин, в отличие от язычника, приближает их к своему сердцу; тем большее участие в их судьбе христианин принимает. - А что здесь ненормального? - спросил бы язычник, которому бы показали погибающих в той “теплушке” щенков. - Всё идёт по закону природы - естественного отбора: выживает сильнейший, чтобы дать более здоровое, а значит, и более красивое (!) потомство… Ничего не ответит ему христианин. Он просто сходит домой, нальёт в бутылочку тёплого молока… И, вернувшись к “теплушке”, приподнимет головку некрасивого, тощего и облезлого четвероногого малыша, обречённого исполнить “закон природы” (закон Люцифера!), и начнёт осторожно отпаивать бедолагу молоком. И будет это делать ИЗО ДНЯ В ДЕНЬ. И не гримаса отвращения, а слёзы сострадания к несчастному зверёнышу появятся на его лице… Владимир Кузин
"Красота спасет мир", - сказал Достоевский и задал загадку. Но нет аксиомы, которой не хотелось бы найти доказательства. Почему, собственно, красота? Я попробую дать ответ.
Красота внутренне присуща живому и вообще всему жизненному, начиная от атома и заканчивая вселенной, и мы не можем противиться тому, что глубоко заложено в нас бесконечной историей мира, ведь мы - его часть.
С возрастанием мощи цивилизации усиливается стремление высших мировых иерархий к развитию, но и к хаосу - тоже. Сколько человек уничтожил, сколько создал! И то, что может перевесить и перевешивает чашу весов, на одной стороне которых тяга к развитию, на другой к хаосу, - красота. Она спасет мир! Потому что в хаосе разрушаемой природы, в однобокой, бездушно-механической цивилизации нет красоты. Без красоты же нет жизни. И, может быть, вообще никакое развитие невозможно вне красоты, включая и неживую материю. Что некрасиво – не жизненно, не дает своего продолжения; все, что некрасиво - тупик. Красота - обобщенный, интуитивный критерий истинности пути развития, данный человеку природой.
Красотой проверяется новое. Если оно красиво, значит необходимо и дОлжно, и будет жить. Недаром в нашем сознании, от рождения, заложена внутренняя потребность прекрасного и подсознательные его критерии. Красота - естественность жизни, здоровость ее, знак верности эволюции. Все, что некрасиво, - болезнь и смерть. И смерть не отдельного организма, являющаяся неизбежной необходимостью, а смерть многих в результате вырождения значительных участков природы, цивилизации.
Независимо от способа создания нашего мира - создал ли его бог или случай - никто не может отрицать, что красота живет в мире, как единственно возможная его форма. Не будет ее, не будет и мира. И развивающееся человечество не может не считаться с законами мироздания, выстроенного до него!