Путешествие в страну ритма и метра. Глава 3. Пеоны - Форум  
Приветствуем Вас Гость | RSS Главная | Путешествие в страну ритма и метра. Глава 3. Пеоны - Форум | Регистрация | Вход

[ Последние сообщения · Островитяне · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Анаит  
Форум » Бухта надежды » Умная хижина - поэзия » Путешествие в страну ритма и метра. Глава 3. Пеоны (От Юрия Петровича Лысенко - Раина (с его позволения))
Путешествие в страну ритма и метра. Глава 3. Пеоны
НатаДата: Вторник, 29.11.2011, 12:44 | Сообщение # 1
Уважаемый островитянин
Группа: Островитянин
Сообщений: 1351
Награды: 29
Репутация: 96
Статус: Offline
А сегодня, друзья мои, мы, минуя трёхсложники, переходим сразу к четырёхсложникам, так называемым, ПЕОНАМ.

Предупреждаю! Кому станет очень скучно, может пропустить этот материал и дождаться главы о трёхсложниках. Пропуск ПЕОНОВ ему не повредит. Он потом вернётся к ним, возмужавшим и зрелым (перед Логаэдами).

Ну, а кто решился прорубиться со мной сквозь чащу пеонов к свету, ВПЕРЁД!!!!

Итак, не путайте ПЕОНЫ с цветами и бедными аргентинскими крестьянами, которых тоже так называют. Помните у Бродского?:

"В ночной тиши под сенью девственного леса
Хуарес, действуя как двигатель прогресса,
забывшим начисто, как выглядят два песо,
ПЕОНАМ новые винтовки выдает."

Так почему мы сразу, минуя трёхсложники, перешли к этим «диковинным» зверям - ПЕОНАМ? Да потому что, как мы позже увидим, они являются ближайшими родственники ЯМБА и ХОРЕЯ. В том месте, где мы называли ХОРЕЙ пляшущим, а ЯМБ поющимся (во второй главе), я об этом упоминал. И пока эти стопы (ЯМБ и ХОРЕЙ) свежи у нас в памяти, мы изучим ПЕОНЫ.

Четырёхсложные стопы, именуемые пеонами, выглядят так:

1-й пеон:.....1000
2-й пеон:.....0100
3-й пеон:.....0010
4-й пеон:.....0001

Это чистые пеоны. Не правда ли, они на что-то очень похожи?
Но об этом позже. А пока будем считать, что на свете существуют чистые ПЕОНЫ.

Приведу примеры таких ПЕОНОВ, которые сам на досуге и придумал. Естественно, чепуха несусветная, но это именно для того, чтобы вы поняли, что чистых ПЕОНОВ в природе быть не может. Да это никому и не нужно. Кстати, что такое ЧИСТЫЕ ПЕОНЫ? Очевидно, это строки, состоящие из многосложных слов, без союзов и предлогов, так как они неминуемо породят дополнительные ударения, и ПЕОН перестанет быть чистым.

Итак, примеры чистых ПЕОНОВ:

1-й ПЕОН:

ВАрежки промОкли,
1000.....10
ШАнежки засОхли,
1000.....10
ДЕдушки оглОхли,
1000.....10
БАбушки усОхли.
1000.....10

ЛАмпочка потУхла,
1000.....10
КОзочка протУхла.
1000.....10
ПрОволочка лОпнула,
1000.....100
ФОрточку захлОпнула.
1000.....100

Как видим, он всего только двухстопный, но чистый, чище не бывает, и с ДАКТИЛИЧЕСКИМ ОКОНЧАНИЕМ. Помните, я о нём упоминал во второй главе? Дактилическое окончание или дактилическая рифма, это ДВА безударных слога на конце строки. Почему оно так называется? К этому мы вернёмся в главе о трёхсложниках.

2-й ПЕОН:

ПрилИчные профЕссии,
0100...0100
РазлИчные конфЕсии.
0100...0100

Вот и всё что удалось придумать. Очень мало в русском языке четырёхсложных слов с ударением на втором слоге. Снова 2-й ПЕОН у нас двухстопный и с ДАКТИЛИЧЕСКИМ окончанием.

3-й ПЕОН:

А эту картинку даже можно назвать «Ярмарка»:

ЗавопИли балагАны,
0010...0010
ЗастучАли в барабАны
0010...0010
ЗавизжАли поросЯта,
0010...0010
РаскудАхтались курЯта
0010...0010

Неплохо, верно. Окончания, как видим, ЖЕНСКИЕ.

4-й ПЕОН:

ЭлектростАнции гудУТ –
0001...0001
ЦивилизАцию блюдУт.
0001...0001

Такой вот, извините, бред с МУЖСКИМ окончанием.

Как видим, абсолютно чистые ПЕОНЫ имеют скорее теоретическое значение.

Естественно, что задавшись целью написать чистый пеон и подбирая для этого специально многосложные слова ничего путного придумать нельзя. А вот если не ставить себе такой цели, то он очень даже легко сочинится, ни с того, ни с сего. Просто не надо обращать внимания на СВЕРХСХЕМНЫЕ ударения, лишь бы они не порождали распада ударений.

Вот вам пример из Марины Синицыной (нестихирного автора):

От порОга до окОшка,
+010...+010
СтаринОю хорошА,
0010...001................- абс. чистый 3-й пеон
РасстилАется дорОжка –
0010...0010..............- абс. чистый 3-й пеон
СамоткАная душА
0010...001................- абс. чистый 3-й пеон

Детских плАтьиц лоскутОчки,
+010...0010
Хоть и вЫцвели давнО,
++10...001
ПролегАя плотной стрОчкой,
0010...+010
ОбразУют полотнО.
0010...001...............- абс. чистый 3-й пеон

Думаю, никто не объявит вышеприведённые строки бессмыслицей или искусственным примером. И слабые ударения тут связаны в основном с предлогами и союзами, за исключением слов "платьиц" и "плотной". А периодически здесь встречаются и абсолютно чистые пеоны (я их обозначил). Ниже мы увидим, откуда берётся 3-й ПЕОН.

Но если мы поняли, что чистых ЯМБА и ХОРЕЯ в природе нет – они обильно приправлены ПИРРИХИЯМИ и СПОНДЕЯМИ, то, тем более, в природе не существует чистых ПЕОНОВ. Они могут быть приправлены слабыми ударениями. Но вот пропущенных ИКТОВ в них точно не может быть. Тогда ПЕОН точно сломается.

