Из-под Костромы, из-под Костромщины везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева — тень тетерева; мол, у гусыни усов ищи не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, та¬кова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скорого¬ворок и не перевыскороговорил.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Варю, про Ларину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вы¬лит колокол не по-колоколовски. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках спорить — дело упустить.
От топота копыт пыль по полю летит — едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пи¬рога с пирогом, да все с творогом; мол, пришел Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Пото играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто переносит вести, тому бы на день плетей по двести.
Маланья-болтунья болтала, что тридцать три корабля лави¬ровали, лавировали да не вылавировали. На язык пошлин нет, что хочет, то и лопочет. Болтала-болтала, болтала-болтала, да так всего не выболтала: ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Я ему по секрету, а он по всему свету, что на улице медо¬вик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника, не до деготниковой жены и не до деготниковых де¬тей. Так вот скажет друг дружке, а дружка подружке, а по¬дружка борову, а боров всему городу — язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду — один раз соврешь — в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, а плут так и мошенник, а мошенник, так и вор.
Маланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, что не скажешь: на дворе трава, на траве дрова — раз дрова, два дрова, три дрова — не вместит двор дров — дрова выдворить, И не ска¬жешь: тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. Однако прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке. Значит Маланья-болтунья зря болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Береги честь смолоду, а то была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру — Лавру на Фрола наврет, ведь язык без костей и от лжи не краснеет, без того красный. У злой Натальи все люди канальи, а еще говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей това¬рищу товарищ».
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, везет да языком, что решетом, так и сеет: и про щук и про леща,— мол, плавниками трепеща, пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща — вот так это штука,— тщетно тщится щука ущемить леща. Вот так это штука!
Болтал, болтал — на чужой роток не накинешь платок: санки скок — Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб — все в сугроб! Всякая сорока от своего языка погибает — знай больше, а говори меньше.
Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре муж¬чины, говорили про покупки, про крупу да про подкрупки; говорили, что купили полчетверти четверика чечевицы без чер¬воточины. А все потому, куда ветерок — туда и умок! Хиханьки да хаханьки — доходишки махоньки, лежа пищи не добудешь — вот у молодца только и золотца, что пуговка оловца. Хорошо, хоть купили полчетверти четверика чечевицы без червоточины. Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.
В четверг, четвертого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича — шли, шли, вдруг перед ними река — широка, как Ока. А на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики — пуганая ворона куста боится.
От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык тупогуб никуда не спешил, у до¬роги лежал, головой лишь мотал, бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая, мимо Па¬хом ехал верхом. Увидал Пахом, стал браниться с попом: «Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай». Но пустой голове все трын-трава. Нашего пономаря не перепономаривать стать. У всякой пташки свои замашки.
От топота копыт пыль по полю летит: то послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а мозгу ни крошки. По виду орел, по уму — тетерев. Доскакать доскакал, да все не так рассказал: рассказал, что не тридать три корабля лави¬ровали, лавировали да не вылавировали, что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да и вздремнул. Вздремнуть не вздремнул, всхрапнул, да и присвистнул.
Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят да на соседний двор поглядывают, а на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров — дрова выдворить! Бросились Егорки с горки дрова таскать. Где вместе возьмутся — толку добьются. Тень, тень — потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красную девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом посидел — по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов вязка.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что я моло¬дец-удалец съел холодец, да еще тридцать три пирога с пирогом, и все с творогом, да один пирог с грибами, да один с потро¬хами... Болтал-болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.
Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли бог ума не дал, речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой — тридцать три корабля, тридцать три корабля лавиро¬вали, лавировали да не вылавировали; у нас на дворе-подворье погода размокропогодилась; сшит колпак не по-колпаковски, вы¬лит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпаковать, перевыколпаковать, нужно колокол переколоколовать, перевыколоколовать, нужно все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.
В четверг, четвертого числа в четыре с четвертью часа два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену, что у них на дворе трава, а на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместит двор дров, дрова выдворить давно пора, а Варька с Ларькой все хиханьки да хаханьки, хиханьки да хаханьки, как детишки махоньки, и не собираются дрова со двора выдворять.
