Время перекура на одной из репетиций в театре. На сцене меняют декорации, кто-то повторяет текст, атмосфера репетиционного процесса. В правом углу авансцены стоит Коллега и что-то декламирует в зал. К нему подходит Актер. - Как роль? Коллега – (машет рукой) – Не спрашивай! …
Какое то время молчание.
Актер – Ты знаешь, мне на днях сон … странный приснился. Такой… светлый, радостный… я там был счастливым. Ты когда нибудь бывал счастливым? Коллега ( с удивлением на лице) – Что это с тобой? Вопросы какие то странные… У меня машина третью неделю в ремонте, в квартире теща смотрит сериалы, ребенок отказывается ходить в садик, а жена спрашивает каждый день «как сильно я ее люблю»… а ты мне про счастье. Ты что издеваешься? Актер – Нет, я не в том смысле. Я … ты ВООБЩЕ чувствовал себя когда нибудь счастливым? ( говоря это голос и взгляд меланхоличны) Коллега – (подобрав со сцены свои листки с ролью) Да. Когда я крепко сплю, и не вижу никаких, в том числе и счастливых снов. Актер – Знаешь, у меня есть мечта… Я хочу сыграть драматическую роль. Коллега – Здрассьте! Тоже мне «трагик» нашелся! ( Смеется) Ты что… выпил с утра… ( показывает жест, который обычно означает «принять алкоголь) крепкого чаю. (Смеется громче). У нас же театр, читай по губам, Ю-мора и Са-ти-ры. Актер – А я мечтаю. Что-то во мне такое бродит и не находит выхода, понимаешь… я долго думал, пока не понял, что я создан для драматических ролей. Коллега – Ты меня пугаешь! Ты ведущий актер театра, твое амплуа «комик», тебе 42 года. И вдруг ты осознал что ты трагик? Актер – Да. Коллега (начинает нервно ходить взад и вперед по сцене, говорит экспрессивно размахивая руками, местами останавливается и обращается к невидимой аудитории) – Да! Нет, ну вы слышали! Просто Да! Господи, ну за что мне все это. У меня был самый крутой велик во дворе, и я его обожал, мне нравилась девчонка с пятого этажа с веснушками на носу и вечно спадающими гольфами, я мечтал стать кос-мо-навтом. И что? Мне 38 лет. Я имею машину которую ненавижу, потому что она ездит на мне, а не я на ней. Я женился на какой-то Мисс школа, у которой вместо мозгов косметичка. Но этого мало - я актер, потому что мои родители разглядели во мне дарование, а я не хотел их огорчать. И вот, за несколько дней до премьеры спектакля , который ненавидят все, кроме режиссера, ( подходит в упор к Актеру) ты заявляешь мне сначала про счастье, и добиваешь трагиком. И знаешь что… ты его сейчас увидишь, потому что я разрыдаюсь прямо здесь и сейчас. Актер – Извини.
Раздается звонок и приглашение актеров на сцену для продолжения репетиции. Актер уходит за кулисы, коллега ищет свою тетрадь с ролью. Актер выходит на сцену, к нему подбегает коллега, берет под руку и ведет к кулисам. В это время актеры постепенно появляются на сцене для репетиции.
Коллега – Послушай, я тут немного вспылил, ты уж прости, задергался весь. Если ты это серьезно решил, то может попробуешь, я знаю как минимум четыре театра, куда стоит сходить. Хотя нет, три, в одном … ты явно не во вкусе режиссера ( смеется) . Сходи… попробуй… (глядя в зал) пусть хоть чья-то мечта сбудется.
Гаснет свет.
Следующее действие.
Актер на сцене другого театра. Идет прослушивание, он пробуется на роль. В левом ближнем углу сцены сидит Режиссер с двумя помощниками, один из которых непрерывно что-то пишет, другой пытается уловить любую прихоть режиссера.
Режиссер – Вы знаете, если начистоту, то я согласился прослушать вас, так сказать из уважения, я видел многие спектакли с вашим участием и надо признаться, вы потрясающий комедийный актер. Но… почему вдруг вы решились на резкую смену амплуа, и простите за бестактность, в вашем возрасте? В актерских кругах – это сродни самоубийству. Актер – Мне трудно ответить на ваш вопрос. Он вполне закономерен, и вы все говорите правильно…я просто … чувствую, что уже готов к этому. Понимаете?
Видно что никто ничего не понял, помощники ухмылялись, режиссер развел руками.
