Все издательства можно условно поделить на четыре группы:
• Крупные издательские дома — «АСТ», «Эксмо» и др. Первая десятка лидеров рынка выпускает суммарно более 1/5 всех названий и 1/3 совокупных тиражей книг и брошюр (данные Российской книжной палаты).
• Средние издательства публикуют по нескольку сотен наименований в год, но при этом не обладают ни собственными типографиями, ни розничными сетями.
• Издательства, работающие под крылом у «китов». Они подыскивают авторов, готовят книгу к выходу, но печатью и распространением занимается уже крупная фирма.
• Мелкие независимые издательства.
В каких издательствах легче всего пробиться в печать? В средних и мелких, но имеющих надежные контакты с лидерами рынка. Большинство начинающих авторов обращаются в крупные издательства. А там огромный поток — несколько десятков рукописей ежедневно. Среднее издательство получает от 2 до 10 предложений в день, следовательно, шанс обратить на себя внимание намного выше. Секретарь пересылает заявки редакторам, ведущим соответствующие серии. Он же отметает явно клинические случаи: письма, написанные заглавными буквами, без знаков припинания, без конца и начала.
Редактор проглядывает аннотацию, синопсис (план) и первые несколько страниц. Если ему все нравится, он запрашивает книгу целиком. Нередко текст пересылают ридеру — внештатному сотруднику издательства, который отбирает, какие произведения стоит предложить к публикации. Синопсис выносится на редакционный совет, на котором присутствуют редакторы, менеджеры отдела реализации, представители PR-отдела и начальство. Как правило, такой совет собирается несколько раз в месяц; на нем и принимается окончательное решение о судьбе книги.
С автором заключается договор, назначается ориентировочная дата публикации, определяется формат и тираж. Размер тиража, в первую очередь, зависит от стоимости расходных материалов. Офсетная бумага — это дорогое удовольствие, и если издательство выбирает этот вариант, то обычно придерживается цифры в 3000 экземпляров. Если будет использоваться газетная бумага, то тираж может подняться до 5-10 тысяч. Легкое чтиво обычно выпускается в мягком переплете, серьезные книги — в твердом (этим Россия отличается от Запада, где подавляющее большинство книг выпускается в мягкой обложке).
Редактор редактирует, корректор ищет опечатки, дизайнер делает макет обложки, верстальщик верстает. После этого "черновик" книги показывают отделу продаж. Если он дает добро, то ведущий редактор совместно с отделом маркетинга готовят материалы для каталога и презентации для закупщиков. Проект подписывается в печать и уходит в типографию.
Книги издаются в порядке очередности, так что иногда приходится подождать несколько недель. Отпечатанный тираж отвозят на склад, который может принадлежать как самому издательству, так и оптовой фирме, с которой заключен договор о реализации.
Произведения, которые удачно расходятся, переиздают. Шансы книги на более-менее значимый коммерческий успех — примерно пятнадцать из ста.
Почему издатели задерживают выход книг?
Известная картина: договор подписан или его вот-вот подпишут, но все двигается медленно, месяцами. Или вообще не двигается.
Причины могут быть такие:
Нехватка сотрудников. В кризис народ пишет активнее, чем до кризиса — всем хочется поделиться наболевшим или наоборот отвлечься от мирской суеты. А в издательствах сокращение штатов, и там, где на рассмотрении рукописей сидело пять человек, сейчас сидит один.
Нехватка денег. В среднем с момента подписания договора до момента публикации проходит 8-12 месяцев. Бывают и приятные исключения — но только тогда, когда книга вписывается в очень прибыльную серию или отвечает на какие-то важные современные вопросы. Во всех остальных случаях книги публикуются в порядке очереди. Сейчас издают те произведения, договоры на которые были подписаны год назад. Они принесут деньги и их вложат в новый производственный цикл. Кстати, то, что издательство крупное, вовсе не означает, что у него много свободных средств; это означает, что оно ворочает большими объемами продукции и имеет огромные затраты.
Сомнения — а принесет ли книга прибыль? Если до кризиса издатели имели возможность играть в рулетку и выпускать проекты с неясным будущим, то теперь этот номер не проходит. Отложены до лучших времен многие дорогие издания. Отложены в сторону книги авторов, чьи предыдущие произведения провалились в продаже. Отложены книги в непопулярных жанрах. Книги, попавшие в категорию «под вопросом», оставляют до лучших времен или до истечения срока действия договора. Авторы мучаются, названивают, ругаются. Редакторы, как правило, не говорят ничего определенного. Во-первых, им некогда — они ведут множество проектов, запущенных в производство, во-вторых, неудобно: обнадежили человека и обманули.