У п р а ж н е н и е 1. Упражнение выполнять стоя. Медленный вдох носом и одно¬временно с быстрым выдохом через рот бросить корпус вниз. Медленно поднимаясь, делать медленный вдох. На выдохе бро¬сить корпус в сторону. Проделать упражнение несколько раз, меняя положение корпуса при выдохе — направо, налево, перед собой. Ноги в коленях не сгибать. У п р а ж н е н и е .2 Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖ-ЖЖЖЖЖ-ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ-НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж — ближе грудному звучанию, 3 — средине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ— верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить виб¬рацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маске). Попробуйте перево¬дить звучание всех согласных в различные резонаторы. У п р а ж н е н и е 3. На звуке У воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлич¬на. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука У. Три услышанные и верно воспроизведен¬ные высоты будут в какой-то степени определять диапазон ва¬шего речевого голоса. У п р а ж н е н и е 4 Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины, и начать «играть», ударяя им об пол. При этом счи¬тать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «от¬скакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с измене¬нием полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу — звук голоса ниже, мяч вверху — звук голоса выше. Сле¬дить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх. У п р а ж н е н и е 5 Встать прямо и, заложив руки за спину, опустить голову, почти касаясь подбородком груди. Представьте, что вы стоите перед глубоким колодцем, который чистит ваш товарищ. Вы «разговариваете» с ним, а фраза состоит из слоговых сочетаний Ба-Ба-Ба-Ба-Ба (подобно упражнению 22). Первый раз фраза произносится, когда партнер недалеко, второй раз, когда он спустился ниже, а, следовательно, оказался дальше, и в третий раз, когда он спустился еще ниже. Вы услышите, что от изме¬нения расстояния изменяется и высота звука, а также поймете, что высокое звучание не зависит от положения головы. Это нужно будет учесть во всех упражнениях в дальнейшем, чтобы при более высоком звуке не тянуть шею вверх, что приводит к неправильному положению гортани и образованию звука. У п р а ж н е н и е 6 Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме послед¬него (собака около вас). Последовательность упражнения: про¬изнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку не¬сколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В уп¬ражнении должна меняться высота звука. У п р а ж н е н и е 7 Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания. У п р а ж н е н и е 8 . Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука А (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке А сомкнуты; гортань должна быть опу¬щена, глотка раскрыта, маленький язычок и нёбная занавеска подняты. Проверить опущенное состояние гортани можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: нёб¬ная занавеска и маленький язычок поднялись вверх. Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного звукотечения. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выды¬хаемую на звуке М струю так, чтобы ощутить звучание в верх¬них передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук дол¬жен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожа¬ние— вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без пре¬пятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отража¬ется в ней. У п р а ж н е н и е 9. На одном дыхании вывести сочетание звука М с тремя глас¬ными— А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков. В зависимости от индивидуальных особенностей голоса в на¬чальной работе над этим упражнением сочетания М нужно брать с более верно звучащими гласными. Для одного голоса более легкое и верное звучание может быть на звуках А, О, У, для другого — И, Э, Ы; важно в этом упражнении вначале доби¬ваться непрерывного попадания в маску трех слогов (МИ, МЭ, МЫ), чтобы вырабатывать непрерывно льющуюся и верную струю звука голоса. Протяженность звуков характеризует определенную мело¬дию, которую в дальнейшей тренировке мы будем называть «распевной интонацией», так как это звучание приближается к протяженному певческому. В отличие от «распевной интона¬ции» в тренировке голоса будем развивать такое звучание, ко¬торое назовем «речевой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяженного звучания гласных и при¬ближается к разговорной мелодии. У п р а ж н е н и е 10. Задача упражнения — добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя лю¬быми (более верными) гласными, затем новый вдох — и новое сочетание. Последовательность упражнения: а) вдох носом; б) на одном выдохе — МА, МО, МУ или НА, НО, НУ; в) вдох носом; г) на одном выдохе — МИ, МЭ, МЫ или НИ, НЭ, НЫ. В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору. Проделать