Режиссер – Ну что же.. начинайте. Что вы будете изображать? Актер – Благодарю. Отрывок из Гамлета. Концовка. Там где он умирает. Режиссер – Ну Гамлет, так Гамлет. Прошу.
Актер читает предсмертный монолог Гамлета. Играет хорошо и талантливо.
Когда ты муж, отдай его ты мне! Оставь! Я заклинаю небом, дай! Какое я оставлю по себе Запятнанное имя, друг Горацио, Когда все так останется безвестным! О, если ты меня любил - постой! Не отворяй себе врата блаженства И пострадай еще в ничтожном мире, Чтоб повесть рассказать мою. Вдали слышен марш и выстрелы Что за военный шум?
Горацио, я умираю. Яд Стеснил мой дух. Я не дождусь вестей Из Англии, но предрекаю: выбор Падет на молодого Фортинбраса. Ему даю я голос мой предсмертный. Ты обо всем случившемся ему Подробно расскажи: конец - молчанье.
Актер падает на сцену изображая смерть Гамлета.
Помощники режиссера хлопают. Актер подымается.
Режиссер – Ну что же… В целом неплохо, но все же в своем амплуа вы без сомненья лучше. К тому же для Гамлета вы староваты, уж простите сердечно. Хотя... умирали вы недурно... недурно. Знаете что, я пожалуй дам вам рекомендацию ( помощники быстро дают ему кусок бумаги, где он что-то пишет), вот, попробуйте здесь. Рад был познакомиться.
Гаснет свет.
Следующее действие.
Актер на сцене следующего театра. Режиссер сидит в зрительном зале на первом ряду. Он очень импульсивен, одна из привычек, вскакивать и заложив одну руку в брюки а другой жестикулируя, ходить по проходу.
Режиссер – Я собственно не пойму почему вам рекомендовали обратиться именно сюда ( встает с кресла и разводит руками, весь последующий текст он говорит расхаживая возле сцены.) Да, актер играющий Короля Лира заболел, но у нас есть замена из второго состава. Черт знает что. Не понимаю. Что они себе там думают, они значит вас не приняли, а тут можно подумать проходной двор. Нет, я всегда знал что нас считают Вторыми, но ЭТО уже переходит всякие границы.
Пауза. Чувствуется неловкость.
Актер – Простите за беспокойство. Я наверное лучше пойду. Режиссер – Да нет уж. Коли настроение уже испорчено, давайте выкладывайте с чем пожаловали. Ох уж эти мне актеры со своей тонкой душевной организацией, слова им не скажи, тут же обижаются! А что же вы думали, мы будем здесь от счастья подпрыгивать, от того что вы нас осчастливили своим приходом. Нет батенька, быть актером тяжелый труд… в ваши годы уже пора бы и понять это. Черт знает что такое! ( одна из фраз-паразитов режиссера)
Режиссер – Какое место из Короля Лира вы будете изображать? Актер – Сцену смерти. Режиссер – Я так и думал. (бубнит) Мне сегодня снилось сырое мясо… и вот пожалуйста. Начинайте. (Усаживается в кресло)
Актер играет сцену смерти Короля Лира
Повешена, глупышка! Нет, нет жизни! Зачем собака, лошадь, мышь - живут, А ты не дышишь? Ты ушла от нас Навек, навек, навек, навек, навек! - Здесь отстегнуть прошу; благодарю вас. Вы видите? Взгляните, губы, губы - Взгляните же, взгляните... Умирает.
На последних словах, падает. Затем медленно подымается. Видно что он вложил всего себя в этот монолог.
Режиссер – Отлично! Черт! ( быстро поднимается к актеру на сцену и протягивает руку для рукопожатия)) Вы играете даже лучше нашего Лира. Глаза, слезы, дрожащие колени... потрясающе! Я в восторге! Актер (приободренный и смущенный) Спасибо вам. Режиссер – Да что ж спасибо, милый мой Лир, ведь взять то я вас не могу. (Цокает и разводит рукой, другая в кармане. Начинает ходить по сцене. Временами поправляя занавес вытирая невидимые пылинки, то ногой то-то поправляя на сцене. Ведет себя как человек который вынужден отказать, но ему все же это неприятно, и вид у него смущенный). Вот какая штука. Актер вы замечательный, я видел ваших парочку спектаклей, смеялся до колик, но... тут совсем другое дело, понимаете. Наш Актер – величина, знаменитость, если он узнает, что я беру на его роль другого актера... я даже думать об этом не хочу ( болезненно морщится). Да и к слову сказать, для Лира вы еще молоды, а для Гамлета уже стары. Актер – Но... Режиссер – И для Отелло недостаточно черный. Актер – Вы с самого начала не собирались меня брать. Зачем же... все это? ( показывает рукой на пол, подразумевая свою роль и падение в конце) Режиссер – Черт его знает. ( смотрит в пол )
Гаснет свет.