Помните песня такая была?: «Песню нельзя сочинить. Песни рождаются сами». Перефразируя, скажу: «ПЕОНЫ нельзя сочинить – ПЕОНЫ рождаются сами». Как это происходит? А вот так: Человек спокойно себе пишет ямбом или хореем (пятистопным, шестистопным и т.д.), а у него получается пеон, да ещё какой. А у Марины Синициной из четырёхстопного хорея 3-й ПЕОН вышел. Как же он рождается, и из чего?
Для решения этого вопроса присмотримся к них повнимательнее.

На что они похожи? Подумаем.

Ну да, конечно!

1-й пеон:.....10 00 = ХОРЕЙ + ПИРРИХИЙ
2-й пеон:.....01 00 = ЯМБ + ПИРРИХИЙ
3-й пеон:.....00 10 = ПИРРИХИЙ + ХОРЕЙ
4-й пеон:.....00 01 = ПИРРИХИЙ + ЯМБ

То есть встретив в строке ЯМБА или ХОРЕЯ ПИРРИХИЙ, мы сразу можем сказать себе, что встретили стопу ПЕОНА.

Вы спросите: так зачем же огород городить? Давайте забудем про ЯМБЫ и ХОРЕИ и будем всё считать пеонами. Не всё так просто. И вот почему.
Ведь стихи пишутся иногда очень короткими строчками, а иногда — архидлинными. У меня есть пример одностопного ЯМБА и даже односложника (каждая строка состоит из одного ударного слога – сплошь икты). Любопытно? Ну смотрите:

Кол
гол,
сук
сух,
сруб
груб,
Вес –
Пресс.

И в рифму, и со смыслом.

И не такие бессмысленные, как «чистые» сконструированные ПЕОНЫ.

Ну, при желании и эти строки можно объявить и одностопным первым пеоном с мужским окончанием, и одностопным хореем хореем с мужским окончанием, и даже (забегая вперёд) одностопным датилем с мужским окончанием. Словом, любой стопой у которой первый слог ударный. Нет?

А есть у некоторых авторов строки по 15 и более слогов, то есть по 7-8 и более двухсложных стоп и в этом всё дело.

Чем отличается длинная строка от короткой? И что такое строка средней длины? Вопрос не праздный. Дело в том, что более 4-х иктов в стихотворной строке мы не можем нормально воспринимать. Она становится монотонной и скучной или «долбящей мозг».
2 икта в строке – слишком быстрый, скачущий темп, но именно он и может в полной мере обнажить характер двухсложников и трёхсложников, тем более, но о них в следующей главе.

Начнём с примеров, примитивных и глупых до безобразия:

Двухстопный ямб:

Я шёл, ты шёл
+1 +1
И гриб нашёл
+1 01

Никому в голову не придёт в подобный стишок вставить многосложное слово, а значит здесь могут быть спондеи, но не может быть пиррихиев.

Трёхстопный хорей

Я ходил по пню
10 10 1
В этом всех виню
10 10 1

То же самое – пиррихиев нет и быть не может

Четырёхстопный ямб – это уже «Евгений Онегин», конечно:

Пора красавица проснись
01 01 00 01
Открой сомкнуты негой взоры
01 01 01 01 0
Навстречу северной Авроры
01 01 00 01 0
Звездою севера явись
01 01 00 01

Пиррихий в первой строке и в третьей. В одной и той же позиции. Ритмическая картина рифмующихся строк одинакова. И никаких неудобств это не создаёт. И в 4-й строке он тоже есть и в той же позиции. Это уже средняя длина. ПИРРИХИИ возможны, но их расположение в строке не критично и, в общем-то, может быть любым, хотя приветствуется повторяемость ритмической схемы хотя бы в рифмующихся строках.

И вот пошли сонеты – ПЯТИСТОПНЫЙ ЯМБ. И это уже некоторый «перебор» по длине. Как я сказал выше, это уже почти длиннострочный стих. Здесь ПИРРИХИИ могут встречаться довольно часто и располагаться как угодно, а значит, в их расположении должен быть какой-то закон. Или нет?

Проиллюстрируем примером:

БиблЕйской зАповедью взЯв оснОвы,
01 01 00 01 01 0

Немного непонятная строка. Автор хотел сказать «Взяв за основу библейские заповеди»
Но дело даже не в этом, а в том, что если пиррихий имеется в строке пятистопного ЯМБА, он должен следовать сразу за первой стопой, порождая 2-й пеон в начале строки ямба. Ведь хочется прочесть, следуя ритмическому чувству:

БиблЕйской заповЕдью взЯв оснОвы,
01 00 01 01 01 0

Придумаем другую строку:

БиблЕйский проповЕдник дАл оснОвы,
01 00 01 01 01 0

Совсем иначе слушается строка ритмически, ведь так? Потому что если уж появился в пятистопном ямбе пеон, он должен стоять на первом месте. Строка начнётся с длинной стопы и закончится короткой (это обычный закон логаэдов - строк состоящих из стоп разной длины, но об этом речь ещё не скоро пойдёт). Причём, заметили? В строке стало 4 ИКТА. Она перестала быть длинной.

А дальше - больше:

Естественно, теперь понятно, что пиррихий во второй стопе порождает Второй пеон и никуда от него не деться. И остальная часть строки начинает слушаться как второй пеон - некоторые ударения становятся слабыми. В данном случае, слово "дал". Такова судьба большинства односложных слов:

БиблЕйский проповЕдник дал оснОвы,
0100...010+...010 2й ПЕОН (женское окончание)

Естественно, теперь понятно, что пиррихий во второй стопе порождает Второй пеон и никуда от него не деться. И остальная часть строки начинает слушаться как второй пеон - некоторые ударения становятся слабыми.

А теперь без изобретений. Теперь истинная поэзия. Пятистопный ямб может трансформироваться в прекрасный трёхстопный 2-й ПЕОН. Алёна Симоненко (г.Омск):

…осИнника трепЕщущая дрОжь,
0100...0100...01
над пАданцми крУжит рОй осИный…
+100...010+...01...0

Не правда ли, прекрасно?

На территории логаэдов мы к этому ещё вернёмся, а пока запомним, что в пятистопном ямбе ПИРРИХИИ, а иначе ПЕОНЫ (и всегда 2-е) возникают часто помимо нашей воли. А ещё какие-нибудь варианты возможны? Пожалуй, нет. Попробуйте предложить.

В шестистопном же ЯМБЕ и ХОРЕЕ, уже слишком много иктов – 6, и наша психика быстренько выделяет из них 3 главных и превращает их в трёхстопные ПЕОНЫ. Без вариантов! ХОРЕЙ при этом превращается во 1-й или 3-й ПЕОН, а ЯМБ – во 2-й или 4-й ПЕОН.

Вот и в стихе Марины Синицыной, с которого мы начали ("Самотканая дорожка"), 3-й ПЕОН - производная ХОРЕЯ.