упражнение в различных высотах. У п р а ж н е н и е 11. Средним речевым регистром голоса мы называем наиболее привычное в разговоре звучание голоса, то высотное звучание, к которому постоянно возвращается голос. Средний регистр имеет определенный диапазон. Диапазон среднего регистра мо¬жет быть небольшим — включать четыре-пять нот различных высот, но может охватывать высотное звучание и большего объема. Говоря о диапазоне среднего речевого регистра, мы не принимаем во внимание широкий диапазон голоса, который мо¬жет быть у данного студента и больше раскрывается при пении. Нас интересует диапазон, то есть максимальный объем высот¬ных звучании, которые используются в разговорной речи. В не¬разработанном голосе природный речевой диапазон не всегда используется, и речь, естественно, обедняется, лишается мелоди¬ческого разнообразия, регистр из пяти нот не дает выразитель¬ности. Иногда бывает так, что средний речевой регистр обладает достаточным диапазоном, то есть в нём есть низкие и высокие ноты, но главного перехода от высоких к низким и наоборот в голосе нет. В таком голосе все ноты существуют как бы сами по себе, не связываются, и человек может говорить либо только на низких, либо только на высоких нотах, а это фактически также делает голос однообразным. В голосе необходимо добиваться постепенности перехода из одной высоты в другую, плавного звучания голоса. Укрепляя средний речевой регистр, мы, во-первых, воспитываем в голосе гибкость переходов, а во-вторых, постепенно увеличиваем его диапазон, то есть приучаем голос использовать высоты, ранее не использованные. Упражнение делается следующим образом. Взяв дыхание через нос и соблюдая правильный посыл звука в маску, произнести тренировочную фразу в речевой ин¬тонации, на одной удобной для голоса высоте. Затем, взяв снова дыхание, произнести ту же фразу в звучании более высоком, затем снова дыхание и снова повышение. И так пройти на по¬вышение четыре-пять ступенек. Если первая фраза была произ¬несена уже в относительно высоком тоне, то трудно будет под¬няться на четыре-пять ступенек, не насилуя голоса, поэтому нужно начинать упражнение с ноты удобного среднего звуча¬ния. Далее, взяв ту же строчку в том же среднем звучании, по¬пытаться спуститься (снизиться) на несколько ступенек. Также после каждой строчки брать дыхание, следить за правильным направлением звука. При правильном опускании от среднего звука, если мы положим руку на грудную клетку, то почув¬ствуем ее дрожание или вибрацию. Это значит, что у нас рабо¬тает грудной резонатор. Но вибрация звука в грудной клетке не снимает его звучания в маске. Звук независимо от его вы¬соты обязательно должен посылаться в маску. Данное упражнение в какой-то мере определяет первона¬чальный диапазон голоса, так как постепенное повышение и по¬степенный спуск уже заставляют голос двигаться от одной, вы¬соты к другой. Образуется как бы лесенка из нескольких сту¬пенек. Если мы поднялись на четыре ступеньки от середины и спустились на четыре ступеньки, то объем голоса будет опре¬деляться восемью ступеньками, восемью высотами. Повышение идет от ноты удобной, но относительно низкой. Дыхание берется после каждой строчки. Подняться на шесть ступенек и опуститься на восемь ступенек (четверостишие по¬вторяется). Следить за плавностью смены высот и точным по¬паданием гласных каждой строки на одну высоту. У п р а ж н е н и е 12. Для упражнения берутся следующие строчки: речь — Над светлым озером пурпуровой зари распев — Вечерний пламень потухает. речь — На берегу огни разводят косари, распев — И беззаботно собирает речь — Рыбак близ камыша сеть мокрую в челнок; распев — Уснули в сумраке равнины, речь — И только изредка прохладный ветерок распев — Пошевелит листы осины. И. Никитин Первая строчка в речевой интонации произносится на вы¬соте относительно низкой. Следующая строчка произносится в распевной интонации, повышаясь на ступеньку, затем — снова речевая интонация с повышением на ступеньку и так до конца. Дыхание берется после каждой строчки. Это же упражнение на чередование речи и распева проде¬лать еще раз, но попытаться строчку распева не повышать, а делать ее на той же высоте, что и предыдущая строчка в рече¬вой интонации. Последовательность упражнения такая: вдох — строчка в речевой интонации; вдох — строчка в распев¬ной интонации, но без повышения; вдох — строчка в речевой интонации уже с повышением на следующую ступеньку; вдох — строчка в распевной интонации на той же высоте, и так до конца предложенного текста. У п р а ж н е н и е 13. Взяв вдох через нос, поискать правильное течение звука в различных (четырех-пяти) удобных для данного голоса высо¬тах («удобных», то есть не очень завышая и не очень занижая).Во время упражнения внимательно следить за дыханием — правильной работой диафрагмы, ребер и мышц живота. Не те¬рять опоры звука и не переполнять легкие воздухом. У п р а ж н е н и е 14 Тренировочный текст для женского голоса.
