Прошу оценить пример прозы. Если получу хорошие отзывы островитян , помещу в чистовик. А так сразу, не решаюсь.
Из цикла " Школьные были"
Машкин дневник
Маша была симпатичной, невысокой, стройной, голубоглазой. Школьные блузки всегда отличались завидной белизной, ногти, русые волосы и обувь чистотой, тетрадки прекрасным почерком. Она любила свою семью, школу, учителей, животных, хорошо относилась к одноклассникам, девочкам во дворе, обожала маленьких детей и с детского сада мечтала о братике и сестрёнке, но мечта оставалась только мечтой из-за проблем со здоровьем мамы. В конце концов, родственную душу ей заменил … дневник. Ему, словно близкому человеку, доверяла мысли, надежды и даже … сны. С годами, а дневник она начала вести с девяти лет, он становился всё толще: новые тетрадки подшивала, подклеивала к той, самой первой, а потом завела новую девяностолистовую в тёмно-синей обложке.
Мария была в том возрасте, когда юный человек начинает критично относиться к себе и окружающей действительности, видя чёрное и белое, не признавая полутонов, Отношение к себе выражалось в расстройстве по поводу не там находящейся родинки, не очень тонкой талии и худых ног. Мама успокаивала Машу, говоря о том, что в подростковом возрасте все выглядят не так, как в юности, что все растут и далеки пока от совершенства, но дочь пропускала это мимо ушей, и чувство неудовлетворенности не отпускало её.
А в дневнике постепенно стали появляться характеристики на одноклассников. И, увы, они никого не могли украсить.
«Васька грубый, пошлый, противный. Сидит на уроке вчера, правой рукой пишет, а левой приподнимает юбку у Светки. Она как треснет по руке! Он как заорет: «Наталья Владимировна! А Симонова дерётся!» А Пашка с последней парты: «Значит, заигрывает!» Светке аж поплохело. Но сама виновата. Юбку носит – выше плеч. Ещё бы короче, да некуда. Да хоть бы ноги приличные были! Кривые, худые, коленки торчат. Страх, а не ноги.
А Пашка сам, точняк, к Светке неровно дышит. И что в ней нашёл? Нос – картошкой, волосы – солома… Не то, что у Кристи – хвост. Вот уж волосы! Но фигура! И как можно в таком возрасте столько жира иметь? День и ночь, наверно, пирожки жуёт! Конечно, мать в столовке работает - можно разъедаться. Моя раз в месяц только стряпает. До ночи работает. Никогда дома нет. С папкой варим кашу да сосиски… У Криськи ещё конфеты всегда в портфеле.
А я сладкое почти не ем. От него кожа портится, как у Лильки – сладкоежки. Как она с такими угрями живёт? Я бы, точняк, удавилась! Ну, как наша Лерка! Что не по ней, сразу орёт: «Отравлюсь – повешусь!»
Когда во вторник диктант писали, и ей четвёрку поставили, она такую истерику закатила. Русичка вокруг бегает, а она заливается: «Домой не пойду! Мать убьет! Мне пятёрку надо! Я из дома сбегу» Думает, покричит – поорёт, ей четвёртак на пятак исправят.
И Женька Локотков так же думает, когда мамашу с собой в школу приводит. Ходили они парой, дважды пересдавали, оценку по алгебре исправляли. Весь класс над ним ржёт. Я бы в жизнь не пошла. Если трояк, значит трояк. Зачем унижаться?
И всё остальное в толстой тетради было примерно такого рода. И объективно все написано, и факты имели, так сказать, место, но сам тон, каким это было перенесено на бумагу…
Несколько раз в жизни с разрешения «хозяек» доводились заглядывать в девичьи дневники. Об одноклассниках там тоже писалось, но иначе. Больше описывалась быт, учёба, увлечения… и любовные страдания. Ни в одном дневнике не видела таких убийственных характеристик на друзей и знакомых. И если дневники моих юных приятельниц можно было назвать объективным описанием жизни, то Машин дневник день от дня всё больше походил на перечень недостатков одноклассников и знакомых в едкой сатирической форме.
Дневник никто не читал дома, и это правильно, на то он и называется личным. Не одобряю ухищрения некоторых матерей для того, чтобы прочитать дневники их детей без разрешения. Дневник моей дочери, который вела в школе, четыре года лежит на антресолях, и мне даже в голову не приходит достать его и прочесть.
Вернемся к Маше… Однажды случилось непредвиденное. Не дописав что-то на страничке дома, она принесла дневник в школу. На переменке стала писать, а соседка по парте Саша заглянула в записи. Маша прикрыла рукой. - Ты что? И посмотреть нельзя? - Нельзя! - Так ты никогда не закрывалась! - Понимаешь, это личный дневник. Никто не должен читать. - Даже я? - Даже ты! Это моё, личное. Не для всех! - Я что ли все? - Ну, нет. Ты – моя подруга, но дневник не дают даже подругам. - Подумаешь! Пиши себе, а я к Верке пересяду!