А вот пример трёхстопного 4-го ПЕОНА, который родился у Николая Рубцова из ЯМБА, естественно:

Размытый пУть и вдоль кривЫе тополЯ
0+01...++01...0001
Я слышал нЕба звук – былА пора отлЁта
++01...0+01...0+01...0
И вот я встАл и тихо вЫшел за ворОта
+++1...0+01...0+01...0
Туда, где прОстирались жЁлтые полЯ.
0++1...0001...0001

Тот факт, что в ПЕОНЕ в два раза меньше ИКТОВ, чем в соответствующих ЯМБЕ и ХОРЕЕ не отменяет общих требований к ударениям, в том числе слабым. Излишне говорить, что пропущенных ИКТОВ в ПЕОНАХ быть не может. А распад ударения в пеонах угрожает невнимательным поэтам точно также, как и в исходных ЯМБЕ и ХОРЕЕ. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что, так как распад получается у слабых ударений, то и называться он будет не распадом, а «полу-распадом» ударений. С этим термином мы не раз встретимся, говоря о трёхсложниках.

Три стопы для ПЕОНА это вполне нормально. Если кто-то приведёт мне пример четырёхстопного пеона, с удовольствием приму и отмечу роль такого читателя. Но мы до сих пор не говорили о том, что размер может быть неравномерным, т.е. стоп может быть неравное количество в строках. В общем случае одинаковое количество стоп должно быть у рифмующихся строк, но бывает, что последняя строчка строфы искусственно укорачивается.

А вот совершенно поразительный пример 4-го ПЕОНА Михаила Щербакова, где идёт последовательное удлинение строки:

Нет, я не жАлуюсь, я в прИнципе привЫк бы и к томУ, что мир бывАет невнимАтельным и чЁрствым,
.....+++1................00+1.................0001..........++01..........++01............ 0001.................00+1.........0...7 стоп
Что благорОдным образцАм он соотвЕтствует не шИбко или трЕбованьям вЫсшим отвечАет не вполнЕ.
.....+001.................0001.................+001..........00+1..........0+01...........0001..............0001........0+01 8 стоп
Чёрт с нИм!
.....+1......... ямб
Не отвечАет, и чёрт с нИм!
.....+001...0++1...........................................2 стопы
Но почемУ в таком колИчестве, во всЯком переУлке, изначАльно бесконЕчено - и как рАз по отношЕнию ко мнЕ?
.....+001............0+01............00+1............0001...........0001..............0001.............0++1.............+001..............00 +1........9 стоп

Ну, нарастание количества стоп 7-8-9 я комментировать не буду, но лишь обращу Ваше внимание на то, что в последней строке 36(!!!!) слогов. Представьте себе 18-стопный ямб!!!! Даже 9-ти стопный пеон себе невозможно представить, но ведь вот же он – существует.
И ни одного распада ударений!!! Впрочем, во всём творчестве Михаила Щербакова мне пока ни разу не удалось найти ни распада, ни полу-распада ударения.

Но как, говорил Воланд: «Дорогой Бегемот! Мы тут заболтались, а публика заскучала»

Пора подводить черту под пеонами.

Итак, главное, что я хотел сказать. Безусловно, это всё сильно сложнее ЯМБА и ХОРЕЯ, но и встречается не так часто. За исключением пятистопного ЯМБА, который всегда чреват 2-м ПЕОНОМ, из-за чего сонеты стихирных авторов, порой, невозможно читать не сбиваясь с ритма. И надо очень внимательно следить пятистопноямбовых сонетах за применением многосложных слов, которые чреваты появлением ПИРРИХИЕВ, а значит ПЕОНОВ, которые, в свою очередь, не всегда стройно и гармонично вписываются в ЯМБИЧЕСКУЮ строку.

Да! Сегодня я своих читателей утомил. Тех, кто смог дочитать до конца.

Как говорится: «Кто дослушал, молодец!»

Ничего, друзья, на территории трёхсложников будет веселее и интереснее и, возможно, понятнее. А теперь, как всегда, контрольные вопросы:

1) Что такое ПЕОН?
2) Какие бывают ПЕОНЫ и чем отличаются друг от друга?
3) Как ПЕОНЫ соотносятся с ЯМБОМ и ХОРЕЕМ?
4) Какие ПЕОНЫ получаются из ЯМБА, а какие из ХОРЕЯ?
5) Сколько ИКТОВ в строке считать нормой?
6) Может ли существовать 6-ти и более -стопные ХОРЕЙ и ЯМБ?
7) На каком месте в строке пятистопного ЯМБА может располагаться ПИРРИХИЙ (ПЕОН), иначе каким ПЕОНОМ чреват пятистопный ЯМБ?

статья отсюда: http://www.stihi.ru/2011/11/22/4789


"Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звезды". (Иммануил Кант)
мой блог


Сообщение отредактировал Ната - Вторник, 29.11.2011, 12:53
 
СообщениеА сегодня, друзья мои, мы, минуя трёхсложники, переходим сразу к четырёхсложникам, так называемым, ПЕОНАМ.

Предупреждаю! Кому станет очень скучно, может пропустить этот материал и дождаться главы о трёхсложниках. Пропуск ПЕОНОВ ему не повредит. Он потом вернётся к ним, возмужавшим и зрелым (перед Логаэдами).

Ну, а кто решился прорубиться со мной сквозь чащу пеонов к свету, ВПЕРЁД!!!!

Итак, не путайте ПЕОНЫ с цветами и бедными аргентинскими крестьянами, которых тоже так называют. Помните у Бродского?:

"В ночной тиши под сенью девственного леса
Хуарес, действуя как двигатель прогресса,
забывшим начисто, как выглядят два песо,
ПЕОНАМ новые винтовки выдает."

Так почему мы сразу, минуя трёхсложники, перешли к этим «диковинным» зверям - ПЕОНАМ? Да потому что, как мы позже увидим, они являются ближайшими родственники ЯМБА и ХОРЕЯ. В том месте, где мы называли ХОРЕЙ пляшущим, а ЯМБ поющимся (во второй главе), я об этом упоминал. И пока эти стопы (ЯМБ и ХОРЕЙ) свежи у нас в памяти, мы изучим ПЕОНЫ.

Четырёхсложные стопы, именуемые пеонами, выглядят так:

1-й пеон:.....1000
2-й пеон:.....0100
3-й пеон:.....0010
4-й пеон:.....0001

Это чистые пеоны. Не правда ли, они на что-то очень похожи?
Но об этом позже. А пока будем считать, что на свете существуют чистые ПЕОНЫ.