Всё-то забыла я батюшку родного близких и сродников милых подруженек игры весёлые речи заветные. Знаю да помню лишь друга любезного. От удобного низкого звучания на каждое слово идет повы¬шение по всему диапазону, а слова «речи заветные» произ¬носятся на самом удобном высоком звучании. Затем от этой высоты со слов «Знаю да помню лишь друга любезного» голос на каждом слове понижается до самой удобной низкой ноты в более медленном темпе. У п р а ж н е н и е 15 Тренировочный текст для мужского голоса. Принцип упражнения тот же, что и для женского голоса. Видится правда-то слышится горе-то жалобу толку-то слезную милая девица мало — Слышу я малехонько. У п р а ж н е н и е 16. Текст для тренировки: Дай взгляну веселей: Дума — не помога. (верхний регистр) Для меня ль, бобыля, Всюду не дорога!
Без избы — я пригрет. Сокол — без наряда, (средний регистр) Без казны — мне почет, Умирать не надо!
В чистом поле идешь, — Ветерок встречает, (нижний регистр) Забегает вперед, Стежки подметает. И. Никитин Нужно добиваться, чтобы каждое четверостишие зву¬чало как разговорная фраза и удерживалось в намеченном ре¬гистре. У п р а ж н е н и е 17. Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется). У п р а ж н е н и е 18. В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижении. У п р а ж н е н и е 19. Работают двое. Текст — «Баллада о королевском бутер¬броде» А. Мильна в переводе С. Маршака. Первый: Король — Его величество Просил ее величество, Чтобы ее величество Спросила у молочницы: Нельзя ль доставить масла На завтрак королю. Второй: Сто раз прошу прощения За это предложение, Но если вы намажете На тонкий ломтик хлеба Фруктовый мармелад,— Король, его величество, Наверно, будет рад. Упражнение тренирует гибкость голоса и различные резона¬торы. Необходимо определить предлагаемые обстоятельства, которые дадут основания использовать разные приспособления в звучании голоса. Вот пример обстоятельств и ситуаций, пред¬ложенных студентами. Первый: 1) я — паж его величества и очень горжусь своим ответственным постом. Я молод, поэтому мой голос звучит вы¬соко, я приказываю от имени короля; 2) я — паж короля, но меня первый раз послали с таким ответственным поручением, и я предстаю перед важным и ста¬рым камердинером. Говорю-то я «молодым» голосом, но не при¬казываю, а прошу, извиняясь. Второй: 1) я — любимый приближенный королевы, давно служу при дворе и знаю, что король в стране не пользуется ни¬каким авторитетом. Говорю в нижнем регистре, издеваюсь, пред¬лагая заменить масло мармеладом; 2) я молодой слуга и хотя знаю, что король не пользуется уважением при дворе, мне неловко отказывать старому и ува¬жаемому слуге. При тренировке партнеры должны использовать как можно больше комбинаций звучания и приспособлений,— так, один произносит текст в верхнем регистре, другой отвечает ему в нижнем, первый произносит в нижнем, второй — в среднем, оба в нижнем и т. д. У п р а ж н е н и е 20. В упражнении участвуют двое. Первый: Антропка-а-а! Антропка-а-а! Антропка-а-а! (Звать громко — партнер далеко. Усиливать звук А.) Второй: Чего-о-о тебе? (Тихо, издалека, растягивая звук О). Первый: Иди сюда-а-а! (Громко звук А.) Второй: Заче-е-ем? (Средняя громкость.) Первый: Тебя тятя вы-ы-сечь хочи-и-ит! (Громко, усиливая звуки Ы и И.) Второй: Не пойду-у! (Громко звук У.) Первый: Антропка-а! (Громко.) Антропка-а! (Тише, удаля¬ясь.) Антропка-а! (Тихо, издалека.) В упражнении следует применять те приемы, которые помо¬гают использовать голос в различных силовых звучаниях. Не надо забывать о резонаторах. У п р а ж н е н и е 21. В упражнении участвуют трое. Задача та же, что и в предыдущем упражнении. Первый: Перево-о-озчик! Перево-о-озчик! (Громко.) Второй: Эге-ге-е-ей! (Громко.) Третий: Жди-и-те-е! (Тихо, издалека.) Первый: Скоре-е-ей! (Громко.) Третий: Плыву-у-у! (Средняя громкость.)
Существует два основных биомеханических принципа падений. Первый состоит в том, что мускулатура тела постепенно расслабляется, — так бывает при потере сознания. Второй состоит в том, что тело падает напряженно, как бывает от воздействий внешнего характера, например от внезапного сильного толчка; мускулатура в этом случае напрягается, так как падающий хочет удержаться на ногах.