Последнее действие.
Актер стоит на сцене. Вид его выражает уныние и разочарование. От первого до последнего действия с ним произошли изменения – он стал угрюм, подавлен. Помощники режиссера сидят за столом который стоит в правой части сцены. Из правых кулис выходит режиссер и прямиком идет к Актеру. Режиссер- Простите великодушно за опоздание ( пожимает руку актера). Идет к столу, и занимает свое место. – Нам действительно нужен актер, причем в срочном порядке, так уж вышло. И я рад, что вы пришли к нам. Мы еще не определились с выбором, не буду скрывать вы не единственный претендент на роль, но, как говорится, победит сильнейший. Все в ваших руках. Актер – Значит, вам действительно нужен актер?( упор на слово действительно). Режиссер – Да. И если вы не ошиблись в своем драматическом даровании – мы будем рады видеть вас в нашем театре. Актер как будто преобразился. Расправил плечи, и уже не смотрел в пол. Режиссер – Что вы нам прочтете? Актер – Монолог Отелло. (пауза) Впрочем... позвольте мне прочесть свое. Режиссер – Да, да , конечно. Начинайте.
Монолог Актера. Читает его обращаясь к зрителям.
Я всю жизнь смешил людей. Их смех был мне наградой и утешал меня в трудные минуты. И чтобы ни случилось в моей жизни, на сцене я забывал обо всем, видя смеющиеся лица детей, заливисто хохочущих и хлопающих в ладоши. А лица стариков? Их глаза сияли как в дни молодости и так трогательно было смотреть как они приходят парами и держат друг друга за руки даже во время спектакля. И даже молодежь, на время забывала о шалостях и полностью погружалась в мир, сердце которого находилось на сцене. Я жил в этом волшебстве много лет, считая себя счастливым, не замечая бед, трудностей и неудач. Всегда был искрометным, с шуткой на устах и заранее отрепетированной улыбкой. Все знали меня таким, да я и был таким. Мое амплуа – комик. И я старался и в жизни ему соответствовать, не разделяя жизнь и сцену. Вся жизнь и весь мир был калейдоскопом ярких красок. И однажды все кончилось. В один день, вернее ночь. Только я видел как она падала. (Пауза) Стоя на балконе, я увидел как летит девушка... летит вниз, и потом... этот звук! Яркая вспышка разорвала моё сознание.. В этот момент мир изменил для меня запахи, звуки и цвета... и стал чёрно-белым. А старые ощущения яркой кометой пролетели, упали и разбились вместе с ней. Я впервые увидел Смерть, я практически был ее участником, был в составе ее спектакля и играл свою роль. Она была совсем рядом, протянув руку я мог к ней дотянуться и до сих пор слышу шелест ее платья – самого страшного звука в моей жизни. С тех пор смеяться стало больно... Лица в зале стали выглядеть иначе, мне казалось что они смеются не в тех местах где нужно, шутки казались плоскими и глупыми, спектакль ни куда не годным. Их смех стал напоминать ржание. А актеры - держащимися за свое место неудачниками, пьяницами и постаревшими инженю. Сны стали липкими, тягостными и просыпаться не хотелось. А сердце... оно, я стал его чувствовать, понимаете? Я вдруг понял что оно у меня есть... в этом месте сдавило обручем, и не отпускало. Шло время, но ничего не менялось, и становилось только хуже.( встает на колени) Обруч сжимался все туже и туже, иногда я слышал даже глухие удары – Тух, тух, тух.. – это оно, с трудом ворочает мою отравленную смертью кровь. Сердце износилось как старый башмак. Я чувствовал что умираю. Но однажды, все кончилось. Мне приснился сон – самый необыкновенный сон в моей жизни. Там было много света, радости, чего-то необъяснимого. Проснувшись, я понял что СВО-БО-ДЕН. Обруча нет. Впервые в жизни я чувствовал себя счастливым. Но вместе с тем, пришло понимание – кто я есть. (Встает. Постепенно начинает говорить надрывно) Я видел Смерть, я знаю ее. Я должен ее показать – чтобы задумались, поняли и очнулись те, кто спали многие годы. ( Со слезами, держа одну руку на сердце.) Жизнь – одна, а у смерти много лиц. ( Возвышая голос, как бы декламируя) Не растрачивайте себя по мелочам, берегите свет который есть в каждом из вас. ( падает на колени и сжимает сердце). У каждого свой срок, свое предназначение... (улыбаясь) я успел... сказать... успел сыграть... СВОЮ РОЛЬ. Падает. Аплодисменты. Режиссер аплодируя идет по направлению к актеру, произносит. - Это самая правдоподобная смерть, которую я когда-либо видел!