После третьего урока дневник пропал из рюкзачка, но хозяйка заметила не сразу. На перемене после пятого урока почувствовала неладное.
По углам класса - шепотки, смешки, которые угасали, стоило ей приблизиться. Все девчонки вели себя неестественно. Маша почувствовала тревогу. Пока не было понятно, откуда это ощущение дискомфорта, предчувствие чего-то плохого, даже страшного… В конце пятого урока она обнаружила, что дневника в рюкзачке нет. Быстро перебрала все учебники и тетради, завертелась, слазила под парту – нигде ничего не валялось. Дневника нигде не было!
Прозвенел звонок. Все стали собираться домой, но староста Воронина Ольга , высокая и властная , вышла к доске и объявила: «Пацаны уходят, девчонки остаются! И ты, Маш, тоже! Обязательно!» Девочка застыла на месте. В таком же «ледяном» состоянии она пребывала и тогда, когда Ольга села за учительский стол и строчка за строчкой стала читать е ё д н е в н и к.
Когда закончила чтение, в кабинете была такая тишина, что ломило виски. А потом всех прорвало: они бросились к Машкиной парте, возмущались, унижали, угрожали, размахивали руками. В какое-то мгновение она почувствовала, что сейчас её убьют! Упала на парту, закрыла голову руками и зарыдала.
Болезненными молниями вспыхивали мысли одна за другой: «Воры! Как они посмели? Кто украл дневник? Это моё, личное! Я же никого не обижала! Никого не обзывала, не унижала. …Плохого слова никому не сказала. Я с ними дружила! А они? …Никому не говорила, что она курносая! Что у неё ноги кривые. Почему так злятся? Что хотят? За что? …Я никого никогда! Но выговорить вслух всё это не могла, а продолжала горько плакать. - Ладно, девчонки, - прервала шум Ольга. - Надо что-то решать. Так оставлять нельзя! А будем орать, ещё не такое напишет! - А что нам делать? - Морду набить! - Пусть извинится! - Родителям пожаловаться! - Дура! Родоки - то при чём? - Пацанам сказать! Лёшка ей устоит! - Да катись ты со своим Лёшкой! Мы сами решаем. - Объявить бойкот! - Точно! Бойкот! - Не разговаривать! На вопросы не отвечать! - Не замечать её! - Никому с ней не сидеть! Пусть на последней парте ошивается! Писательница хреновая! - По роже этой же тетрадью надавать! - Стоп! – перебила Оля. – Давайте её послушаем. Говори, Машка, как ты дошла до жизни такой? Как решила нас всех…
- Девочки! – давясь слезами, воскликнула Маша.- Я не хотела, честное слово! Сама не знаю, как само собой написалось. Но я никому не читала. Это никто не знает! - Самое паршивое, что ты так думаешь! - Думала, ты – клёвая девчонка, а ты – паскудная тварь! – сквозь зубы прошипела спортсменка Эля. - А что ты пишешь о своей любимой подруге? – Взволновано заговорила тихоня Влада.- О Саше. - Точно, - рыжая Валька выхватила у старосты дневник. «Сначала Сашка дружила с Альбинкой. Но Сашка – лидер, и Алька ей в пару. Они были как лебедь и щука. Сашка тянет в небо, Алька – в воду. А со мной Сашке удобно. Она - в библиотеку, я - в библиотеку. Она - в парк, я - в парк, ей охота на стадион, и за ней как хвост повсюду. Она и шоколадку мне купит, и пепси угостит в торговом доме, когда ей по магазинам одной неохота. Где-то я слышала фразу: «Как орлица над орлёнком». А хочется ли мне быть этим орленком, хоть бы кто спросил. Обрыдло всё!»
- Значит, обрыдло тебе, когда тебя шоколадом угощают? Слово-то какое придумала! - Сашенька! – завопила Наташка Гулькина. – Давай с тобой дружить. Я шоколад до смерти люблю. На руках носить буду, только почаще угощай. - Да пошла ты, - огрызнулась Саша, и нервно теребя бретель сарафана, вышла в коридор. - Да! С Сашкой ты – полный аут! – вздохнула Оля. - Нет, девки! Пустите меня, сейчас врежу, - рванулась к парте Лилька. - Тихо! Погодите! Тут всем досталось, - сбила пыл староста. – Я – холодная рыба, она – курносым носом небо подпирает, Криску пора сдавать на мясокомбинат на колбасу. А ты, – обернулась к Машке, - у нас - совершенство? - Вот именно! Сама на кого похожа? Орлёнок, понимаешь, нашлась! Курица безмозглая! – Лилька покраснела от гнева.
Долго ещё в классе стояли шум, гам, крики, слёзы… Из коридора в класс несколько раз заглядывавли ребята других классов , натыкаясь на дружный ор: « Закройте дверь!». Трижды Оля перехватывала занесённую над Машкиной головой девичью руку.