Приведу примеры таких ПЕОНОВ, которые сам на досуге и придумал. Естественно, чепуха несусветная, но это именно для того, чтобы вы поняли, что чистых ПЕОНОВ в природе быть не может. Да это никому и не нужно. Кстати, что такое ЧИСТЫЕ ПЕОНЫ? Очевидно, это строки, состоящие из многосложных слов, без союзов и предлогов, так как они неминуемо породят дополнительные ударения, и ПЕОН перестанет быть чистым.

Итак, примеры чистых ПЕОНОВ:

1-й ПЕОН:

ВАрежки промОкли,
1000.....10
ШАнежки засОхли,
1000.....10
ДЕдушки оглОхли,
1000.....10
БАбушки усОхли.
1000.....10

ЛАмпочка потУхла,
1000.....10
КОзочка протУхла.
1000.....10
ПрОволочка лОпнула,
1000.....100
ФОрточку захлОпнула.
1000.....100

Как видим, он всего только двухстопный, но чистый, чище не бывает, и с ДАКТИЛИЧЕСКИМ ОКОНЧАНИЕМ. Помните, я о нём упоминал во второй главе? Дактилическое окончание или дактилическая рифма, это ДВА безударных слога на конце строки. Почему оно так называется? К этому мы вернёмся в главе о трёхсложниках.

2-й ПЕОН:

ПрилИчные профЕссии,
0100...0100
РазлИчные конфЕсии.
0100...0100

Вот и всё что удалось придумать. Очень мало в русском языке четырёхсложных слов с ударением на втором слоге. Снова 2-й ПЕОН у нас двухстопный и с ДАКТИЛИЧЕСКИМ окончанием.

3-й ПЕОН:

А эту картинку даже можно назвать «Ярмарка»:

ЗавопИли балагАны,
0010...0010
ЗастучАли в барабАны
0010...0010
ЗавизжАли поросЯта,
0010...0010
РаскудАхтались курЯта
0010...0010

Неплохо, верно. Окончания, как видим, ЖЕНСКИЕ.

4-й ПЕОН:

ЭлектростАнции гудУТ –
0001...0001
ЦивилизАцию блюдУт.
0001...0001

Такой вот, извините, бред с МУЖСКИМ окончанием.

Как видим, абсолютно чистые ПЕОНЫ имеют скорее теоретическое значение.

Естественно, что задавшись целью написать чистый пеон и подбирая для этого специально многосложные слова ничего путного придумать нельзя. А вот если не ставить себе такой цели, то он очень даже легко сочинится, ни с того, ни с сего. Просто не надо обращать внимания на СВЕРХСХЕМНЫЕ ударения, лишь бы они не порождали распада ударений.

Вот вам пример из Марины Синицыной (нестихирного автора):

От порОга до окОшка,
+010...+010
СтаринОю хорошА,
0010...001................- абс. чистый 3-й пеон
РасстилАется дорОжка –
0010...0010..............- абс. чистый 3-й пеон
СамоткАная душА
0010...001................- абс. чистый 3-й пеон

Детских плАтьиц лоскутОчки,
+010...0010
Хоть и вЫцвели давнО,
++10...001
ПролегАя плотной стрОчкой,
0010...+010
ОбразУют полотнО.
0010...001...............- абс. чистый 3-й пеон

Думаю, никто не объявит вышеприведённые строки бессмыслицей или искусственным примером. И слабые ударения тут связаны в основном с предлогами и союзами, за исключением слов "платьиц" и "плотной". А периодически здесь встречаются и абсолютно чистые пеоны (я их обозначил). Ниже мы увидим, откуда берётся 3-й ПЕОН.

Но если мы поняли, что чистых ЯМБА и ХОРЕЯ в природе нет – они обильно приправлены ПИРРИХИЯМИ и СПОНДЕЯМИ, то, тем более, в природе не существует чистых ПЕОНОВ. Они могут быть приправлены слабыми ударениями. Но вот пропущенных ИКТОВ в них точно не может быть. Тогда ПЕОН точно сломается.

Помните песня такая была?: «Песню нельзя сочинить. Песни рождаются сами». Перефразируя, скажу: «ПЕОНЫ нельзя сочинить – ПЕОНЫ рождаются сами». Как это происходит? А вот так: Человек спокойно себе пишет ямбом или хореем (пятистопным, шестистопным и т.д.), а у него получается пеон, да ещё какой. А у Марины Синициной из четырёхстопного хорея 3-й ПЕОН вышел. Как же он рождается, и из чего?
Для решения этого вопроса присмотримся к них повнимательнее.

На что они похожи? Подумаем.

Ну да, конечно!

1-й пеон:.....10 00 = ХОРЕЙ + ПИРРИХИЙ
2-й пеон:.....01 00 = ЯМБ + ПИРРИХИЙ
3-й пеон:.....00 10 = ПИРРИХИЙ + ХОРЕЙ
4-й пеон:.....00 01 = ПИРРИХИЙ + ЯМБ

То есть встретив в строке ЯМБА или ХОРЕЯ ПИРРИХИЙ, мы сразу можем сказать себе, что встретили стопу ПЕОНА.

Вы спросите: так зачем же огород городить? Давайте забудем про ЯМБЫ и ХОРЕИ и будем всё считать пеонами. Не всё так просто. И вот почему.
Ведь стихи пишутся иногда очень короткими строчками, а иногда — архидлинными. У меня есть пример одностопного ЯМБА и даже односложника (каждая строка состоит из одного ударного слога – сплошь икты). Любопытно? Ну смотрите:

Кол
гол,
сук
сух,
сруб
груб,
Вес –
Пресс.

И в рифму, и со смыслом.

И не такие бессмысленные, как «чистые» сконструированные ПЕОНЫ.

Ну, при желании и эти строки можно объявить и одностопным первым пеоном с мужским окончанием, и одностопным хореем хореем с мужским окончанием, и даже (забегая вперёд) одностопным датилем с мужским окончанием. Словом, любой стопой у которой первый слог ударный. Нет?

А есть у некоторых авторов строки по 15 и более слогов, то есть по 7-8 и более двухсложных стоп и в этом всё дело.

Чем отличается длинная строка от короткой? И что такое строка средней длины? Вопрос не праздный. Дело в том, что более 4-х иктов в стихотворной строке мы не можем нормально воспринимать. Она становится монотонной и скучной или «долбящей мозг».
2 икта в строке – слишком быстрый, скачущий темп, но именно он и может в полной мере обнажить характер двухсложников и трёхсложников, тем более, но о них в следующей главе.

Начнём с примеров, примитивных и глупых до безобразия:

Двухстопный ямб:

Я шёл, ты шёл
+1 +1
И гриб нашёл
+1 01

Никому в голову не придёт в подобный стишок вставить многосложное слово, а значит здесь могут быть спондеи, но не может быть пиррихиев.