Упражнение.
Руки подняты, пальцы сцеплены, как будто они держат нож, тело прямое (рис. 39, а).
Техника исполнения. На «раз» — ударить себя воображаемым ножом в живот и сразу согнуть туловище и колени — наклонить голову вперед, приподнявшись на носках (рис. 39, б). На «два» — повернуть правую стопу носком влево, так, чтобы пятка вышла вперед; одновременно туловище наклонить еще больше (рис. 39, в). Как только тело начнет падать вперед, выпрямиться, удерживаясь от падения. Повторить несколько раз. Поворот пятки правой ноги вперед при доследующем падении создает возможность приземления на наружную сторону голени (икроножной мышцы). В момент, когда тело начнет падать, обе руки, согнутые в локтях и прижатые к животу, должны передвинуться влево. Это предохранит от ушиба правую руку.
б) Основное упражнение. Построить группу шеренгами перед матами. Предложить учащимся выполнить задание предыдущего упражнения, но продолжать падение. Для этого надо, расслабляя мускулатуру, последовательно положить на мат правую пятку, икроножную мышцу с наружной стороны, бедро, таз, бок, затем плечо и, наконец, голову. Методические указания. Чем плавнее совершается переход из одного положения в другое, тем безопаснее падение. Иногда учащиеся совершают ошибку: поворачиваются влево больше чем на 90° и оказываются почти спиной к мату. Естественно, что в этом положении они не могут коснуться мата сначала икроножной мышцей и бедром, а сразу садятся на мат. Это опасно, так как можно сильно удариться крестцом, особенно на сцене, где придется падать на непокрытый пол. Кроме того, со стороны такое приземление .выглядит не падением, а «усаживанием».
Если падение происходит при мгновенной потере сознания, то оно должно проходить именно так, как описано выше. Если же сознание не потеряно, то перед падением должна быть сыграна борьба за жизнь: после удара ножом в живот надо выпрямиться (в это время воображаемый нож выпадает из рук); выпрямление может быть дополнено подниманием на носки. Затем, поворачивая правую пятку вперед, выполнить технику падения, которая была описана выше. Все эти движения выполняются последовательно и непрерывно, без пауз. Таким образом, в падении от удара ножом в живот можно, наблюдать как бы волну в движении туловища: вниз (удар), вверх (герой борется за жизнь) и снова вниз (собственно падение)
Падение «скручиваясь».
а) Первое подготовительное упражнение. Исходное положение: встать на правый передний угол мата так, чтобы его площадь оказалась за спиной. Присесть «а носках, развернув колени, ладони положить на колени, локти широко раздвинуть в стороны, спину вытянуть, голову опустить, мускулатуру напрячь (рис. 40, а). Техника исполнения. Не меняя этого положения тела, упасть, назад на левый бок, последовательно укладывая на мат левую сторону голени, бедро, бок и левое плечо (рис. 40, б). Затем встать и отойти в сторону.
б) Второе подготовительное упражнение. Исходное положение то же, что в упражнении «а», но прямая левая рука поднята вверх и развернута ладонью влево-назад. Техника исполнения. Выполнить упражнение «а», но левая ладонь должна коснуться мата на мгновение раньше, чем плечо. Левая рука должна быть прямой, иначе возникнет опасность удара локтем о пол.
в) Третье подготовительное упражнение. Исходное положение: встать рядом с левым ближайшим углом мата; принять положение, удобное для нанесения удара правая нога впереди, левая сзади, обе ноги чуть согнуты в коленях, колени развернуты; правая рука приготовлена для удара в лицо. Техника исполнения. По команде «В лицо бей!» вытянуть правую руку вперед и сделать выпад правой ногой, нанося воображаемому партнеру удар кулаком в лицо (рис. 41, а). Партнер: защищаясь, в ответ бьет нападающего воображаемым ножом в грудь. Поскольку партнер тоже воображаемый, надо вместо него ударить самого себя правой рукой по груди слева; одновременно поднять левую руку вверх, развернув ее ладонь влево-назад и оставаясь при этом на выпаде, т. е. правая нога согнута в колене, а левая прямая (рис. 41, б). От этого удара «ножом в сердце» туловище начинает закручиваться влево-назад, поворачиваясь на 180°, левым боком к мату. Левая нога слегка согнута, а левая рука поднята с развернутой назад ладонью.