А закончилось эта история неожиданно. Марина Боярышева – светлая голова, талантливая скрипачка, сказала тихо, но услышали все: - Хочу предложить, во-первых, сжечь дневник во дворе, во- вторых, купить новую тетрадь, и пусть она за неделю напишет о каждом то хорошее, что найдёт, потому что в каждом есть что-то стоящее. А потом прочитает после уроков. Но девчонки добавили горечи в решение: пока не напишет, не разговаривать, не замечать.
Четыре вечера школьница сидела над общей тетрадью. Сколько слёз пролила! Были эслёзы и злобы, и обиды, и раскаяния, и надежды. Выполнила задание. А пока писала, отыскаивая в каждом хорошие черты, не заметила, как повзрослела за эти дни, научившись воспринимать мир во всем его разнообразии, с оттенками и полутонами… И ещё не известно, что принесла девочке эта маленькая трагедия. Только боль и обиду или что-то другое: более важное и ценное.
Татьяна Сунцова. Удмуртия.
Сообщение отредактировал Tavvolga - Понедельник, 01.08.2011, 19:25
Татьяна, вы действительно интересно пишете. Но я выделила несколько мест, на которых споткнулась:
Quote (Tavvolga)
Маша была симпатичной, не высокой, стройной, голубоглазой.
здесь кажется, что вы говорите: "Маша была не высокой, не стройной, не голубоглазой". Я бы перекроила фразу, например так: "Маша была симпатичной, стройной и голубоглазой, хотя и не высокой."
Quote (Tavvolga)
И если дневники моих юных приятельниц можно было назвать объективным описанием жизни, то Машин дневник день от дня всё больше походил на перечень недостатков одноклассников и знакомых в едкой сатирической форме.
и далее по тексту про дневник моей дочери. Без предпосылок. Если рассказ ведет женщина у которой есть ребенок (дочь), то следует как-то и в начале и в конце это обозначить. Если же рассказ ведется (как у вас в начале и в конце) от третьего лица, то следует этого и придерживаться. Иначе получается путаница. Мое мнение - это надо исправить!
Quote (Tavvolga)
во весь свой без двадцати сантиметров двухметровый рост:
без пяти минут пол пятого... К чему лишние слова? Вы хотите подчеркнуть значимость за счет роста? Я бы переделала, например так:"Все стали собираться домой, но староста Воронина Ольга, высокая и властная, встала из-за парты:" Вот и все! Спасибо за ваше творчество. Моя страница, велкам! Мой дневник
Таня, я, кажется, поняла, в чём дело. Просто слово "невысокой" пишется слитно.
Quote (Tavvolga)
доводились
Опечаточка. "Доводилось"...
Quote (Tavvolga)
описывалась быт, учёба
"Описывались"
Но это мелочи. Сам рассказ очень жизненный. У каждого, мне кажется, были свои "маленькие трагедии" в детстве. Конечно, описанная ситуация довольно шоковая для девочки, но научить она её должна была чему-то обязательно. Титул - Лирическая маска года Титул - Юморист Бойкое перо
Уважаемые Анаит, с Самира, дорогие островитяне! Спасибо ОГРОМНОЕ! Ещё раз благодарю Нэшу, что пригласила к Вам. Я таких вдумчивых отзывов, и главное, правильных о своей прозе на страницах Инета ещё не встречала. Конечно, всё исправлю. И "экскурс" о своей дочери вообще уберу. Он, дейсвительно, здесь совершенно не к месту. Это сразу чувствовала, но почему-то оставила. Сказывается педагогический "зуд", поучить же надо! Ввернуть этакое про матерей, лезущих в детские дневники без разрешения. И фразы, поняла, о дневниках приятельниц нужно менять. а то автор вдруг стал ни с того ни с чего действующим лицом произведения. Ещё спасибо, что увидели досадные мои опечатки. С вашего позволения ещё некоторые вещи тоже "пропущу" через форум. Новая тема активнее здесь читается, чем новое на своей страничке. Надеюсь получить такие же ценные советы. С признательностью Татьяна С.
Tavvolga, конечно можно) На то он и черновик, чтобы здесь анализировать и править.
Мне ваши дети понравились. Настоящие диалоги, непридуманные.
Ситуация, которая описана, вызывает разные чувства. Девочка получила урок. Но, как говорится, "судьи кто?" Выкрасть из портфеля , сунуть нос туда, куда не звали, а потом ещё суд устраивать? Но такова реальность. Галина Каюмова Моя творческая страничка на Острове --------------------------
С вашего позволения ещё некоторые вещи тоже "пропущу" через форум.
Да мы только рады будем!!! И конечно - на новой странице, это только стихи хороши в одной темке, так легче проследить рост и мысли автора))) Ждем! Моя страница, велкам! Мой дневник