Трёхстопный хорей

Я ходил по пню
10 10 1
В этом всех виню
10 10 1

То же самое – пиррихиев нет и быть не может

Четырёхстопный ямб – это уже «Евгений Онегин», конечно:

Пора красавица проснись
01 01 00 01
Открой сомкнуты негой взоры
01 01 01 01 0
Навстречу северной Авроры
01 01 00 01 0
Звездою севера явись
01 01 00 01

Пиррихий в первой строке и в третьей. В одной и той же позиции. Ритмическая картина рифмующихся строк одинакова. И никаких неудобств это не создаёт. И в 4-й строке он тоже есть и в той же позиции. Это уже средняя длина. ПИРРИХИИ возможны, но их расположение в строке не критично и, в общем-то, может быть любым, хотя приветствуется повторяемость ритмической схемы хотя бы в рифмующихся строках.

И вот пошли сонеты – ПЯТИСТОПНЫЙ ЯМБ. И это уже некоторый «перебор» по длине. Как я сказал выше, это уже почти длиннострочный стих. Здесь ПИРРИХИИ могут встречаться довольно часто и располагаться как угодно, а значит, в их расположении должен быть какой-то закон. Или нет?

Проиллюстрируем примером:

БиблЕйской зАповедью взЯв оснОвы,
01 01 00 01 01 0

Немного непонятная строка. Автор хотел сказать «Взяв за основу библейские заповеди»
Но дело даже не в этом, а в том, что если пиррихий имеется в строке пятистопного ЯМБА, он должен следовать сразу за первой стопой, порождая 2-й пеон в начале строки ямба. Ведь хочется прочесть, следуя ритмическому чувству:

БиблЕйской заповЕдью взЯв оснОвы,
01 00 01 01 01 0

Придумаем другую строку:

БиблЕйский проповЕдник дАл оснОвы,
01 00 01 01 01 0

Совсем иначе слушается строка ритмически, ведь так? Потому что если уж появился в пятистопном ямбе пеон, он должен стоять на первом месте. Строка начнётся с длинной стопы и закончится короткой (это обычный закон логаэдов - строк состоящих из стоп разной длины, но об этом речь ещё не скоро пойдёт). Причём, заметили? В строке стало 4 ИКТА. Она перестала быть длинной.

А дальше - больше:

Естественно, теперь понятно, что пиррихий во второй стопе порождает Второй пеон и никуда от него не деться. И остальная часть строки начинает слушаться как второй пеон - некоторые ударения становятся слабыми. В данном случае, слово "дал". Такова судьба большинства односложных слов:

БиблЕйский проповЕдник дал оснОвы,
0100...010+...010 2й ПЕОН (женское окончание)

Естественно, теперь понятно, что пиррихий во второй стопе порождает Второй пеон и никуда от него не деться. И остальная часть строки начинает слушаться как второй пеон - некоторые ударения становятся слабыми.

А теперь без изобретений. Теперь истинная поэзия. Пятистопный ямб может трансформироваться в прекрасный трёхстопный 2-й ПЕОН. Алёна Симоненко (г.Омск):

…осИнника трепЕщущая дрОжь,
0100...0100...01
над пАданцми крУжит рОй осИный…
+100...010+...01...0

Не правда ли, прекрасно?

На территории логаэдов мы к этому ещё вернёмся, а пока запомним, что в пятистопном ямбе ПИРРИХИИ, а иначе ПЕОНЫ (и всегда 2-е) возникают часто помимо нашей воли. А ещё какие-нибудь варианты возможны? Пожалуй, нет. Попробуйте предложить.

В шестистопном же ЯМБЕ и ХОРЕЕ, уже слишком много иктов – 6, и наша психика быстренько выделяет из них 3 главных и превращает их в трёхстопные ПЕОНЫ. Без вариантов! ХОРЕЙ при этом превращается во 1-й или 3-й ПЕОН, а ЯМБ – во 2-й или 4-й ПЕОН.

Вот и в стихе Марины Синицыной, с которого мы начали ("Самотканая дорожка"), 3-й ПЕОН - производная ХОРЕЯ.

А вот пример трёхстопного 4-го ПЕОНА, который родился у Николая Рубцова из ЯМБА, естественно:

Размытый пУть и вдоль кривЫе тополЯ
0+01...++01...0001
Я слышал нЕба звук – былА пора отлЁта
++01...0+01...0+01...0
И вот я встАл и тихо вЫшел за ворОта
+++1...0+01...0+01...0
Туда, где прОстирались жЁлтые полЯ.
0++1...0001...0001

Тот факт, что в ПЕОНЕ в два раза меньше ИКТОВ, чем в соответствующих ЯМБЕ и ХОРЕЕ не отменяет общих требований к ударениям, в том числе слабым. Излишне говорить, что пропущенных ИКТОВ в ПЕОНАХ быть не может. А распад ударения в пеонах угрожает невнимательным поэтам точно также, как и в исходных ЯМБЕ и ХОРЕЕ. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что, так как распад получается у слабых ударений, то и называться он будет не распадом, а «полу-распадом» ударений. С этим термином мы не раз встретимся, говоря о трёхсложниках.

Три стопы для ПЕОНА это вполне нормально. Если кто-то приведёт мне пример четырёхстопного пеона, с удовольствием приму и отмечу роль такого читателя. Но мы до сих пор не говорили о том, что размер может быть неравномерным, т.е. стоп может быть неравное количество в строках. В общем случае одинаковое количество стоп должно быть у рифмующихся строк, но бывает, что последняя строчка строфы искусственно укорачивается.

А вот совершенно поразительный пример 4-го ПЕОНА Михаила Щербакова, где идёт последовательное удлинение строки:

Нет, я не жАлуюсь, я в прИнципе привЫк бы и к томУ, что мир бывАет невнимАтельным и чЁрствым,
.....+++1................00+1.................0001..........++01..........++01............ 0001.................00+1.........0...7 стоп
Что благорОдным образцАм он соотвЕтствует не шИбко или трЕбованьям вЫсшим отвечАет не вполнЕ.
.....+001.................0001.................+001..........00+1..........0+01...........0001..............0001........0+01 8 стоп
Чёрт с нИм!
.....+1......... ямб
Не отвечАет, и чёрт с нИм!
.....+001...0++1...........................................2 стопы
Но почемУ в таком колИчестве, во всЯком переУлке, изначАльно бесконЕчено - и как рАз по отношЕнию ко мнЕ?
.....+001............0+01............00+1............0001...........0001..............0001.............0++1.............+001..............00 +1........9 стоп

Ну, нарастание количества стоп 7-8-9 я комментировать не буду, но лишь обращу Ваше внимание на то, что в последней строке 36(!!!!) слогов. Представьте себе 18-стопный ямб!!!! Даже 9-ти стопный пеон себе невозможно представить, но ведь вот же он – существует.
И ни одного распада ударений!!! Впрочем, во всём творчестве Михаила Щербакова мне пока ни разу не удалось найти ни распада, ни полу-распада ударения.