г) Основное упражнение. Выполнить задание третьего подготовительного упражнения. После поворота на 180° учащийся окажется левым боком к мату. Упасть, повернув левую стопу на внешний свод и укладывая на мат сначала наружную сторону икроножной мышцы левой ноги, затем бедро, таз, левый бок; левая рука вытянута в сторону — вверх ладонью, развернутой назад; ладонь левой руки должна коснуться мата на мгновение раньше левого плеча (рис. 41, в). Это необходимо, чтобы смягчить приземление и предохранить голову от ушиба. После приземления правая нога оказывается сзади; в результате инерции от падения тела она перебрасывается вперед через лежащую на мате левую ногу, упираясь носком в мат (рис. 41 г). Это предохраняет колено и стопу правой ноги. Происходит это движение на мгновение позже приземления на бок. В момент падения опустить голову на левое плечо, одновременно расслабляя мышцы туловища, рук и ног (тем самым подчеркивается безжизненность упавшего человека). Падение «вперед через голову».
а) Первое подготовительное упражнение. Исходное положение: построение «стайкой»; сесть на пол, вытянув ноги вперед, пятки сомкнуть. Техника исполнения. Согнуть левую ногу в колене, стопу поставить на пол рядом с коленом правой (прямой) ноги. Отвести левое колено в сторону (влево), положить бедро на пол, при этом пятку левой ноги подсунуть под колено правой ноги. Затем лечь на спину. Лежа на спине, поднять ноги вверх (правая нога прямая, а левая согнута); опустить ноги в этом же положении на пол.
б) Второе подготовительное упражнение. Положить поперек зала несколько матов. Построиться шеренгами. Исходное положение: подойти к мату, присесть, положить ладони на мат. Техника исполнения. Сделать акробатический кувырок вперед, но в конце его лечь на спину, плавно опуская ноги, причем левая нога должна быть согнута, а правая — прямая.
в) Третье подготовительное упражнение. Отойти от мата на один шаг. Сделать небольшой выпад правой ногой вперед, повернув носок правой стопы влево (т. е. поставив ногу «косолапо»), и одновременно положить правую ладонь на мат, повернув пальцы влево. Прижав подбородок к груди, перенести вес тела вперед на правую ногу и правую руку (рис. 42, а).Это положение — исходная поза перед кувырком. Кувыркаться не надо — выпрямиться. Повторить упражнение еще раз.
г) Основное упражнение. Выполнить задание третьего подготовительного упражнения и в тот момент, когда вес тела переносится на правую руку и правую ногу, а подбородок прижат к груди, оттолкнуться ногами и сделать кувырок вперед, опираясь только на правую руку (рис. 42, б). В конце кувырка лечь, причем левая нога должна быть согнута в колене и находиться стопой под правым коленом (рис. 42, в). Методические указания. После приземления плечи по инерции немного приподнимаются. Избегать этого не надо. Это вторичное «укладывание» следует использовать для того, чтобы подчеркнуть, насколько тело стало безжизненным. Во время самого кувырка сыграть это нельзя, так как такое расслабление опасно.
Падение «вперед через голову» можно применять в таких, например, эпизодах: человек бежит, сзади раздается выстрел, пуля попадает в голову; получен сильный толчок сзади в спину, — в результате человек падает вперед, переворачиваясь через голову.
Падение «назад на спину».
а) Подготовительное упражнение. Встать спиной к мату. Сделать шаг назад левой ногой на мат, развернув носок левой ноги влево (шаг назад означает, что вес тела переносится на левую ногу); плечи при этом движении не поворачивать. Одновременно с шагом назад поднять прямые руки вверх (от сильного удара руки взлетели над головой). Методическое указание. Это движение, рук вверх-назад обезопасит голову от удара во время падения, так как в результате такого движения голова несколько наклонится вперед.
б) Основное упражнение. Повторить предыдущее упражнение. Стоя на левой ноге, чуть присесть на ней и затем подвернуть левую ногу, поставив ее на внешний свод. Сгибая левую ногу в «олене, "начать падение; укладывать на мат повернутую к нему внешнюю сторону икроножной мышцы левой ноги, затем бедро, левый бок и левое плечо (рис. 43, верхний). Руки остаются над головой. Затем, расслабляясь, повернуться полностью на спину, подчеркивая безжизненность тела, и незаметно для зрителя положить затылок на пол (рис. 43, нижний). Методическое указание. Это падение можно применять в случае, когда человек получил сильный прямой удар в лицо, или удар в челюсть («крюк»), или выстрел в лицо либо в грудь и т. п.