Что делать? Расслабиться и писать новую книгу.
Кто есть кто в издательстве
Ниже описывается примерная структура крупного издательства; в средних и мелких фирмах речь идет не об отделе, а об одном сотруднике, который ответственен за то или иное направление. Но общие принципы все равно сохраняются.
Издатель — осуществляет общее руководство издательством.
Главный редактор — сотрудник, возглавляющий редакцию и определяющий редакционную политику издательства. Он не занимается каждым проектом в отдельности (исключение — звезды). Его задача — разработка концепций серий (направлений) и координация работы ведущих редакторов.
Ведущий редактор — это менеджер книжного проекта. Его функции: найти автора, убедить издателя вложиться в книгу и обеспечить ее публикацию. Так что «редактор» — это весьма условное название. Ведущему редактору приходится заниматься литературной правкой:
• когда надо подчистить безграмотную рукопись «звезды» или заказчика, решившего опубликовать книгу за свой счет; • когда серию срочно нужно чем-то наполнять, а приличных рукописей нет; • когда редактор верит, что сюжет книги — отличный, а вот литературного мастерства автору не хватает.
Каждый ведущий редактор специализируется на определенном жанре: например, на любовных романах, кулинарных книгах или словарях. У него есть постоянные авторы, но их состав обновляется: кто-то бросает писать, кто-то уходит в другое издательство, кто-то переключается на другой жанр. Чтобы найти нового автора, ведущий редактор • просматривает самотек (рукописи приходящие в адрес издательства), • опрашивает знакомых, • размещает объявление в Сети.
Последние два варианта обычно применяются для формирования серий нон-фикшн. Отдел продаж занимается продажей книг закупщикам (оптовым книготорговым фирмам, библиотечным коллекторам, крупным магазинам и т.п.). В больших издательствах могут существовать территориальные подразделения: например, по Украине, Казахстану, Сибири и т.п. Также есть отделы, которые занимаются продажами определенного типа: например, через интернет или «книга – почтой».
Отдел по работе с иностранными правами — сотрудники этого отдела отслеживают зарубежные бестселлеры и закупают права на перевод на русский язык.
Производственный отдел — это люди, которые, собственно, делают книги. Они оценивают, во сколько обойдется печать — в зависимости от формата, качества бумаги, вида обложки и т.п., верстают макет и работают с типографиями.
Главный художник — сотрудник, который несет ответственность за внешнее оформление книг. В некоторых издательствах есть штатные иллюстраторы, в некоторых под оформление каждой серии нанимается внештатник.
Маркетинговый отдел — это люди, которые отслеживают состояние дел на книжном рынке вообще и ход продаж в своем издательстве в частности. Они выясняют, что хорошо продается, а что плохо, какие направления перспективны, а какие нет. Директор по маркетингу определяет размер рекламного бюджета. Сотрудники отдела также занимаются всеми промоушен-материалами и мероприятиями — от каталогов до семинаров для книгопродавцов. Основная задача маркетингового отдела — увеличение продаж.
Отдел PR — это люди, которые занимаются пиаром книг и самого издательства. Они работают с прессой и интернет-аудиторией, организуют встречи с читателями, выступления автора на ТВ и пр. Нередко им в помощь нанимаются внештатники.
Литературный редактор — это человек, который занимается правкой текстов. Профессиональные литературные редакторы, как правило, работают с рукописями звезд, политиков и прочих авторов, которых «надо опубликовать». Обычно это фрилансеры.
Совет:
Знакомьтесь с сотрудниками издательства. Буквально настаивайте (насколько позволяет вежливость), чтобы вас свели с верстальщиками, художниками, начальниками отделов региональной торговли и т.п. Если у вас сложатся хорошие отношения, то продвигать проект будет намного проще. Автор: Эльвира Барякина
А вот это уже очень дельная и полезная информация! Чес слово - не сайт а клад полезной информации. Доброй дороги - идущим! Силы и терпения - ожидающим! Искренности - встречающим! Волшебного пинка - нерешительным!!!