Но как, говорил Воланд: «Дорогой Бегемот! Мы тут заболтались, а публика заскучала»

Пора подводить черту под пеонами.

Итак, главное, что я хотел сказать. Безусловно, это всё сильно сложнее ЯМБА и ХОРЕЯ, но и встречается не так часто. За исключением пятистопного ЯМБА, который всегда чреват 2-м ПЕОНОМ, из-за чего сонеты стихирных авторов, порой, невозможно читать не сбиваясь с ритма. И надо очень внимательно следить пятистопноямбовых сонетах за применением многосложных слов, которые чреваты появлением ПИРРИХИЕВ, а значит ПЕОНОВ, которые, в свою очередь, не всегда стройно и гармонично вписываются в ЯМБИЧЕСКУЮ строку.

Да! Сегодня я своих читателей утомил. Тех, кто смог дочитать до конца.

Как говорится: «Кто дослушал, молодец!»

Ничего, друзья, на территории трёхсложников будет веселее и интереснее и, возможно, понятнее. А теперь, как всегда, контрольные вопросы:

1) Что такое ПЕОН?
2) Какие бывают ПЕОНЫ и чем отличаются друг от друга?
3) Как ПЕОНЫ соотносятся с ЯМБОМ и ХОРЕЕМ?
4) Какие ПЕОНЫ получаются из ЯМБА, а какие из ХОРЕЯ?
5) Сколько ИКТОВ в строке считать нормой?
6) Может ли существовать 6-ти и более -стопные ХОРЕЙ и ЯМБ?
7) На каком месте в строке пятистопного ЯМБА может располагаться ПИРРИХИЙ (ПЕОН), иначе каким ПЕОНОМ чреват пятистопный ЯМБ?

статья отсюда: http://www.stihi.ru/2011/11/22/4789

Автор - Ната
Дата добавления - 29.11.2011 в 12:44
СообщениеА сегодня, друзья мои, мы, минуя трёхсложники, переходим сразу к четырёхсложникам, так называемым, ПЕОНАМ.

Предупреждаю! Кому станет очень скучно, может пропустить этот материал и дождаться главы о трёхсложниках. Пропуск ПЕОНОВ ему не повредит. Он потом вернётся к ним, возмужавшим и зрелым (перед Логаэдами).

Ну, а кто решился прорубиться со мной сквозь чащу пеонов к свету, ВПЕРЁД!!!!

Итак, не путайте ПЕОНЫ с цветами и бедными аргентинскими крестьянами, которых тоже так называют. Помните у Бродского?:

"В ночной тиши под сенью девственного леса
Хуарес, действуя как двигатель прогресса,
забывшим начисто, как выглядят два песо,
ПЕОНАМ новые винтовки выдает."

Так почему мы сразу, минуя трёхсложники, перешли к этим «диковинным» зверям - ПЕОНАМ? Да потому что, как мы позже увидим, они являются ближайшими родственники ЯМБА и ХОРЕЯ. В том месте, где мы называли ХОРЕЙ пляшущим, а ЯМБ поющимся (во второй главе), я об этом упоминал. И пока эти стопы (ЯМБ и ХОРЕЙ) свежи у нас в памяти, мы изучим ПЕОНЫ.

Четырёхсложные стопы, именуемые пеонами, выглядят так:

1-й пеон:.....1000
2-й пеон:.....0100
3-й пеон:.....0010
4-й пеон:.....0001

Это чистые пеоны. Не правда ли, они на что-то очень похожи?
Но об этом позже. А пока будем считать, что на свете существуют чистые ПЕОНЫ.

Приведу примеры таких ПЕОНОВ, которые сам на досуге и придумал. Естественно, чепуха несусветная, но это именно для того, чтобы вы поняли, что чистых ПЕОНОВ в природе быть не может. Да это никому и не нужно. Кстати, что такое ЧИСТЫЕ ПЕОНЫ? Очевидно, это строки, состоящие из многосложных слов, без союзов и предлогов, так как они неминуемо породят дополнительные ударения, и ПЕОН перестанет быть чистым.

Итак, примеры чистых ПЕОНОВ:

1-й ПЕОН:

ВАрежки промОкли,
1000.....10
ШАнежки засОхли,
1000.....10
ДЕдушки оглОхли,
1000.....10
БАбушки усОхли.
1000.....10

ЛАмпочка потУхла,
1000.....10
КОзочка протУхла.
1000.....10
ПрОволочка лОпнула,
1000.....100
ФОрточку захлОпнула.
1000.....100

Как видим, он всего только двухстопный, но чистый, чище не бывает, и с ДАКТИЛИЧЕСКИМ ОКОНЧАНИЕМ. Помните, я о нём упоминал во второй главе? Дактилическое окончание или дактилическая рифма, это ДВА безударных слога на конце строки. Почему оно так называется? К этому мы вернёмся в главе о трёхсложниках.

2-й ПЕОН:

ПрилИчные профЕссии,
0100...0100
РазлИчные конфЕсии.
0100...0100

Вот и всё что удалось придумать. Очень мало в русском языке четырёхсложных слов с ударением на втором слоге. Снова 2-й ПЕОН у нас двухстопный и с ДАКТИЛИЧЕСКИМ окончанием.

3-й ПЕОН:

А эту картинку даже можно назвать «Ярмарка»:

ЗавопИли балагАны,
0010...0010
ЗастучАли в барабАны
0010...0010
ЗавизжАли поросЯта,
0010...0010
РаскудАхтались курЯта
0010...0010

Неплохо, верно. Окончания, как видим, ЖЕНСКИЕ.

4-й ПЕОН:

ЭлектростАнции гудУТ –
0001...0001
ЦивилизАцию блюдУт.
0001...0001

Такой вот, извините, бред с МУЖСКИМ окончанием.

Как видим, абсолютно чистые ПЕОНЫ имеют скорее теоретическое значение.

Естественно, что задавшись целью написать чистый пеон и подбирая для этого специально многосложные слова ничего путного придумать нельзя. А вот если не ставить себе такой цели, то он очень даже легко сочинится, ни с того, ни с сего. Просто не надо обращать внимания на СВЕРХСХЕМНЫЕ ударения, лишь бы они не порождали распада ударений.