В это время помощник нагнулся к актеру. Шевельнул его, актер безжизненно остался лежать. Когда он поднял голову, по его выражению поняли, что Актер МЕРТВ.
Тишина.
Режиссер – Это была лучшая роль, которую я когда либо видел.
Нэша, дорогая, только руки - ноги дошли! Только прочитала! Очень понравилось! Очень!
И раз уж мы решили друг-друга критиковать, то... «Ты что издеваешься?» - по-моему, тут запятую пропустила. «Коллега – (подобрав со сцены свои листки с ролью)» - когда он их на сцену положил? «они значит вас не приняли» - А слово «значит» надо выделять запятыми? «Я чувствовал что умираю» - перед «что» - тоже запятая.
И еще. Мне кажется, что начало немного скомкано. Финал — грандеозный. А начало... Мне бы хотелось немного расширенного взгляда на этого актера. Немного получше узнать его ДО. Может, даже побыть на одном из спектаклей... В общем — вот тебе мое скромное мнение...
Анаит, спасибо и за мнение и за критику, и особенно за то, что вообще прочитала Знаки препинания там без правки, написано давно было и не правилось вовсе, так что да, там с этим дело надо разобраться.
Quote (Анаит)
Может, даже побыть на одном из спектаклей...
вот сейчас подумала и скажу тебе, что ты права!! Если начать с того, какой он именно в комедийной роли, то тогда концовка заиграет новыми красками на контрасте. Как говорится, вот такой был и вот такой стал. Так что над текстом поработаю, не люблю оставлять "полуфабрикаты" Спасибо ещё раз, чужой взгляд всегда очень важен
Нэша, я даже увлекся, хотя пьес на бумаге не люблю. Есть сюжет (!), настоящая театральная интрига, МЫСЛЬ(!), все это хорошо передано: динамично, без длиннот, без "умствований" Я, как критик - никакой, тем более - в драматургии, но думаю, эта пьеса имеет полное право на нормальную жизнь. Единственно - может, еще по тексту пробежаться на предмет фраз - штампов: думаю, было бы еще точнее, если бы некоторые персонажи употребляли их чаще (показушно!), а некоторые - совсем не пользовались, чтобы подчеркнуть эту особенность у первых. Это, конечно, мои личные домыслы. Потом еще, может, добавить режиссерам в репликах индивидуальных особенностей, а то они примерно одинаковые все... А может, наоборот, дать им одинаковые речевые обороты (2 - 3), чтобы тоже подчеркнуть жизненный штамп? Актер - золото: он из общего ряда в меру выделяется (без выпячиваний суперэго, без "гениальности") - живой и человечный. Именно поэтому такой удар по нервам. Общая ситуация не нова, но в рамках пьесы все выглядит органично, не затасканно. Если уж очень сильно придираться - можно начать монолог сразу со слов:
Quote (Нэша)
Мое амплуа – комик
Кажется, это ситуацию только обострит. Вот и все, пожалуй.
smpetrov, какой отличный комент , я признаться не думала что вообще длинные тексты кто-то читать будет.Поэтому очень признательна, за то, что глаза напрягали и всё это прочли. И Конечно же за полезные замечания и мысли. Эта пьеса на данном этапе что-то вроде базы, которая требует улучшений, дополнений и шлифовки. И благодаря вам, я её сделаю лучше. Спасибо Отшумят праздники, закатаю рукава и перепишу.
И я прочла Согласна с тем что писали выше. Самое главное, что пьеса действительно увлекает и пробирает до дрожи. Не нужно что то особенное, чтобы понять истинное, достаточно простой малости, в данном случае, стать свидетелем смерти другого человека . хорошая пьеса, спасибо. Титул - Пародист Острое жало