Вот вам пример из Марины Синицыной (нестихирного автора):

От порОга до окОшка,
+010...+010
СтаринОю хорошА,
0010...001................- абс. чистый 3-й пеон
РасстилАется дорОжка –
0010...0010..............- абс. чистый 3-й пеон
СамоткАная душА
0010...001................- абс. чистый 3-й пеон

Детских плАтьиц лоскутОчки,
+010...0010
Хоть и вЫцвели давнО,
++10...001
ПролегАя плотной стрОчкой,
0010...+010
ОбразУют полотнО.
0010...001...............- абс. чистый 3-й пеон

Думаю, никто не объявит вышеприведённые строки бессмыслицей или искусственным примером. И слабые ударения тут связаны в основном с предлогами и союзами, за исключением слов "платьиц" и "плотной". А периодически здесь встречаются и абсолютно чистые пеоны (я их обозначил). Ниже мы увидим, откуда берётся 3-й ПЕОН.

Но если мы поняли, что чистых ЯМБА и ХОРЕЯ в природе нет – они обильно приправлены ПИРРИХИЯМИ и СПОНДЕЯМИ, то, тем более, в природе не существует чистых ПЕОНОВ. Они могут быть приправлены слабыми ударениями. Но вот пропущенных ИКТОВ в них точно не может быть. Тогда ПЕОН точно сломается.

Помните песня такая была?: «Песню нельзя сочинить. Песни рождаются сами». Перефразируя, скажу: «ПЕОНЫ нельзя сочинить – ПЕОНЫ рождаются сами». Как это происходит? А вот так: Человек спокойно себе пишет ямбом или хореем (пятистопным, шестистопным и т.д.), а у него получается пеон, да ещё какой. А у Марины Синициной из четырёхстопного хорея 3-й ПЕОН вышел. Как же он рождается, и из чего?
Для решения этого вопроса присмотримся к них повнимательнее.

На что они похожи? Подумаем.

Ну да, конечно!

1-й пеон:.....10 00 = ХОРЕЙ + ПИРРИХИЙ
2-й пеон:.....01 00 = ЯМБ + ПИРРИХИЙ
3-й пеон:.....00 10 = ПИРРИХИЙ + ХОРЕЙ
4-й пеон:.....00 01 = ПИРРИХИЙ + ЯМБ

То есть встретив в строке ЯМБА или ХОРЕЯ ПИРРИХИЙ, мы сразу можем сказать себе, что встретили стопу ПЕОНА.

Вы спросите: так зачем же огород городить? Давайте забудем про ЯМБЫ и ХОРЕИ и будем всё считать пеонами. Не всё так просто. И вот почему.
Ведь стихи пишутся иногда очень короткими строчками, а иногда — архидлинными. У меня есть пример одностопного ЯМБА и даже односложника (каждая строка состоит из одного ударного слога – сплошь икты). Любопытно? Ну смотрите:

Кол
гол,
сук
сух,
сруб
груб,
Вес –
Пресс.

И в рифму, и со смыслом.

И не такие бессмысленные, как «чистые» сконструированные ПЕОНЫ.

Ну, при желании и эти строки можно объявить и одностопным первым пеоном с мужским окончанием, и одностопным хореем хореем с мужским окончанием, и даже (забегая вперёд) одностопным датилем с мужским окончанием. Словом, любой стопой у которой первый слог ударный. Нет?

А есть у некоторых авторов строки по 15 и более слогов, то есть по 7-8 и более двухсложных стоп и в этом всё дело.

Чем отличается длинная строка от короткой? И что такое строка средней длины? Вопрос не праздный. Дело в том, что более 4-х иктов в стихотворной строке мы не можем нормально воспринимать. Она становится монотонной и скучной или «долбящей мозг».
2 икта в строке – слишком быстрый, скачущий темп, но именно он и может в полной мере обнажить характер двухсложников и трёхсложников, тем более, но о них в следующей главе.

Начнём с примеров, примитивных и глупых до безобразия:

Двухстопный ямб:

Я шёл, ты шёл
+1 +1
И гриб нашёл
+1 01

Никому в голову не придёт в подобный стишок вставить многосложное слово, а значит здесь могут быть спондеи, но не может быть пиррихиев.

Трёхстопный хорей

Я ходил по пню
10 10 1
В этом всех виню
10 10 1

То же самое – пиррихиев нет и быть не может

Четырёхстопный ямб – это уже «Евгений Онегин», конечно:

Пора красавица проснись
01 01 00 01
Открой сомкнуты негой взоры
01 01 01 01 0
Навстречу северной Авроры
01 01 00 01 0
Звездою севера явись
01 01 00 01

Пиррихий в первой строке и в третьей. В одной и той же позиции. Ритмическая картина рифмующихся строк одинакова. И никаких неудобств это не создаёт. И в 4-й строке он тоже есть и в той же позиции. Это уже средняя длина. ПИРРИХИИ возможны, но их расположение в строке не критично и, в общем-то, может быть любым, хотя приветствуется повторяемость ритмической схемы хотя бы в рифмующихся строках.

И вот пошли сонеты – ПЯТИСТОПНЫЙ ЯМБ. И это уже некоторый «перебор» по длине. Как я сказал выше, это уже почти длиннострочный стих. Здесь ПИРРИХИИ могут встречаться довольно часто и располагаться как угодно, а значит, в их расположении должен быть какой-то закон. Или нет?

Проиллюстрируем примером:

БиблЕйской зАповедью взЯв оснОвы,
01 01 00 01 01 0

Немного непонятная строка. Автор хотел сказать «Взяв за основу библейские заповеди»
Но дело даже не в этом, а в том, что если пиррихий имеется в строке пятистопного ЯМБА, он должен следовать сразу за первой стопой, порождая 2-й пеон в начале строки ямба. Ведь хочется прочесть, следуя ритмическому чувству:

БиблЕйской заповЕдью взЯв оснОвы,
01 00 01 01 01 0

Придумаем другую строку:

БиблЕйский проповЕдник дАл оснОвы,
01 00 01 01 01 0

Совсем иначе слушается строка ритмически, ведь так? Потому что если уж появился в пятистопном ямбе пеон, он должен стоять на первом месте. Строка начнётся с длинной стопы и закончится короткой (это обычный закон логаэдов - строк состоящих из стоп разной длины, но об этом речь ещё не скоро пойдёт). Причём, заметили? В строке стало 4 ИКТА. Она перестала быть длинной.

А дальше - больше:

Естественно, теперь понятно, что пиррихий во второй стопе порождает Второй пеон и никуда от него не деться. И остальная часть строки начинает слушаться как второй пеон - некоторые ударения становятся слабыми. В данном случае, слово "дал". Такова судьба большинства односложных слов:

БиблЕйский проповЕдник дал оснОвы,
0100...010+...010 2й ПЕОН (женское окончание)

Естественно, теперь понятно, что пиррихий во второй стопе порождает Второй пеон и никуда от него не деться. И остальная часть строки начинает слушаться как второй пеон - некоторые ударения становятся слабыми.

А теперь без изобретений. Теперь истинная поэзия. Пятистопный ямб может трансформироваться в прекрасный трёхстопный 2-й ПЕОН. Алёна Симоненко (г.Омск):

…осИнника трепЕщущая дрОжь,
0100...0100...01
над пАданцми крУжит рОй осИный…
+100...010+...01...0

Не правда ли, прекрасно?

На территории логаэдов мы к этому ещё вернёмся, а пока запомним, что в пятистопном ямбе ПИРРИХИИ, а иначе ПЕОНЫ (и всегда 2-е) возникают часто помимо нашей воли. А ещё какие-нибудь варианты возможны? Пожалуй, нет. Попробуйте предложить.

В шестистопном же ЯМБЕ и ХОРЕЕ, уже слишком много иктов – 6, и наша психика быстренько выделяет из них 3 главных и превращает их в трёхстопные ПЕОНЫ. Без вариантов! ХОРЕЙ при этом превращается во 1-й или 3-й ПЕОН, а ЯМБ – во 2-й или 4-й ПЕОН.

Вот и в стихе Марины Синицыной, с которого мы начали ("Самотканая дорожка"), 3-й ПЕОН - производная ХОРЕЯ.

А вот пример трёхстопного 4-го ПЕОНА, который родился у Николая Рубцова из ЯМБА, естественно:

Размытый пУть и вдоль кривЫе тополЯ
0+01...++01...0001
Я слышал нЕба звук – былА пора отлЁта
++01...0+01...0+01...0
И вот я встАл и тихо вЫшел за ворОта
+++1...0+01...0+01...0
Туда, где прОстирались жЁлтые полЯ.
0++1...0001...0001

Тот факт, что в ПЕОНЕ в два раза меньше ИКТОВ, чем в соответствующих ЯМБЕ и ХОРЕЕ не отменяет общих требований к ударениям, в том числе слабым. Излишне говорить, что пропущенных ИКТОВ в ПЕОНАХ быть не может. А распад ударения в пеонах угрожает невнимательным поэтам точно также, как и в исходных ЯМБЕ и ХОРЕЕ. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что, так как распад получается у слабых ударений, то и называться он будет не распадом, а «полу-распадом» ударений. С этим термином мы не раз встретимся, говоря о трёхсложниках.

Три стопы для ПЕОНА это вполне нормально. Если кто-то приведёт мне пример четырёхстопного пеона, с удовольствием приму и отмечу роль такого читателя. Но мы до сих пор не говорили о том, что размер может быть неравномерным, т.е. стоп может быть неравное количество в строках. В общем случае одинаковое количество стоп должно быть у рифмующихся строк, но бывает, что последняя строчка строфы искусственно укорачивается.

А вот совершенно поразительный пример 4-го ПЕОНА Михаила Щербакова, где идёт последовательное удлинение строки:

Нет, я не жАлуюсь, я в прИнципе привЫк бы и к томУ, что мир бывАет невнимАтельным и чЁрствым,
.....+++1................00+1.................0001..........++01..........++01............ 0001.................00+1.........0...7 стоп
Что благорОдным образцАм он соотвЕтствует не шИбко или трЕбованьям вЫсшим отвечАет не вполнЕ.
.....+001.................0001.................+001..........00+1..........0+01...........0001..............0001........0+01 8 стоп
Чёрт с нИм!
.....+1......... ямб
Не отвечАет, и чёрт с нИм!
.....+001...0++1...........................................2 стопы
Но почемУ в таком колИчестве, во всЯком переУлке, изначАльно бесконЕчено - и как рАз по отношЕнию ко мнЕ?
.....+001............0+01............00+1............0001...........0001..............0001.............0++1.............+001..............00 +1........9 стоп

Ну, нарастание количества стоп 7-8-9 я комментировать не буду, но лишь обращу Ваше внимание на то, что в последней строке 36(!!!!) слогов. Представьте себе 18-стопный ямб!!!! Даже 9-ти стопный пеон себе невозможно представить, но ведь вот же он – существует.
И ни одного распада ударений!!! Впрочем, во всём творчестве Михаила Щербакова мне пока ни разу не удалось найти ни распада, ни полу-распада ударения.

Но как, говорил Воланд: «Дорогой Бегемот! Мы тут заболтались, а публика заскучала»

Пора подводить черту под пеонами.

Итак, главное, что я хотел сказать. Безусловно, это всё сильно сложнее ЯМБА и ХОРЕЯ, но и встречается не так часто. За исключением пятистопного ЯМБА, который всегда чреват 2-м ПЕОНОМ, из-за чего сонеты стихирных авторов, порой, невозможно читать не сбиваясь с ритма. И надо очень внимательно следить пятистопноямбовых сонетах за применением многосложных слов, которые чреваты появлением ПИРРИХИЕВ, а значит ПЕОНОВ, которые, в свою очередь, не всегда стройно и гармонично вписываются в ЯМБИЧЕСКУЮ строку.

Да! Сегодня я своих читателей утомил. Тех, кто смог дочитать до конца.

Как говорится: «Кто дослушал, молодец!»

Ничего, друзья, на территории трёхсложников будет веселее и интереснее и, возможно, понятнее. А теперь, как всегда, контрольные вопросы:

1) Что такое ПЕОН?
2) Какие бывают ПЕОНЫ и чем отличаются друг от друга?
3) Как ПЕОНЫ соотносятся с ЯМБОМ и ХОРЕЕМ?
4) Какие ПЕОНЫ получаются из ЯМБА, а какие из ХОРЕЯ?
5) Сколько ИКТОВ в строке считать нормой?
6) Может ли существовать 6-ти и более -стопные ХОРЕЙ и ЯМБ?
7) На каком месте в строке пятистопного ЯМБА может располагаться ПИРРИХИЙ (ПЕОН), иначе каким ПЕОНОМ чреват пятистопный ЯМБ?

статья отсюда: http://www.stihi.ru/2011/11/22/4789

Автор - Ната
Дата добавления - 29.11.2011 в 12:44
Форум » Бухта надежды » Умная хижина - поэзия » Путешествие в страну ритма и метра. Глава 3. Пеоны (От Юрия Петровича Лысенко - Раина (с его позволения))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Загрузка...

Посетители дня
Посетители:
Последние сообщения · Островитяне · Правила форума · Поиск · RSS
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Путешествие в страну ритма и метра. Глава 3. Пеоны - Форум | Регистрация | Вход
Конструктор сайтов - uCoz
Для добавления необходима авторизация
Остров © 2024 Конструктор сайтов - uCoz